Рабочая программа Родной язык (русский) 6 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 6 класса сосавлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Сизовская средняя школа»
(с изменениями и дополнениями).
Рабочая программа позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной язык
(русский)» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО; Примерной основной образовательной программой
основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г. федерального учебнометодического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г.
№ 2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя
рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
4)личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания курса русского
языка в основной общеобразовательной школе.
Общая характеристика учебного предмета (Родной язык (русский)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение
и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.

Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся,
изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный
контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Цели изучения учебного предмета.
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
- развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского
литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
- совершенствование текстовой деятельности;

- развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
- понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку
(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный
предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение родного языка
(русского) на ступени основного общего образования в 6 классе отводится 68 часов 2 часа в неделю).
Учебный план МБОУ «Сизовская средняя школа» предусматривает изучение русского языка в 6 классе - 34 часа (34 недели, 1 час в
неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (11 часов).
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных
названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, несвойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения
хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в
произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским
языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности
освоения иноязычной лексики (общее представление).
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и
стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фра- зеологии обычаев,
традиций, быта, исторических событий, культуры и т. п.
Проверочная работа по изученному разделу.
Раздел 2. Культура речи (11 часов).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском
языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚
разговорные‚ устарелые и профессиональные).
Нормы и варианты нормы произношения заимствованных слов, отдельных грамматических форм; нормы
ударения в от- дельных формах: ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных;
ударение в кратких фор- мах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего
времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II
спряжения на -ить.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚
стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Отражение вариантов грамматической
нормы в словарях и справочниках. Склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических
объектов; именительный падеж множественного числа существительных на -а/-я и -ы/-и; родительный падеж
множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов;
родительный падеж множественного числа существительных женского рода на -ня; творительный падеж
множественного числа существительных 3-го склонения; родительный падеж единственного числа существительных
мужского рода.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных.
Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени, в краткой форме; местоимений‚
порядковых и количественных числительных.

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
речевого этикета. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения,
похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия‚ утешения.
Проверочная работа № 2 по изученному разделу.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 часов).
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст. Тексты описательного типа: определение, собственно описание, пояснение.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное
сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа.
Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства,
которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные
средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Проверочная работа № 3 по изученному разделу.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на
её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство.
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в
контексте учебного предмета «Русский язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства;

- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - осознание важности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного языкового
образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
- умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- закономерностях развития языка;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; - овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении языковых процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; - формулировать вопросы, фиксирующие
несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями
других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность
за решение.
Самоконтроль:
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
- понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения;
- оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

- регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
Язык и культура:
- характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в рамках изученного); приводить примеры; распознавать и
характеризовать устаревшую лексику с национально-культурным компонентом значения (историзмы, архаизмы); понимать особенности её
употребления в текстах;
- характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации
устаревшей лексики в современных контекстах;
- характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований; определять значения лексических
заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
- использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари
синонимов, антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники
по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
- соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с непроизводными предлогами (в рамках
изученного); различать основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях,
наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
паронимов;
- анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом
её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых

слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;
- использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том
числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
- использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;
- характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
- анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков
текста; использовать различные типы заголовков при создании собственных текстов;
- анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализировать художественный текст с опорой на его
сильные позиции;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять
их в устной и письменной форме;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Тематическое планирование
Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (11 ч)
Краткая история русского литературного
языка
(2 ч)

Как и почему изменяется наш язык. У
истоков современного русского языка.
Роль
старославянского
(церковносла
вянского) языка в развитии русского
языка.
Переход языка великорусской народности
к русскому национальному языку
в Петровскую эпоху

-Объяснять близость славянских языков;
- рассказывать об истории создания
старосвянского (церковнославянского)
языка, роли старославянского языка в
становлении современного русского
литературного языка (в пределах
изученного);
- рассказывать о реформе алфавита в
Петровскую эпоху; объяснять роль
творчества
А. С. Пушкина в становлении русского
литературного языка;

- анализировать сведения об этимологии
слов с целью выявления сведений о
культуре
и истории народа (на материале научнопопулярных текстов);
- приводить примеры, доказывающие,
что изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру
страны (на мате- риале изученного);
- приводить примеры национального
своеобразия, богатства, выразительности
русского родного языка (в рамках
изученного);
использовать толковые словари, словари
пословиц и поговорок; словари синонимов,
антонимов; словари эпитетов, метафор и
сравнений; учебные этимологические
словари; грамматические словари и
справочники, орфографические словари,
справочники
по пунктуации (в том числе
мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Диалекты как часть народной культуры
(2 ч)

Диалекты как часть народной культуры.
Диалектизмы и их национальнокультурное своеобразие. Диалектное
членение русского языка на современном
этапе (общее представление).
Сведения о диалектных названиях
предметов быта, значениях слов, понятиях,
несвойственных литератур- ному языку и
несущих информацию
о способах ведения хозяйства,
особенностях семейного уклада, обрядах,
обычаях, народном календаре и др.

