Рабочая программа Родной язык (русский) 8 класс

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Сизовская средняя школа» на
2023-2024 учебный год (с изменениями и дополнениями).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение
и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.
Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся,
изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный
контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Цели изучения учебного предмета
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;

- развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского
литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
- совершенствование текстовой деятельности;
- развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
- понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку
(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение родного языка
(русского) на ступени основного общего образования в 8 классе отводится 34 часа на 34 недели (1 час в неделю).
Учебный план МБОУ «Сизовская средняя школа» предусматривает изучение русского языка в 8 классе - 17 часов ( 0,5 часов в
неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (5 часов).
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики
русского литературного языка.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом
этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому
Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. Развитие лексического состава русского языка: история
и современность. Представление проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа
Раздел 2. Культура речи (5 часов).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи:
произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение
парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш;
произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и
[в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления
терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Трудные случаи согласования и управления в русском
языке. Варианты грамматической нормы согласования сказуемого с подлежащим. Типичные грамматические ошибки в согласовании и
управлении. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Особенности речевого этикета

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования
собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю (А. С. Пушкин). Ошибки в речи современного школьника». Презентация
проектных, исследовательских работ.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 часов).
Язык и речь. Виды речевой деятельности.
Информация: способы и средства её получения и переработки. Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи.
Аргументация. Правила эффективной аргументации. Доказательство и его структура. Виды доказательств.
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите
реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Эффективные приёмы работы с текстом. Представление проектных, исследовательских работ.
Контрольная работа
Планируемые образовательные результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на
её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в
контексте учебного предмета «Русский язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.

Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - осознание важности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного языкового
образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
- умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- закономерностях развития языка;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; - овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении языковых процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; - формулировать вопросы, фиксирующие
несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями
других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность
за решение.
Самоконтроль:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
- понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения;
- оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:

- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Язык и культура:
- иметь представление об истории развития лексического состава русского языка, характеризовать лексику русского языка с точки зрения
происхождения (в рамках изученного, с использованием словарей);
- комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; характеризовать особенности употребления
старославянизмов в современном русском языке (в рамках изученного, с использованием словарей);
- характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;
- определять значения лексических заимствований последних десятилетий и особенности их употребления в разговорной речи, современной
публицистике, в том числе в дисплейных текстах; оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные
слова;
- комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение); характеризовать основные особенности современного
русского речевого этикета;
- использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных и стилистических
вариантов современной орфоэпической нормы;
- иметь представление об активных процессах современного русского языка в области произношения и ударения (в рамках изученного);
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
- корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать
речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- распознавать типичные ошибки согласования и управления в русском языке; редактировать предложения с целью исправления
синтаксических грамматических ошибок;

- характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках изученного); использовать приёмы, помогающие
противостоять речевой агрессии; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
- использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том
числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
- использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;
- использовать основные способы и правила эффективной аргументации в процессе учебно-научного общения; стандартные обороты речи и
знание правил корректной дискуссии; участвовать в дискуссии;
- анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи; создавать сочинение в
жанре письма (в том числе электронного);
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять
их в устной и письменной форме;
- строить устные учебно-научные сообщения различных видов, составлять рецензию на реферат, на проектную работу одноклассника,
доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и
истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит
овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах
русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с учётом
требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание, направленное на совершенствование видов
речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в
жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Тематическое планирование.
Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (5 ч)
Исконно русская лексика и её особенности
(1 ч)

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова общеславянского языка, древнерусские слова,
собственно русские слова.
Собственно русские слова как база
и основной источник развития лексики
русского литературного языка

- Характеризовать исконно русскую лексику
русского языка с точки зрения
происхождения: слова
общеиндоевропейского фонда, слова
общеславянского языка, древнерусские
слова, собственно русские слова (в рамках
изученного, с использованием словарей);
- распределять исконно русские слова,
относящиеся к различным историческим
этапам развития русского языка, на
тематические группы;
- характеризовать и классифицировать
собственно русские слова по способу
создания: из собственно русских морфем,
из заимствованных компонентов, из
собственно русских и заимствованных
элементов;
- использовать толковые словари, словари
устаревшей лексики, учебные
этимологические словари,
грамматические словари
и справочники, орфографические словари,
справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)

Старославянизмы и их роль в развитии
русского литературного языка
(1 ч)

Роль старославянизмов в развитии
русского литературного языка и их
признаки.
Стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие старославянизмы

- Комментировать роль старославянского
языка в развитии русского литературного
языка;
- определять фонетические и
морфологические приметы
старославянизмов;
- классифицировать и характеризовать

старославянизмы с точки зрения
принадлежности
к активному или пассивному запасу,
наличию или отсутствию стилистической
окраски;
- определять функции
старославянизмов в художественных
текстах;
- использовать толковые словари, словари
устаревшей лексики, учебные
этимологические словари,
грамматические словари
и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Иноязычные слова в разговорной речи,
дисплейных текстах, современной
публицистике (1 ч)

Иноязычная лексика в русском языке.
Характеристика заимствованных слов по
языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), времени
вхождения (самые древние и более
поздние;

- Характеризовать заимствованные слова по
языку-источнику (из славянских и
неславянских языков), времени вхождения
(самые древние и более поздние) (в рамках
изученного, с использованием словарей);
сфере функционирования;

в рамках изученного, с использованием
словарей), сфере функционирования.

