Рабочая программа Физкультура 3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности
физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия
деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного
процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно
активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению
защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших
школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни,
активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели
обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов
самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и
прикладно-ориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников
необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной
функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в
здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми,
коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур,
наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической
культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли
занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся
активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания
своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования
является личностно-деятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся.
Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности,
представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура».

Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая
деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё
отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного
предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование»
вводится образовательный модуль «Прикладно -ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы
учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии
национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам
спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться
образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материальнотехнической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения
РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и
включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных,
исторических и современных традициях региона и школы.
Содержание программы изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения
в каждом классе:
 «Знания о физической культуре».
 «Способы самостоятельной деятельности».
 «Физическое совершенствование».
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты
представлены в программе за весь период обучения в начальной школе; метапредметные и предметные результаты — за каждый год
обучения.
Результативность освоения учебного предмета учащимися достигается посредством современных научно-обоснованных
инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе составляет 270 ч. (два
часа в неделю в каждом классе): 1 класс — 66 ч; 2 класс — 68 ч; 3 класс — 68 ч; 4 класс — 68 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
3 КЛАСС

Знания о физической культуре. Из истории развития физической культуры у древних народов, населявших территорию России.
История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности. Виды физических упражнений, используемых на уроках физической культуры:
общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на
занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка нагрузки при развитии
физических качеств на уроках физической культуры. Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и
утренней зарядки. Составление графика занятий по
развитию физических качеств на учебный год.
Физическое совершенствование. Оздоровительная физическая культура. Закаливание организма при помощи обливания под душем.
Упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление организма после умственной и физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики. Строевые упражнения в движении противоходом; перестроении из колонны по одному в
колонну по три, стоя на месте и в движении. Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными способами
ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и изменением положения рук, приставным шагом правым и левым боком.
Передвижения по наклонной гимнастической
скамейке: равномерной ходьбой с поворотом в разные стороны и движением руками; приставным шагом правым и левым боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба приставным шагом правым и левым боком по нижней
жерди; лазанье разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью вращения на двух ногах и поочерёдно
на правой и левой ноге; прыжки через скакалку назад с равномерной скоростью. Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и
повороты туловища с изменением положения рук; стилизованные шаги на месте в сочетании с движением рук, ног и туловища. Упражнения
в танцах галоп и полька.
Лёгкая атлетика. Прыжок в длину с места, толчком двух ног. Броски теннисного мяча на дальность. Беговые упражнения скоростной
и координационной направленности: челночный бег; бег с преодолением препятствий; с ускорением и торможением; максимальной
скоростью на дистанции 30 м.
Лыжная подготовка. Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в поворотах на лыжах переступанием стоя на
месте и в движении. Торможение плугом.
Плавательная подготовка. Правила поведения в бассейне. Виды современного спортивного плавания: кроль на груди и спине; брас.
Упражнения ознакомительного плавания: передвижение по дну ходьбой и прыжками; погружение в воду и всплывание; скольжение на воде.
Упражнения в плавании кролем на груди.

Подвижные и спортивные игры. Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и лыжной подготовки.
Баскетбол: ведение баскетбольного мяча; ловля и передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача; приём и передача мяча
снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение футбольного мяча; удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических качеств средствами базовых видов спорта.
Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта
деятельности на их основе:
 становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой
деятельностью и укреплением здоровья человека;
 формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных
соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
 проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь
при травмах и ушибах;
 уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной
деятельности;
 стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
 проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния
занятий физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными
универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются
на протяжении каждого года обучения.
По окончании первого года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:
 находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных;

 устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта;
 сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки;
 выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений;
коммуникативные УУД:
 воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения;
 высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на
укрепление здоровья;
 управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и
положительно относиться к замечаниям других учащихся и учителя;
 обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей;
регулятивные УУД:
 выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки;
 выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств;
 проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности.
По окончании второго года обучения учащиеся научатся:
познавательные УУД:
 характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки;
 понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья;
 выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их
выполнение;
 обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и
утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки;
 вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения;
коммуникативные УУД:
 объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм
школьников (в пределах изученного);
 исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых
решениях;
 делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня,
способам измерения показателей физического
 развития и физической подготовленности;

