Рабочая программа Экономика

l

t

сJд
iдл
о} {J'

fiЁ
ьр
Ф*
Но
ЁлФ
Е{н

(ý

F. ll

(.}

ý.g
ffTх

бЕ
{Jg
Еf(J

ч_Ф

я*,
;gбJ
,& ii

н

9ч
Et.i

b{

gi(

r7i ЕЁ
бJ*
|+=
д1)

Ё*о
нсо
tсп

Е?
(J
lJi

ц
ь
о
z
U
U

tn

(\l

i

Ё

fn

fi

tч

Е

cJ

н

ц
н
Г-i

д
Е(

t<

ц {,}
\_
Ф

со

Ё.

f.i

nl

ý

f*t
(}

ф
ý
ri'}

\о
_ol

z

ц

cf)

(t-l

с!

р
о
.Е
ъ цф

о
Fi о\
q (чн
о

ý

,н
Е
Ё

tа
Е-

,б-Е

ýе
а4

Ф

Д i.li
<о
Ф

Jl5
iJД

дй
-a,1\
i,.

A'\i
уr-сзЁ

з,]

=я

'ч/-уý
qF
Ё llнЁ

Ь4U>.
ra
Ё

}

,j
ýl

гу]

Ф
ýI
ý
ý1

д
о

Ёa

Ё1

{J

U

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа написана на основе фундаментального ядра содержания среднего (полного) образования и требований к
результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) образования (раздел «Экономика»).
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы
знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся и включает:
•
пояснительную записку, в которой дается общая характеристика учебного предмета, раскрываются особенности содержания
курса и последовательность изложения материала, место предмета в учебном базисном плане, а также требования к результатам обучения и
освоения содержания курса
•
содержание курса
•
тематическое планирование
•
материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Программа опирается на учебник Р. И. Хасбулатова «Экономика» для 11 класса.
Курс «Экономика» 11 класса призван сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического
поведения, а также создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности
учащихся.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами
математики, истории, географии, литературы и др.
Предметные результаты освоения курса на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и
общекультурной подготовки. Комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России, направлен на
формирование у учащихся общих представлений об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе
в международной сфере.
Предметные результаты освоения курса на углубленном уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному
образованию, развитию индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого освоения основ экономики, систематических
знаний и способов действий.
Заканчивая школу и вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны быть подготовлены к реалиям современной жизни.
Экономические преобразования, происходящие в настоящее время в российском обществе, требуют от выпускников умения быстро
адаптироваться и эффективно действовать в постоянно меняющейся экономической среде. Вне зависимости от выбранной специальности
каждому человеку необходимо знать основы экономики и финансов, поскольку любая сфера человеческой деятельности связана с проблемами
финансирования. В то же время выпускники должны быть готовы к тому, что во взрослой жизни им придется столкнуться с жесткими законами

конкуренции в сфере трудовых отношений. Это касается любой сферы деятельности. Конкурентная борьба в сфере трудовых отношений
непрерывно возрастает. Знание экономики откроет путь не только в науку и предпринимательство, но и в большую политику. Без знания
законов экономики невозможно познать сложнейшие процессы, происходящие в современном мире.
Курс экономики рассчитан на 1 год обучения и предназначен для базового уровня обучения 34 часа в 11 классе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоенияобразовательной программы среднего общего образования:
















формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых
познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменнойречи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
формирование личных мотивов для получения экономических знаний и
навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;
формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за своирешения для себя и окружающих;
формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зренияпо экономическим проблемам, различным аспектам социальноэкономической политики государства;






приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности вобласти экономики;
этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать
частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности вэкономических сферах деятельности;
экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на
окружающуюсреду.

В результате изучения курса на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1.гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, уважение ценностей иных
культур, конфессий;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
2.патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
3.духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
4.эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;

стремление проявлять качества творческой личности;
5.физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью, потребность в физическом
совершенствовании;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6.трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной социально направленной деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;
мотивация к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем
выборе сферы деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7.экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8.ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, включая социальные науки, и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
языковое и речевое развитие человека, включая понимание языка социально-экономической и политической коммуникации;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и
в группе;
мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.
Метапредметные результаты должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
















