Рабочая программа Экономика и менеджмент

ч

ilд

(-)

z

;Е о-

9ь4

БЕ
а.ý
9,ь
ью

LtH

;о
,:Ф
Бсс
сýл
ф.Е

нЁ
9iO
юл
оо
ФЧ
:Jо
юн
оо
ч^
чъ

9v
л-

!LH

аЕл

бý
о i-i
tЁ

!rФ
Еодi)
t=
;J

цд
ýо
ьý

>?

1г}

ol

2
к
ь(

(l)

са
с! о
д
с! о
н
cd

с0
н

д9
дЕ
анл
ЁЕй
ýЕ.ý
YОa)

!2. Е
ч,
с а gЦ

ч
ii

(€

ч
Ё

L:

:Е Lцб<сп
lY

|й

Ецп
_ol

Fо\

Е=ь
лri

5L:
*cn
Ёо]
Бс{
а(Ё
сg Lr
соЬ

=z

Д

Б5

ý Y

?Ёхdý
с0 д Б'',к
lE
v-l.\

я
J

(с

al

t*

l--t

а.

д
о
н

ЁЕN
>

бý

lдi

ц

0.i
t_-,'i

д
U
U

о сt.I
о-..
0-0

Fl
Ёl

з
Q
л
ч
l+l

i*r

Fl

tsl 2,
EJU
Ец

l*i

. gл
аa
.п
z

li

ý

,i

7,хз
с0 Lr

vЕ*
trlrri:d
*
*

E-I
ЁЁ
Ё
сЁ с) ý

g

.аý

r

is
5
= HJ
Е
гла-тЕ
(./ \J

з Е;;
й^о{н

Б н д Ея
ErV
\J

l+t
}*(

ц
н
)н

cn
cn

(ý

c.I
ь<

д
с{)

(J
d

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА















Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика и менеджмент» для учащихся 11 класса разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной
деятельности.
Содержание программы охватывает все ключевые понятия экономики и управления: бизнес-процессы, предпринимательство, банковская
система, рынок ценных бумаг, кредитование, принятие управленческих решений, ресурсосбережение, экономический рост, внешнеэкономическая
деятельность.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к
обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в
финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Программа реализуется с применением современных образовательные технологий: тренингов, деловых игр, питч-сессий, круглых
столов.
Цель программы: развитие у учащихся навыков работы в команде, эффективной коммуникации и быстрого принятия управленческих
решений, проработки бизнес-идей, развитие способности к абстрактному, креативному мышлению.
Задачи программы:
формирование у учащихся комплекса знаний,
умений и навыков в следующих областях:
финансовая грамотность,
экономика инноваций,
«зеленая» экономика,
цифровая экономика,
мировая экономика.
В процессе обучения используются:
Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
Методы диалога и полилога;
Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
Игровые методы;
Методы диагностики и самодиагностики;
Технологии критического мышления;




Информационно-коммуникационные технологии;
Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания,
географии, литературы, искусства.
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 час в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА










В результате освоения дисциплины обучающийся научится:
основам экономики, организации труда и организации производства;
основам планирования и организации процесса внедрения результатов научных исследований и разработок в производство;
основам управления предприятиями;
основам предпринимательской деятельности.
ставить и решать задачи организационно-экономического управления и организации производства в условиях малого инновационного
предприятия;
осуществлять руководство процессом научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
владеть навыками оценки экономической эффективности и инвестиционного потенциала научных и технологических разработок;
навыками разработки управленческих решений при организации производства, внедрении и продвижении на рынке инновационных
продуктов;
навыками бизнес-планирования.
Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений об экономике как части общечеловеческой
культуры, о значимости этой науки в развитии цивилизации и современного общества, а так же формирование и развитие универсальных
учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей
правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества), освоения учебной дисциплины отражают
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем, а также
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
В результате изучения курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:

1.гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных
культур, конфессий;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
2.патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3.духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
4.эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
стремление проявлять качества творческой личности;
5.физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6.трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять

такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем
выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7.экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8.ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.








Метапредметными результатами реализации программы станет формирование
Регулятивные УУД: обучающиеся научатся:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
















Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
интернет-ресурсов. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация
и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать
выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; составлять более
простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
Доводить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ
обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения при наличии соответствующих
аргументов.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение;
ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с партнерами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «Экономика и менеджмент» являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представлениео роли денег в семье и обществе, о причинах и
последствиях изменения доходов ирасходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;проведение простых финансовых расчётов;
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов напростых примерах;
развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение
элементарныхпроблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формированиепознавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№
п/п