- Выявлять и характеризовать различия
между
литературным
языком
и
диалектами;
- распознавать диалектизмы; объяснять
национально-культурное
своеобразие
диалектизмов (в рамках изученного);
- сравнивать наименования предметов и
явлений окружающего мира в диалектах и
литературном языке, комментировать
использование диалектных слов в
художественной литературе;
- использовать толковые словари, словари

Лексические заимствования как результат
взаимодействия национальных культур.
Особенности освоения иноязычной лексики
(3 ч)

Использование диалектной лексики в
произведениях художественной
литературы

пословиц и поговорок; словари
синонимов, антонимов; словари эпитетов,
метафор и сравнений; учебные
этимологические словари; материалы
информационно-справочного портала
Грамота. ру (Диалектологический атлас);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Заимствование иноязычных слов как
результат взаимодействия национальных
культур.
Слова, заимствованные из
старославянского языка, тематические
группы старославянизмов в современном
русском литературном языке.
Заимствования из славянских и
неславянских языков.
Иноязычные слова в русском языке
последних десятилетий.
Речевые ошибки, связанные с нарушением
точности или уместности употребления
заимствованных слов. Правильное
употребление заимствованных слов.
Русизмы в иностранных языках.
Фонетико-графическое и грамматическое
освоение заимствованных слов (общее
представление).
Типы иноязычных слов по степени их
освоенности (общее представление).
Семантическое освоение заимствованных
слов (общее представление).
Роль заимствованной лексики в
современном русском языке

- Устанавливать и характеризовать роль
заимствованной лексики в современном
русском языке;
- комментировать причины лексических
заимствований; характеризовать
процессы заимствования иноязычных
слов как результат взаимодействия
национальных культур, приводить
примеры;
- определять значения иноязычных слов;
по словарю иностранных слов
устанавливать языки-источники;
подбирать русские синонимы к
иноязычным словам (в тех случаях,
когда это возможно);
- целесообразно употреблять иноязычные
слова, оценивать правильность и
уместность употребления иноязычной
лексики, исправлять речевые ошибки;
- характеризовать особенности освоения
иноязычной лексики; различать
иноязычные слова по степени их освоения
русским языком;
- использовать толковые словари, словари
иностранных слов; учебные
этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в том
числе мультимедийные);

Современные неологизмы (1 ч)

Пополнение словарного состава русского
языка новой лексикой. Современные
лексические неологизмы и их группы по
сфере употребления
и стилистической окраске. Неологизмы, в
том числе образованные от иноязычных
заимствований с помощью русских
словообразовательных средств

-

-

-

-

-

-

Национально- культурная специфика
русской фразеологии (2 ч)

Отражение во фразеологии истории
и культуры народа — носителя языка.
Типы фразеологизмов (общее
представление). Источники фразеологии
(конкретные примеры).
Отражение во фразеологии предметов
ушедшего быта, представлений и

Характеризовать
причины
пополнения лексического состава
языка;
определять
значения
современных
неологизмов (в рамках изученного);
распределять
их
по
тематическим
группам;
различать группы лексических
неологизмов современного русского
языка: иноязычные заимствования; слова,
образованные от иноязычных с помощью
русских словообразовательных средств;
новые значения слов;
характеризовать современные
неологизмы по сфере употребления и
стилистической окраске;
оценивать уместность употребления
современных неологизмов в различных
речевых ситуациях;
уместно употреблять неологизмы в
практике общения;
использовать толковые словари, словари
иностранных слов; учебные
этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в том
числе мультимедийные); применять
правила орфографии и пунктуации на
письме (в рамках изученного)

Понимать и истолковывать значения
фразеологических
оборотов
с
национально-культурным компонентом;
- комментировать (в рамках изученного)
историю происхождения
фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом
-

