Рабочая программа Родной язык (русский) 5 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 5 класса сосавлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287,
зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016
г. № 637-р), а также Примерной программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам
освоения Основной образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Сизовская средняя школа»
(с изменениями и дополнениями).
Рабочая программа позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной язык
(русский)» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО; Примерной основной образовательной программой
основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г. федерального учебнометодического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г.
№ 2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя
рекомендованное примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.
4)личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания курса русского
языка в основной общеобразовательной школе.
Общая характеристика учебного предмета (Родной язык (русский)»
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к
предметной области «Родной язык и родная литература». Программа ориентирована на сопровождение
и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику, обусловленную
дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах
Российской Федерации.

Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента
познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся,
изучающих иные родные языки (не русский). Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может
рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему
системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным
связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный
контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурноисторическую обусловленность.
Цели изучения учебного предмета.
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования являются:
- воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
- развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
- воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении
популяризации родного языка;
- воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
- овладение культурой межнационального общения;
- расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского
литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
- совершенствование текстовой деятельности;

- развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию;
- понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.);
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку
(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный
предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область
«Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
Согласно Федеральному базисному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение родного языка
(русского) на ступени основного общего образования в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Учебный план МБОУ «Сизовская средняя школа» предусматривает изучение русского языка в 5 классе - 34 часа (34 недели, 1 час в
неделю).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык и культура (11 часов).
Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни
общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного
культурного чело- века. Русский язык — язык русской художественной литера- туры.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры,
народные танцы и т. п.), слова с национально-культурным компонентом значения, на- родно-поэтические символы,
народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях,
былинах, художественной литературе. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобрази- тельное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности

употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Метафоры общеязыковые и художественные, их
национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Загадки.
Метафоричность русской загадки.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми
качествами, эмоциональными состояниями и т. п. человека (барышня — об изнеженной, избалованной девушке; сухарь
— о сухом, неотзывчивом человеке; сорока — о болтливой женщине и т. п.).
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и
поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры
народа.
Русские имена. Имена исконно русские (славянские) и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена,
которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена, входящие в состав пословиц и
поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Проверочная работа по изученному разделу.
Раздел 2. Культура речи (12 часов).
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы.
Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения.
Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах. Омографы:
ударение как маркер смысла слова. Произносительные варианты орфоэпической нормы.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты
лексической нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов в речи. Типичные примеры нарушения лексической нормы, связанные с
употреблением имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литератур- ном языке.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Род заимствованных несклоняемых
имён существительных; род сложных существительных; род имён собственных (географических названий). Формы
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями
-а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности
формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода.
Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в
русском
речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве
обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии,
должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику,
эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку.
Проверочная работа № 2 по изученному разделу.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 часов).
Язык и речь. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты.
Текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).
Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз,
слоган.
Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения,
синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т. д.).
Проверочная работа № 3 по изученному разделу.

Планируемые образовательные результаты.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку основного общего образования достигаются в
единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на
её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на русском языке;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство.
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в
контексте учебного предмета «Русский язык»;
- ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства;
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; - осознание важности русского языка как
средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернет-среде в процессе школьного языкового
образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке;
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
- умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития чело века, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- закономерностях развития языка;
- овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; - овладение основными навыками
исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

- потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении языковых процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; - формулировать вопросы, фиксирующие
несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно
запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
«мозговой штурм» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями
других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; делать выбор и брать ответственность
за решение.
Самоконтроль:

- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
- понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать
собственную речь с учётом целей и условий общения;
- оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
Язык и культура:
- характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в рамках изученного); приводить примеры; распознавать и
характеризовать устаревшую лексику с национально-культурным компонентом значения (историзмы, архаизмы); понимать особенности её
употребления в текстах;
- характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации
устаревшей лексики в современных контекстах;
- характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований; определять значения лексических
заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
- использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари
синонимов, антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники
по пунктуации (в том числе мультимедийные).