определять значения лексических
заимствований последних десятилетий и
особенности их употребления в
разговорной речи, дисплейных текстах,
современной публицистике; распределять
новые заимствования по тематическим
группам;
оценивать
целесообразность
употребления иноязычных слов в
различных ситуациях общения;
- целесообразно употреблять иноязычные
слова;
- использовать толковые словари, словари
иностранных слов, фразеологические

Иноязычная лексика в разговорной речи,
в дисплейных текстах, современной
публицистике

словари, словари пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; словари
синонимов, антонимов; учебные
этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Речевой этикет в русской культуре и его
основные особенности.
Русский человек
в обращении к другим
(1 ч)

Речевой этикет. Благопожелание как
ключевая идея речевого этикета.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в
русском речевом этикете
и в западноевропейском, американском
речевых этикетах.
Называние другого и себя, обращение к
знакомому и незнакомому, специфика
приветствий, традиционная тематика бесед
у русских и других народов

- Комментировать исторические особенности
русского речевого этикета с точки зрения
отражения в традиционном речевом
этикете
нравственных категорий, правил
речевого поведения;
- характеризовать основные особенности
современного русского речевого этикета;
- использовать формулы речевого этикета
(обращения, приветствия, прощания,
благопожеланий, благодарности) в
соответствии
с ситуацией речевого общения;
- использовать толковые словари, словари
иностранных слов, фразеологические
словари, словари пословиц и поговорок,
крылатых слов и выражений; словари
синонимов, антонимов; учебные
этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)

Развитие лексического состава русского
языка: история и современность.
Проверочная работа (1 ч)

Представление проектов, результатов
исследовательской работы

- Публично представлять результаты
проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического

эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные
тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать
способ
решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план
действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за
решение
КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч)
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические и
акцентологические ошибки в современной
речи
(1 ч)

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка.
Типичные орфоэпические ошибки в
современной речи: произношение
гласных [э], [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах
иноязычного происхождения; произношение
парных по твёрдости-мягкости согласных
перед е в словах иноязычно- го
происхождения; произношение безударного
[а] после ж и ш; произношение сочетания
чн и чт; произношение женских отчеств на
-ична, -инична; произношение твёрдого [н]
перед
мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого
[н’] перед ч и щ.
Типичные акцентологические ошибки в
современной речи

- Различать варианты орфоэпической и
акцентологической нормы (в рамках
изученного);
употреблять
слова
с
учётом
произносительных и стилистических норм
современной орфоэпической нормы (в
рамках изученного);
- анализировать и опознавать типичные
орфоэпические и акцентологические
ошибки
в современной речи (в рамках изученного);
- анализировать и оценивать с точки зрения
соблюдения орфоэпических и
акцентологических норм чужую и
собственную речь в предлагаемых
речевых ситуациях;
- корректировать речь с учётом её
соответствия основным орфоэпическим и
акцентологическим нормам современного

литературного языка (в рамках
изученного);
- иметь представление об активных
процессах в современном русском языке
в области произношения и ударения;
- использовать орфоэпические и
акцентологические, в том числе
мультимедийные, словари для
определения нормативных вариантов
произношения слов и постановки ударения
в словах;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Терминология и точность речи
(1 ч)

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Терминология и точность речи. Нормы
употребления терминов в научном стиле
речи. Особенности употребления
терминов в публицистике, художествен- ной
литературе, разговорной речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с
употреблением
терминов.
Нарушение
точности
словоупотребления
заимствованных слов

- Употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости; соблюдать
нормы употребления синонимов‚
антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
- объяснять особенности употребления
терминов в учебно-научном стиле‚ в
публицистике, художественной литературе,
разговорной речи (в рамках изученного);
- анализировать типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением терминов (в
рамках изученного);
- корректно употреблять термины в
учебно- научном стиле, в
публицистических и художественных
текстах (в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения
норм
современного
русского
литературного
языка
чужую
и
собственную речь;
- корректировать речь с учётом её
соответствия
основным
нормам
современного литературно- го языка;

- использовать толковые, в том числе
мультимедийные, словари для уточнения
лексического значения слова и
особенностей его употребления;
- использовать орфографические
словари и справочники по
пунктуации;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Основные грамматические нормы.
Типичные грамматические ошибки
в согласовании и управлении (1 ч)