реализации планов деятельности; выбиратьуспешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норминформационной безопасности;
умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую
информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;
регулятивные:
умение планировать свою деятельность, ставить задачи,находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять
бюджеты, бизнес-планы и т. п.;
овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;
коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до
слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою
точку зрения, уметь разрешать конфликты;
умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические
выкладки и экономические законы;
навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной
направленности на основебазовых экономических знаний;
соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими
терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, новых
познавательных задач и методов их реализации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
 Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
 различать свободное и экономическое благо;
 характеризовать
в
виде графика
кривую
производственныхвозможностей;
 выявлять факторы производства;
 различать типы экономических систем.
Микроэкономика
 анализировать
и
планировать структуру
семейного бюджетасобственной семьи;
 принимать рациональные
решения
в
условиях относительнойограниченности доступных ресурсов;
 выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
 различать
организационно-правовые формы
предпринимательскойдеятельности;
 приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;
 выявлять виды ценных бумаг;
 определять разницу между постоянными и переменными издержками;
 объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
 приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
 объяснять
социально-экономическую роль и
функциипредпринимательства;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие типичныеэкономические задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
 Приводить примеры влияния государства на экономику;
 выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
 приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;
 определять назначение различных видов налогов;
 анализировать
результаты и
действия
монетарной и фискальной политики государства;
 выявлять сферы применения показателя ВВП;
 приводить примеры
сфер расходования (статей)
государственногобюджета России;
 приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
 различать факторы, влияющие на экономический рост;
 приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
 различать сферы применения различных форм денег;
 определять практическое назначение основных элементов банковскойсистемы;
 различать виды кредитов и сферу их использования;

 решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
 объяснять причины неравенства доходов;
 различать меры государственной политики по снижению безработицы;
 приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
 Приводить примеры
глобальных проблем
в
современныхмеждународных экономических отношениях;
 объяснять назначение международной торговли;
 обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;
 приводить примеры глобализации мировой экономики;
 анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать
несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 определять формы и последствия существующих экономических институтов на социально-экономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
 Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических систем;
 анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
 применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;
 использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение
основных экономических проблем;
 находить информацию по предмету экономической теории из источников различного типа;
 отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников по экономической теории.
Микроэкономика
 Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
 использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет;
 грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина;
 объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;











проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малогобизнеса;
объяснять
практическое назначение франчайзинга
и
сферы егоприменения;
выявлять
и
сопоставлять различия
между менеджментом
ипредпринимательством;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов еесоздания;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;
 выявлять предпринимательские способности;
 анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
 объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
 применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и
акционера.
Макроэкономика
 Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной
деятельности;
 применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических
ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
 объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим
вопросам;
 анализировать события общественной и политической мировой жизнис экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
 определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;
 на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда;
 применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;
 оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;
 анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных
знаковых системах;
 грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
 решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по















макроэкономике;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников по макроэкономике;
использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной
торговле;
применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни;
использовать приобретенные знания для выполнения заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из
неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;
использовать экономические понятия в проектной деятельности;
определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
приводить примеры использования различных форм международных расчетов;
разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;
анализировать текст экономического содержания по международной экономике
Содержание учебного предмета

Экономика Базовый уровень 11 класс
Менеджмент и маркетинг (4 часа)
Менеджмент. Общее понятие о менеджменте. Исторические этапы становления менеджмента. Современные тенденции менеджмента.
Маркетинг. Понятие маркетинга. Из истории маркетинга. Сущность и содержание маркетинга.
Государственные финансы (4 часа)
Государственный бюджет. Функции бюджета. Налоги - главный источник государственного бюджета. Из истории налогообложения.
Экономическая сущность налогов. Виды налогов. Механизм налогообложения.
Государство и экономика (4 часа)
Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Типы государственной собственности. Виды национализации. Формы

участия государства в экономике в современных условиях. Социалистическая национализация. Капиталистическая (кейнсианская)
национализация. Денационализация (приватизация). Государственное регулирование экономики.
Основные макроэкономические показатели (5 часов)
Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Измерение ВВП и ВНП. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на
душу населения.Национальный доход. Показатели экономического развития. Темпы ростаВВП. ВВП и инфляция. Социальные последствия
инфляции.
Экономический рост (3 часа)
Факторы экономического роста. Источники (факторы) роста. Инвестиции.Влияние НТП и образования на экономический рост.
Экстенсивное и интенсивное развитие.
Цикличность развития экономики (4 часа)
Циклическое развитие — свойство капиталистической экономической системы. Циклическое развитие как закономерность. Торговые
кризисы. Фазы экономического цикла. Кризисы. Механизм циклического движения и кризис.Решение противоречий в ходе кризиса.
Международная торговля (4 часа)
Международное разделение труда. Валютные курсы. Свободная торговля и протекционизм. ВТО. Россия и ВТО.
Российская Федерация в системе мирового хозяйства (3 часа)
Место Российской Федерации в системе мирового хозяйства. Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические
показатели России.
Экономические проблемы глобализации. (2 часа)
Место России в мировой экономике. Глобальные экономические проблемы современности.
Повторение 1 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование разделов и тем программы

Менеджмент и маркетинг
Государственные финансы
Государство и экономика
Основные макроэкономические показатели
Экономический рост
Цикличность развития экономики
Международная торговля
Российская Федерация в системе мирового хозяйства
Экономические проблемы глобализации
Итоговое повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов

4
4
4
5
3
4
4
3
2
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».