верований наших предков, реальных
событий далёкого прошлого и т. п.
Перемещение фразеологизмов из активного
в пассивный запас и наоборот.
Современные фразеологизмы и их
источники

-

-

-

-

Лексика и фразеология русского языка с
точки зрения отражения в ней культуры и
истории народа — носителя языка.
Представление проектных, исследовательских
работ.
Проверочная работа № 1
(1 ч)

Представление проектов, результатов
исследовательской работы

значения, извлекая при этом
информацию об обычаях, традициях,
быте предков, исторических событиях,
культуре и т. п.;
характеризовать современные
фразеологизмы, комментировать причины и
источники их появления;
правильно употреблять
фразеологические обороты, пословицы,
поговорки, крылатые слова и
выражения;
использовать толковые словари,
фразеологические словари; словари
пословиц и поговорок; словари крылатых
слов и выражений; учебные
этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации
(в том числе мультимедийные);
применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

- Публично представлять результаты
проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные
тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений

КУЛЬТУРА РЕЧИ (11 ч)
Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного языка.
Стилистические особенности произношения
и ударения (2 ч)

Произносительные различия в русском языке,
обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности
произношения и ударения (литературные‚
разговорные‚ устарелые и
профессиональные). Нормы и варианты
нормы произношения заимствованных
слов, отдельных грамматических форм;
нормы ударения в отдельных формах:
ударение в существительных в форме
родительного падежа множественного
числа; ударение в кратких формах
прилагательных; подвижное ударение в
глаголах; ударение в формах глагола
прошедшего времени; ударение в
возвратных глаголах в формах прошедше го времени мужского рода; ударение
в формах глаголов II спряжения на -ить

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. Синонимы,
антонимы, омонимы и точность речи (3ч.)

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚
стилистические особенности употребления
синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚

- Cоблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных;
глаголов (в рам ках изученного);
- различать варианты орфоэпической и
акцентологической нормы (на отдельных
примерах);
- объяснять особенности употребления слов
с учётом стилистических вариантов
орфоэпической нормы;
- употреблять слова с учётом
произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
опознавать произносительные различия
в русском языке, обусловленные темпом
речи и стилями речи (на отдельных
примерах);
- использовать орфоэпические, в том
числе мультимедийные, словари для
определения нормативных вариантов
произношения;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические словари и
справочники по пунктуации
- Употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением и требованием
лексической сочетаемости;
- соблюдать нормы употребления
синонимов, антонимов, омонимов;
- анализировать и различать типичные

Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка.
Особенности словоизменения имён
существительных, имён прилагательных,
местоимений‚ порядковых и количественных
числительных (4 ч)

стилистические особенности употребления
антонимов.
Лексические омонимы и точность речи.
Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с
употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи

речевые ошибки‚ связанные с
употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов
в речи (на отдельных примерах);
- корректировать речь с целью
исправления речевых ошибок;

Основные грамматические нормы
современного русского литературного
языка. Склонение русских и иностранных
имён и фамилий; названий географических
объектов; именительный падеж
множественного числа существительных на
-а/-я и -ы/-и; родительный падеж
множественного числа существительных
мужского и среднего рода
с нулевым окончанием и окончанием
-ов; родительный падеж множественного
числа существительных женского рода на ня; творительный падеж множественного
числа существительных 3-го склонения;
родительный падеж единственного числа
существительных мужского рода. Варианты
грамматической нормы: литературные

- Употреблять имена существительные,
имена прилагательные, местоимения,
порядковые и количественные
числительные в соответствии с нормами
современного русского литературного
языка (в рамках изученного);
- выявлять, анализировать и исправлять
типичные грамматические ошибки в
устной и письменной речи (в рамках
изученного);
- анализировать и оценивать с точки
зрения норм современного русского
литературного языка чужую и
собственную речь (в рамках изученного);
- корректировать свою речь с учётом её
соответствия
основным
нормам
современного литературного языка;
- редактировать предложения с целью
исправления типичных грамматических

и разговорные падежные формы имён
существительных. Нормативные и

- использовать толковые словари, словари
синонимов, антонимов, омонимов, в том
числе мультимедийные, для уточнения
значения слов, подбора к ним синонимов,
антонимов, омонимов, а также в процессе
редактирования текста;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические
словари и справочники по пунктуации

ненормативные формы имён
существительных. Типичные
грамматические ошибки в речи.
Отражение вариантов грамматической нормы
в словарях и справочниках.
Нормы употребления имён
прилагательных в формах сравнительной
степени, в краткой форме; местоиме ний‚
порядковых и количественных
числительных