Культура речи:
- соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с непроизводными предлогами (в рамках
изученного); различать основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях,
наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
паронимов;
- анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом
её соответствия основным нормам современного литературного языка;
- употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
- использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;
- использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том
числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
- использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;
- характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
- анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков
текста; использовать различные типы заголовков при создании собственных текстов;
- анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализировать художественный текст с опорой на его
сильные позиции;
- создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять
их в устной и письменной форме;
- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Тематическое планирование.
Тематические блоки, темы
Русский язык —
национальный язык русского народа
(1 ч)

Основное содержание
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (11 ч)
Введение понятий: русский язык —
национальный язык русского народа,
государственный язык, язык
межнационального общения. Русский язык
— язык русской художественной литературы.
Роль родного языка в жизни человека.
Русский язык в жизни общества и
государства. Бережное отношение
к родному языку как одно из необходимых
качеств современного культурного человека

Краткая история русской письменности (1 ч)

Из истории русской письменности.
Ознакомление с историей и этимологи- ей
слов азбука, алфавит.
Создание славянского алфавита; общие
сведения о кириллице и глаголице.
Реформы русского письма. Памятники
письменности

Язык как зеркало национальной культуры

Слово как хранилище материальной и

Основные виды деятельности обучающихся
Характеризовать роль русского родного
языка в жизни общества и государства, в
современном мире, в жизни человека;
–
приводить примеры, доказывающие, что
изучение русского языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны
(в рамках изученного);
–
создавать текст на заданную тему;
–
использовать приёмы просмотрового и
изучающего чтения;
– применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
– Характеризовать основные факты из
истории русской письменности (в рамках
изученного) и создания славянского
алфавита (на материале прочитанных
текстов);
– создавать монологические высказывания
на заданную тему, участвовать в диалоге и
полилоге на лингвистическую тему;
– использовать толковые словари, учебные
этимологические словари;
грамматические словари и справочники,
орфографические словари, справочники
по пунктуации
(в том числе мультимедийные);
– применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Распознавать и правильно объяснять
–

(1 ч)

духовной культуры народа.
Национальная специфика слов с живой
внутренней формой.
Национальная специфика терминов
родства.
Слова с национально-культурным
компонентом значения в словарном составе
языка.
Национально-культурная специфика
фразеологизмов (общее представление)

Слово как хранилище материальной и
духовной культуры народа
(1 ч)

Слова, обозначающие предметы и явления
традиционного русского быта
(национальную одежду, пищу, игры,
народные танцы, жилище и т. п.).
Ознакомление с историей и этимологией
некоторых слов

значения изученных слов с национальнокультурным компонентом, правильно
употреблять их в речи;
-распознавать, анализировать и
характеризовать слова с живой
внутренней формой;
- сравнивать отдельные примеры
наименований предметов и явлений
окружающего мира
в
различных
языках,
отражающих
особенности природы, климатических
условий, тради ционного быта и т. п.;
-- использовать толковые словари, учебные
этимологические словари; грамматические
словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации
(в том числе мультимедийные);
-применять
правила
орфографии
и
пунктуации на
письме
(в
рамках
изученного)
- Распознавать и правильно объяснять
значения изученных слов с национальнокультурным компонентом, правильно
употреблять их в речи;
- извлекать и анализировать информацию
из научно-популярных текстов о
предметах и явлениях традиционного
русского быта;
- анализировать словарные статьи
«Толкового словаря живого великорусского
языка»
В. И. Даля; извлекать сведения о жизни,
быте, обычаях русского народа в
прошлом;
- анализировать пословицы русского
народа, объяснять их смысл, извлекать
информацию о жизни и быте русского

Загадки. Метафоричность русской загадки.
Метафоры общеязыковые и художественные,
их национально- культурная специфика.
Метафора, олицетворение, эпитет как
изобразительные средства (2 ч)