Наименование темы

Содержание занятия

1

Генерация бизнес-идеи

2

Эффективная
коммуникация
Эффективный мозговой
штурм
Эффективный бизнеспроцесс

О роли предпринимательской деятельности для развития экономики Республики Крым, о
существующих мерах поддержки малого и среднего предпринимательства;
Что такое бизнес-идея? Правила выбора идеи для бизнеса. Источники идей для бизнеса. Источники
возникновения бизнес-идей. Типичные ошибки при поиске бизнес-идей. Критерии отбора бизнесидеи. Подходы к оценке бизнес-идеи. SWOT-анализ бизнес-идеи.
Навыки и умения эффективной коммуникации Виды коммуникаций. Достоинства и недостатки
каждой коммуникации. Выбор оптимальной в заданных условиях
Навыки и умения быстрого принятия решений, работы в команде. Деловая игра с использованием
инструмента менеджмента «Диаграмма Ишикавы»
Формирование общих представлений о бизнес-процессах Виды бизнес-процессов. Добавочная
ценность. Создание добавочной ценности в современных конкурентных условиях. Производственные
потери. Виды производственных потерь. Производство продукции и оказание услуг – что сложнее в
управлении? Складские запасы – необходимость или пережиток неэффективного менеджмента?
Излишняя обработка – больше, чем заказывал клиент. Перепроизводство – слишком много, слишком
рано. Движение людей, не создающее ценности. Muda, Mura, Muri.
Стратегическое моделирование. Деловая игра «Строители пирамид»
Деловая игра «Идеальный бизнес»

3
4

5
6
7

8
9

10
11

Выбор стратегии
Деятельность успешного
предприятия.
Роль банков в экономике

Инвестирование в ценные
бумаги
Сравнительный анализ
предложений на рынке
ипотечного кредитования
Современные финансовые
технологии
Планирование личных
финансов

Колво
часов
2

2
2
5

1
1

Роль банков на финансовом рынке, в экономике. Процентная ставка рефинансирования. Основные
виды банковских услуг. Крупнейшие банки России. Структура банковского кредитования по
отраслям экономики. Современные тенденции развития банковского сектора.

3

Рынок ценных бумаг. Оценка доходности инвестиций в акции, облигации. Чтение котировок акций.

1

Условия предоставления ипотечного кредита. Сравнительный анализ предложений ипотеки на основе
данных ипотечных компаний из открытых источников.

1

Базовые понятия финансовых технологий. Основные направления развития финансовых технологий.
ФинТех в России и в мире.
Понятие личных финансов, доходов, расходов, инвестиций, кредитования. Способы планирования
бюджета на личное потребление. Контроль доходов и расходов. Деловая игра

1
1

12

13

«Зеленая» экономика:
курс на устойчивое
развитие
Питч-сессия

14

Инновации, которые
изменили жизнь

15

Инновационные
технологии будущего

16

Цифровая экономика
Российской Федерации
Анализ безубыточности
деятельности
Построение карты рисков
Оценка темпов
экономического роста
Как реализовать
экспортный потенциал
России?

17
18
19
20

Основные понятия «зеленой» экономики. Концепция устойчивого развития. Задачи и приоритеты
развития «зеленой» экономики. Мировой опыт и российская практика.

1

Обучающиеся разрабатывают идею проекта в области «зеленой» экономики. Оценивают примерные
затраты на его реализацию, ожидаемый эффект (экономический, социальный, экологический).
Результаты представляют в форме презентации.
Учитель и обучающиеся голосуют за понравившийся им проект.
Понятие инновации, ее отличительных свойств. Технологические уклады и обусловившие их
инновации. Примеры инноваций в современном мире и их влияние на жизнь общества, приведенные
как преподавателем, так и обучающимися.
Создание «карты будущего» – карты технологических инноваций, которая включает описание
ключевых трендов, технологий, появление и распространение которых в будущем окажет
значительное воздействие на социально-экономическое развитие России, связанных с этим событий,
законодательных мер.
Цифровые технологии, их роль в экономике. Государственная программа «Цифровая экономика
Российской Федерации». Основные индикаторы развития цифровой экономики.
Постоянные и переменные издержки организации. Безубыточный объем продаж. Запас финансовой
прочности.
Понятие риска, оценки его уровня. Карта рисков: содержание, методика построения.
Понятие экономического роста на макро-, микро-уровне. Роль экономического роста в обеспечении
развития страны. Показатели экономического роста страны, предприятия. Международные сравнения.
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт». «Точки роста» российской
экономики, обладающие высоким экспортным потенциалом. Основные показатели
внешнеэкономической деятельности и способы их расчета. Обсуждение предложенных
обучающимися мероприятий по увеличению степени реализации экспортного потенциала Российской
Федерации в современной мировой экономике.

4

1

1

2
1
1
1
2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
" ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ"

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема
Генерация бизнес-идеи
Эффективная коммуникация
Эффективный мозговой штурм
Эффективный бизнес-процесс
Выбор стратегии
Деятельность успешного предприятия
Роль банков в экономике
Инвестирование в ценные бумаги
Сравнительный анализ предложений на рынке ипотечного кредитования
Современные финансовые технологии
Планирование личных финансов
«Зеленая» экономика: курс на устойчивое развитие.
Питч-сессия
Инновации, которые изменили жизнь
Инновационные технологии будущего
Цифровая экономика Российской Федерации
Анализ безубыточности деятельности
Построение карты рисков
Оценка темпов экономического роста
Как реализовать экспортный потенциал России?

Кол-во
час
ов
2
2
2
5
1
1
3
1
1
1
1
1
4
1
1
2
1
1
1
2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».