Речевой этикет (1 ч)

Национальные особенности речевого
этикета. Принципы этикетного общения,
лежащие в основе национального речевого
этикета: сдержанность, вежливость,
использование стандартных речевых
формул в стандартных ситуациях общения,
позитивное отношение к собеседнику. Этика
и речевой этикет. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Этикетные
формулы начала и конца общения.
Этикетные формулы похвалы и
комплимента.
Этикетные формулы благодарности.
Этикетные формулы сочувствия‚ утешения

«Правила хорошей речи».
Представление проектных,
исследовательских работ.
Проверочная работа № 2
(1 ч)

Представление результатов проектных,
исследовательских работ

ошибок (в рамках изученного
отдельных примерах);

и

на

использовать грамматические словари и
справочники, в том числе
мультимедийные, для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и
построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической
нормы; в процессе редактирования текста;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические словари и
справочники по пунктуации
- Использовать принципы этикетного
общения, лежащие в основе национального
русского речевого этикета;
- использовать в предлагаемых ситуациях
общения этикетные формулы начала и
конца общения, похвалы и комплимента,
благодар ности, сочувствия, утешения;
- соблюдать русскую этикетную
вербальную и невербальную манеру
общения;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Публично
представлять
результаты
проведённого
языкового
анализа,
выполненного
лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные
тексты;
-

- самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий,
вносить необходимые коррективы в ходе
его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за
решение
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (12 ч)
Эффективные приёмы чтения.
Этапы работы с текстом
(3 ч)

Понятие о читательской культуре.
Интерпретация текста. Соотношение цели
чтения и его вида.
Эффективные приёмы просмотрового,
ознакомительного, изучающего чтения.
Понятие о диалоге с текстом.
Прогнозирование информации.
Просмотровое и изучающее чтение
текста.
Художественная речь

Владеть читательской культурой;
выбирать и использовать различные
виды чтения
в соответствии с его целью;
осуществлять
диалог
с
текстом;
прогнозировать содержание текста по
теме, по первому предложению текста, в
процессе чтения;
применять
правила
орфографии
и
пунктуации на
письме
(в
рамках
изученного)
-

Тематическое единство текста
(2 ч)

Тематическое единство, тема и микротема
текста.
Принципы составления плана текста.
План сочинения

- Владеть умениями информационной
переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными
способами и средствами получения,
переработки и преобразования
информации;
- составлять план сочинения, опираясь на
знание принципов его составления;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Тексты описательного типа (1 ч)

Тексты описательного типа: определение

- Анализировать и создавать тексты

понятия, пояснение, собственно описание

описательного типа (определение
понятия, пояснение, собственно
описание);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Разговорная речь. Рассказ о событии.
Бывальщина (1 ч)

Художественное повествование. Характер
рассказчика.
Особенности жанра «бывальщины». Былички

- Анализировать художественное
повествование; на основе анализа
выявлять характер рассказчика;
уместно
использовать
жанры
разговорной речи (рассказ о событии,
«бывальщины»)
в
ситуациях
неформального общения;
применять
правила
орфографии
и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Научный стиль.
Словарная статья
(1 ч)

Учебно-научный стиль. Словарные
статьи энциклопедического и
лингвистических словарей.
Ключевые слова русской культуры:
героизм, герой, подвиг

- Использовать информацию словарных
статей для решения учебных задач;
- объяснять значение ключевых слов русской
культуры (героизм, герой, подвиг);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Научное сообщение. Устный ответ. Виды
ответов (2 ч)

Функционально-смысловые типы речи в
научном стиле.
Содержание и структура научного
сообщения. Языковые средства, способствующие композиционному оформлению
устного научного сообщения

- Анализировать содержание и
структуру научного сообщения;
- создавать учебно-научные тексты
(ответы на уроке) в письменной и
устной форме;
- использовать при создании устного
научного сообщения языковые средства,
способствующие его композиционному
оформлению;
- анализировать и составлять различные
виды ответов: ответ-анализ, ответобобщение, ответ-добавление, ответгруппировку

Диалог
с текстом. Представление проектных,
исследовательских работ.
Проверочная работа № 3
(2 ч)

Представление результатов проектных,
исследовательских работ

- Раскрывать значение ключевых слов
раздела;
- использовать освоенные в процессе
изучения раздела сведения при анализе
устных высказываний, готового текста и
при создании собственных текстов в устной
и письменной форме


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».