регулятивные УУД:
 соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить в них различия
(легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной и плавательной подготовкой);
 выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с
указаниями и замечаниями учителя;
 взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного
обращения к другим учащимся;
 контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при
возникновении ошибок.
По окончании третьего года обучения, учащиеся научатся:
познавательные УУД:
 понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних
людей в современных спортивных соревнованиях;
 объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой;
 понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и
умственных нагрузок;
 обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры,
проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки;
 вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их
приросты по учебным триместрам;
коммуникативные УУД:
 организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического
поведения;
 правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения
учебных заданий;
 активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из
осваиваемых видов спорта;
 делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий
физической культурой;
регулятивные УУД:
 контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами;

 взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых
действий правилам подвижных игр;
 оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение.
По окончанию четвёртого года обучения, учащиеся научатся:
познавательные УУД:
 сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами,
находить общие и отличительные особенности;
 выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их
устранению;
 объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты
и выносливости;
коммуникативные УУД:
 взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного
диалога;
 использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и учащимися, применять термины при обучении новым
физическим упражнениям, развитии физических качеств;
 оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой;
регулятивные УУД:
 выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий;
 самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов;
 оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению
нормативных требований комплекса ГТО.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты отражают достижения учащихся в овладении основами содержания учебного предмета «Физическая
культура»: системой знаний, способами самостоятельной деятельности, физическими упражнениями и техническими действиями из базовых
видов спорта. Предметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения.

3 класс
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

 соблюдать правила во время выполнения гимнастических и акробатических упражнений; легкоатлетической, лыжной, игровой и
плавательной подготовки;
 демонстрировать примеры упражнений общеразвивающей, подготовительной и соревновательной направленности, раскрывать их
целевое предназначение на занятиях физической культурой;
 измерять частоту пульса и определять физическую нагрузку по её значениям с помощью таблицы стандартных нагрузок;
 выполнять упражнения дыхательной и зрительной гимнастики, объяснять их связь с предупреждением появления утомления;
 выполнять движение противоходом в колонне по одному, перестраиваться из колонны по одному в колонну по три на месте и в
движении;
 выполнять ходьбу по гимнастической скамейке с высоким подниманием колен и изменением положения рук, поворотами в правую и
левую сторону; двигаться приставным шагом левым и правым боком, спиной вперёд;
 передвигаться по нижней жерди гимнастической стенки приставным шагом в правую и левую сторону; лазать разноимённым
способом;
 демонстрировать прыжки через скакалку на двух ногах и попеременно на правой и левой ноге;
 демонстрировать упражнения ритмической гимнастики, движения танцев галоп и полька;
 выполнять бег с преодолением небольших препятствий с разной скоростью, прыжки в длину с места;
 передвигаться на лыжах одновременным двухшажным ходом, спускаться с пологого склона в стойке лыжника и тормозить плугом;
 выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение баскетбольного мяча на месте и движении); волейбол (приём
мяча снизу и нижняя передача в парах); футбол
 (ведение футбольного мяча змейкой).
 выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.

№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
всего

конт.
работы

практ.
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1

Физическая культура:
Гимнастика. Игры.
Туризм. Спорт. Важность
регулярных занятий
физической культурой в
рамках учебной и
внеурочной деятельности.
Основные разделы урока.
ГТО

1

0

1

Понимать разницу в
задачах
физической
культуры
и спорта;
Формулировать общие
принципы выполнения
гимнастических
упражнений;
Определять и кратко
характеризовать понятие
«Здоровый
образ
жизни»; Понимать и
формулировать задачи
«ГТО»;

Практическая работа;

1.2

Правила поведения на
уроках физической
культуры. Общие
принципы выполнения
физических упражнений.
Гимнастический шаг.
Гимнастический (мягкий)
бег. Основные
хореографические
позиции. Место для
занятий физическими
упражнениями.
Спортивное оборудование
и инвентарь. Одежда для
занятий физическими
упражнениями. Техника
безопасности при
выполнении физических
упражнений, проведении
игр и спортивных эстафет

1

0

1

Понимать и раскрывать
основные
безопасные
принципы поведения на
уроках
физической
культуры;
Определять
состав
одежды для занятий
физическими
упражнениями,
основной
перечень
необходимого
спортивного
оборудования
и
инвентаря для занятий
основной гимнастикой;

Практическая

работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

1.3

Распорядок дня. Личная
гигиена. Основные
правила личной гигиены.
Закаливание.

