Рабочая программа Основы предпринимательской деятельности

оа

ЁJл

Fдr

atr ii
Ф t:7

Ed

,д.'

х
с)н
>,Ю
ь
чФ

0)cs

(ý /i

н9.
бЕ
Фýa

a\^
rJ tr1
dJ LJ
rlg }-{
i\
цL li

F

ЁЕп
юW
Ф*
iJ 0)
до
(ýý
l}()

ýн
нй
>\J

ta}

rч

Ё
arl
r-.l

ёi

н

h

t(

g

о
н

Е

о

ч
d)
э о

сq

(Y)

ц
ц
<:

\l

l

l

l

цl

о

с)

ч

з

(Ё

lд

ч
{

t,|ъ

a

Е.

cn

ctt

fi

o.1

ч)

z
r<

aе

с{
a{

F.

с\l

о\

(} ý
ý з
с)

bt
d)

д

щд lri F
.чо U
4ý
>ý.
ъо с) о
t_
щ'
а

L.,

о
гтl

F.

z

U
U

л
л

ld

Ёr

|rз },tц

l-(

F

tsrr
,А
Е

tr л
\J
}\J
lJ l+l

л
\J
!
il]
,;

н)

'ЕY\

Е ETJ
,:lЕЕ] L,L
-1\Е
а
rr.r*

ац

а-\'-=)Е о
ой
is Ен

;Е

дАЦ*4l

*

Еа

я<
,Ев

ъц

Н

i,Ё
Е сF-k ,Fс
з Е Е_Е<
л--.-Д-l
c.r

,>l

i
rl !з О d
S Е Е ч 8.ý
ц\-\,atх

Е1

Е

\.J

,_t

Al
lq

l-{

лН уд Fr
'.r Е
\1
Flл

)*r
rл
1-1
г-]
Е
|!,l

iJi
р
?ъо

ч
ч

\J

F-

.n
сý

t\t

Ё
r!

о

U

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 11-х классов
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Концепции Национальной
программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
Предпринимательство в общеобразовательной школе следует рассматривать, прежде всего, как предпринимательское
отношение к созидательному труду в целом, в независимости от того, какую роль придется выполнять школьнику во взрослой
жизни – предпринимателя, управленца или просто работника по найму. Содействие развитию цивилизованного
предпринимательства, формирование общественном мнении позитивного отношения к предпринимательской деятельности;
содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной
наживы, а как общественно востребованную самореализацию, и способных взять на себя ответственность за претворение этой цели
в жизнь. Человек предприимчивый осознает свои желания и возможности, действует в соответствии с ними и достигает результата.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном
подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Цели и задачи программы
Предлагаемая программа имеет своей целью сформировать у учащихся предпринимательские качества, а так же знания,
умения и навыки, необходимые для любой деятельности:
- основы знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов, юриспруденции;
- навыки постановки целей и планирования своей деятельности;
- навыки получения и анализа информации;
- навыки управления проектами, в том числе бизнес-планирование;
- навыки уверенного поведения, презентации и самопрезентации;
- навыки эффективных коммуникаций (умение слушать и задавать вопросы, доносить информацию без потерь,
аргументировать свою точку зрения, корректно реагировать на мнение, отличное от собственного);
- умение находить нестандартные решения и креативно мыслить
Сроки реализации программы – 1 год.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 час в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,практическая работа,юридическая
консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый
стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций,

игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и
экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы,
экскурсии на предприятия, встречи с действующими предпринимателями.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается
акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории,
обществознания, географии, литературы, искусства.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностные результаты универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности;
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт
процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа

оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций
партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь и обеспечение благополучия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать цели своих действий;

- планировать действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявлять познавательную и творческую инициативы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на
анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на
уровне произвольного внимания;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по
ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как
ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты изучения курса «Основы предпринимательской деятельности»
Обучающийся научится:
- понимание основных принципов предпринимательской деятельности: представление о роли предпринимательства в обществе;
- развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и
предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования
предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение
экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм,
сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
Обучающийся получит возможность научиться:
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций,
определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 КЛАСС
Тема 1. Прибыль как цель предпринимательства (12 часов)
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на
предприятии Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о
финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал,
фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит,
факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности использования
трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма выработки. Показатели эффективности использования

материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность
предприятия. Показатели финансового
состояния предприятия: платёжеспособность, кредитоспособность, финансовая
устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность
предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет.
Виды бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о
счете, отражение на счетах бухгалтерских операции.
Тема 2. Составляющие успешности предпринимательской деятельности (10 часа)
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом.
Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых исследовании. Концепции маркетинга. Планирование
ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность
предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и средства
рекламы. Общие требования к рекламе.
Тема 3. Мотивация к предпринимательской деятельности (12 часов)
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность
предпринимателей: уголовная, административная дисциплинарная. Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнесшколы в США, Англии и Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента. Основные этапы
процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности.
Моральное и материальное стимулирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
" ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
№
п/п

Наименование раздела (темы) курса

Количество часов

1

Прибыль как цель предпринимательства

12

2

Составляющие
деятельности

3

Мотивация предпринимательской деятельности

успешности

предпринимательской 10
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».