Трудные случаи согласования и
управления в русском языке. Варианты
грамматической нормы согласования
сказуемого с подлежащим. Типичные
грамматические ошибки в согласовании и
управлении. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках

-Анализировать трудные случаи
согласования и управления в русском
языке (в рамках изученного);
- анализировать варианты грамматической
нор- мы согласования сказуемого с
подлежащим;
- различать варианты грамматической
синтаксической нормы‚ обусловленные
грамматической синонимией
словосочетаний‚ простых предложений (в
рамках изученного);
распознавать типичные ошибки
согласования и управления в русском
языке;
- редактировать предложения с целью
исправления синтаксических и
грамматических ошибок;
- использовать грамматические словари, в
том числе мультимедийные, и
справочники для уточнения нормы
построения словосочетания и простого
предложения; для опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе
редактирования текста;
- использовать орфографические
словари и справочники по
пунктуации;

- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
Особенности современного речевого этикета
(1 ч)

Активные процессы в речевом этикете.
Новые варианты приветствия и прощания,
возникшие в СМИ; изменение обращений‚
использования собственных имен; их
оценка. Речевая агрессия.
Этикетные речевые тактики и приёмы
в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых
формул

- Характеризовать и оценивать
активные процессы в речевом
этикете;
- использовать приёмы, помогающие
противостоять речевой агрессии;
- соблюдать русскую этикетную
вербальную и невербальную манеру
общения;
- корректировать свою речь с учётом её
соответствия современному русскому
речевому этикету;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

«Без грамматической ошибки я русской
речи не люблю (А. С. Пушкин). Ошибки в
речи современного школьника».
Презентация проектных,
исследовательских работ.
(1 ч)

Представление результатов проектных,
исследовательских работ

- Публично представлять результаты
проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные
тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план
действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за
решение

РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (7 ч)
Информация: способы и средства её получения
и переработки. Слушание как вид речевой
деятельности. Эффективные приёмы
слушания
(1 ч)

Основные методы, способы и средства
получения, переработки информации.
Предтекстовый, текстовый и послетекстовый
этапы работы.
Слушание как вид речевой деятельности.
Эффективные приёмы слушания

- Владеть основными методами,
способами и средствами получения и
переработки информации;
выбирать и использовать оптимальные
способы и средства получения и
переработки информации в процессе
решения учебных задач;
- организовывать и осуществлять работу
с текстом на разных этапах (предтекстовом,
текстовом и послетекстовом);
- использовать эффективные приёмы
слушания в процессе решения учебных
задач;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Аргументация. Правила эффективной
аргументации. Доказательство и его
структура.
Виды доказательств
(1 ч)

Структура аргументации: тезис,
аргумент. Способы аргументации.
Правила эффективной аргументации.
Причины неэффективной аргументации в
учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые
и косвенные доказательства, виды
косвенных доказательств.
Способы
опровержения
доводов
оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации

- Характеризовать структуру
аргументации: выявлять тезис и
аргументы;
- участвовать в учебно-научном общении,
используя основные способы и правила
эффективной аргументации;
- характеризовать структуру
доказательства: выявлять прямые и
косвенные доказательства разных видов;
- участвовать в дискуссии, используя разные
способы опровержения доводов оппонента:
критику тезиса, критику аргументов,
критику демонстрации

Разговорная речь. Самопрезентация (1 ч)

Разговорная речь. Самохарактеристика,
самопрезентация, поздравление

- Анализировать тексты, включающие
разго ворную речь;
- составлять самохарактеристику,
выступать с самопрезентацией;
- создавать текст поздравления;
- применять правила орфографии и

пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Научный стиль речи. Реферат.
Учебно- научная дискуссия (1 ч)

Специфика оформления текста как
результата проектной
(исследовательской) деятельности.
Слово на защите реферата. Учебно-научная
дискуссия.
Стандартные обороты речи для участия в
учебно-научной дискуссии

- Оформлять текст как результат
проектной (исследовательской)
деятельности;
- создавать реферат и представлять его в
устной и письменной форме;
- участвовать в учебно-научной дискуссии,
используя стандартные обороты речи;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Язык художе ственной литературы.
Сочинение в жанре письма (1 ч)

Язык художественной литературы.
Сочинение в жанре письма другу
(в том числе электронного), страницы
дневника и т. д.

- Анализировать и создавать
художественные тексты;
- создавать сочинение в жанре письма
другу (в том числе электронного);
- создавать записи для личного дневника;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Эффективные приёмы работы

Представление проектов, результатов
исследовательской работы

- Публично представлять результаты
проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;

с текстом. Представление проектных,
исследовательских работ. (1 ч)

Контрольная работа
(1 ч)

- самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные
тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».