1

0

01

Знать правила личной
гигиены
и
правила
закаливания;

Практическая

работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

Строевые команды, виды
построения, расчёта.

Итого по разделу

Знать строевые команды
и
определения
при
организации
строя;

3

Раздел 2. Способы физкультурной деятельности
2.1

Самостоятельные занятия
общеразвивающими и
здоровьеформирующими
физическими
упражнениями

6

0

6

Уметь
измерять
соотношение массы и
длины
тела;
Вести
дневник измерений;

Практическая

работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2.2

Самостоятельные
развивающие подвижные
игры и спортивные
эстафеты, строевые
упражнения

6

0

6

Общаться
и
взаимодействовать
в
игровой деятельности;
Проводить
общеразвивающие
(музыкальносценические), ролевые
подвижные
игры
и
спортивные эстафеты с
элементами
соревновательной
деятельности;
Составлять
игровые
задания; Общаться и
взаимодействовать
в
игровой деятельности;

Практическая

работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

2.3

Самоконтроль. Строевые
команды и построения

6

0

6

Различать
и
самостоятельно
организовывать
построения по строевым
командам:

Практическая

работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

«Становись!»,
«Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!»,
«Отставить!»,
«Разойдись»,
«Попорядку рассчитайсь!»,
«На
первый—второй
рассчитайсь!»,
«На
первый—третий
рассчитайсь!»;
Итого по разделу

18

Раздел 3. Физкультурно-оздоровительная деятельность
3.1

Освоение упражнений
основной гимнастики: —
для формирования и
развития опорнодвигательного аппарата;
— для развития
координации, моторики и
жизненно важных
навыков, и умений.
Контроль величины
нагрузки и дыхания

20

0

20

Освоение
универсальных умений
по самостоятельному
выполнению
упражнений для
формирования и
развития опорнодвигательного аппарата;
Освоение
универсальных умений
по самостоятельному
выполнению
упражнений для
развития координации,
моторики и жизненно
важных навыков, и
умений; Освоение
универсальных умений
контролировать
величину нагрузки;
Освоение

Практическая работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

универсальных умений
контролировать дыхание
во время выполнения
гимнастических
упражнений;
3.2

Игры и игровые задания

16

0

16

Музыкальносценические игры.
Игровые задания.
Спортивные эстафеты с
мячом, со скакалкой;

Практическая работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

3.3

Организующие команды и
приемы

4

0

4

Освоение
универсальных умений
при выполнении
организующих команд:
«Становись!»,
«Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!»,«Отставить!»,
«Разойдись», «По
порядку рассчитайсь!»,
«На первый—второй
рассчитайсь!», «На
первый—третий
рассчитайсь!»;

Практическая работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

0

7

Освоение
универсальных умений
по самостоятельному
выполнению
гимнастических

Практическая работа;

www.edu.ru
www.school.edu.ru
https://uchi.ru/

Итого по разделу

40

Раздел 4. Спортивно-оздоровительная деятельность
4.1

Освоение физических
упражнений

7

упражнений для
растяжки задней
поверхности мышц
бедра и формирования
выворотности стоп;
Освоение
универсальных умений
по самостоятельному
выполнению
акробатических
упражнений —
«велосипед», «мост» из
положения лежа;
кувырок в сторону;
Освоение
универсальных умений
по самостоятельному
выполнению
подводящих
упражнений —
продольных и
поперечных шпагатов
(«ящерка»),
группировка;
Освоение
универсальных умений
по самостоятельному
выполнению
спортивных упражнений
(по выбору), в т. ч. через
игры и игровые задания;
Итого по разделу

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».