Загадки. Метафоричность русской загадки.
Метафоры общеязыковые и
художественные, их национальнокультурная специфика. Слова со
специфическим оценочно-характеризующим
значением. Связь определённых
наименований с некоторыми качествами,
эмоциональными состояниями и т. п.
человека.
Метафора, олицетворение, эпитет как
изобразительные средства

народа в прошлом; описывать
современные ситуации их употребления;
- использовать толковые словари, словари
пословиц и поговорок, учебные
этимологические словари; грамматические
словари
и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Анализировать русские загадки с точки
зрения языковых средств, которые в них
используются для создания образа
загаданного слова;
- сравнивать языковые метафоры в
русском и других языках,
устанавливать признаки, по которым
проводится сравнение;
- устанавливать признаки для сравнения
прямого и переносного значения слов;
определять признак, лежащий в основе
переносного значения;
- характеризовать слова со специфическим
оценочно-характеризующим значением
(переносные наименования животных,
растений и т. п.), особенности их
употребления;
- сравнивать слова со специфическим
оценочно-характеризующим значением
в разных языках, определять признак,
лежащий
в основе переносных значений таких слов;
анализировать художественные тексты
с точки зрения использования в них
художественных метафор, олицетворений;

Национальная специфика русского
фольклора
(2 ч)

Устойчивые обороты в произведениях
фольклора, народно-поэтические символы,
народно-поэтические эпитеты в русских
народных и литературных сказках, народных
песнях, былинах, художественной
литературе.
Слова с суффиксами субъективной оценки
как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как
средство выражения задушевности и
иронии. Особенности употребления слов с
суффиксами субъективной
оценки в произведениях устного народного
творчества и произведениях
художественной литературы разных
исторических эпох.
Сравнения, прецедентные имена
в русских народных и литературных
сказках, народных песнях, былинах,
художественной литературе.
Ознакомление с историей и этимологи- ей
некоторых слов

- использовать толковые словари; словари
пословиц и поговорок, словари эпитетов,
метафор и сравнений; учебные
этимологические словари; грамматические
словари
и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
- Анализировать фрагменты текстов русских
народных и литературных сказок,
народных песен, былин, художественных
произведений с точки зрения
использования в них устойчивых
оборотов, народно-поэтических символов,
народно-поэтических эпитетов;
- распознавать слова с суффиксами
субъективной оценки в произведениях
устного народно- го творчества и в
произведениях художествен- ной
литературы; характеризовать особенности
их употребления как особого средства
выразительности;
распознавать постоянные эпитеты и
сравнения, анализировать и
характеризовать особенности
употребления в фольклорных текстах,
в
художественной
литературе
постоянных эпитетов, сравнений как
особых
изобразительновыразительных средств;
- распознавать прецедентные имена и
прозвища персонажей сказок, былин,
легенд и т. п., понимать и объяснять их
значение в современных контекстах,
правильно употреблять их;
- использовать толковые словари; словари

Крылатые слова, пословицы, поговорки
(1ч)

Крылатые слова и выражения из русских
народных и литературных сказок
(источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого
общения).
Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок,
народного ума и особенностей
национальной культуры народа.
Ознакомление с историей и этимологи- ей
некоторых слов

эпитетов, метафор и сравнений; словари
пословиц и поговорок; учебные
этимологические словари; грамматические
словари
и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в
том числе мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Распознавать крылатые слова и
выражения из русских народных и
литературных сказок, называть их
источники, комментировать значение и
употребление в современных ситуациях
речевого общения, использовать
в собственной речевой практике;
- объяснять значения пословиц и поговорок,
правильно употреблять изученные
пословицы, поговорки;
сравнивать русские пословицы с
пословицами других народов, определять
их сходства
и различия;
- характеризовать пословицы и
поговорки с точки зрения выражения
в них опыта,
наблюдений, оценок, народного ума и
особенностей национальной культуры
народа;
- использовать толковые словари, словари
пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений, словари эпитетов, метафор и
сравнений; учебные этимологические
словари; орфографические словари,
грамматические словари и справочники по
пунктуации
(в том числе мультимедийные);

Русские имена (1 ч)

Русские личные имена. Имена исконно
русские (славянские) и заимствованные,
краткие сведения по их этимологии.
Имена, которые не являются исконно
русскими, но воспринимаются как тако- вые.
Имена, входящие в состав пословиц и
поговорок и имеющие в силу этого
определённую стилистическую окраску.
Названия общеизвестных старинных
русских городов. Их происхождение

Язык как зеркало национальной культуры.
Представление проектных,
исследовательских работ.
Проверочная работа № 1
(1 ч)

Представление проектов, результатов
исследовательской работы

- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках изученного)
- Характеризовать исконно русские
(славянские) имена, комментировать их
происхождение (в рамках изученного);
- характеризовать стилистическую окраску
имён, входящих в состав пословиц и
погово- рок (в рамках изученного);
- объяснять взаимосвязь происхождения
названий старинных русских городов и
истории народа, истории языка (в
рамках изученного);
- использовать толковые словари, словари
пословиц и поговорок; словари крылатых
слов и выражений; словари синонимов,
антонимов; словари эпитетов, метафор и
сравнений; учебные этимологические
словари; грамматические словари и
справочники, орфографические словари,
справочники по пунктуации
(в том числе мультимедийные);
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Публично представлять результаты
проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные
тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать

предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план
действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации; делать
выбор и брать ответственность за
решение.
КУЛЬТУРА РЕЧИ – 12ч.
Современный русский литературный язык
(1 ч)

Понятие о национальном русском языке и
литературном русском языке как высшей
форме национального языка (общее
представление).
Роль А. С. Пушкина в создании
современного русского литературного
языка. Основные показатели хорошей и
правильной речи (общее представление).
Правильность речи — соблюдение норм
литературного языка

Русская орфоэпия. Нормы произношения и
ударения
(2 ч)

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка. Понятие о варианте нормы.
Равноправные и допустимые варианты
произношения. Нерекомендуемые и
неправильные варианты произношения.
Запретительные пометы в орфоэпических

- Понимать и объяснять различие понятий
«национальный русский язык» и
«литературный русский язык» (на уровне
общего представления);
- анализировать примеры речевых
высказываний с точки зрения показателей
хорошей и правильной речи, соблюдения
говорящим норм литературного языка;
- понимать важность соблюдения норм
современного русского литературного
языка для культурного человека;
- объяснять смысл утверждений,
характеризующих роль А. С. Пушкина в
создании современного русского
литературного языка;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические словари,
грамматические справочники для
определения нормативных вариантов
написания
- Различать варианты орфоэпической и
акцентологической нормы; употреблять
слова
с учётом произносительных вариантов
орфоэпической нормы (в рамках
изученного);
- различать постоянное и подвижное

словарях.
Постоянное и подвижное ударение в
именах существительных, именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркер
смысла слова.
Произносительные варианты
орфоэпической нормы. Произносительные
варианты на уровне словосочетаний. Роль
звукописи в художественном тексте

Речь точная и выразительная.
Основные лексические нормы современного
русского литературного языка
(3 ч)

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Основные нормы словоупотребления:
правильность выбора слова, максимально
соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной
действительности. Правила лексической
сочетаемости (на элементарном уровне).
Лексические нормы употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов
в современном русском литературном
языке. Стилистические варианты
лексической нормы (книжный,

ударение в именах существительных,
именах прилагательных, глаголах (в
рамках изученного); соблюдать нормы
ударения в отдельных грамматических
формах имён существительных, имён
прилагательных, глаголов (в рам- ках
изученного);
- анализировать смыслоразличительную
роль ударения на примере омографов;
корректно употреблять омографы в
письменной речи;
-употреблять слова с учётом
произносительных вариантов
орфоэпической нормы (в рамках
изученного);
- использовать орфоэпические, в том числе
мультимедийные, словари для
определения нормативного произношения
слова; вариантов произношения;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические
словари и справочники по
пунктуации
-Соблюдать нормы употребления синонимов‚
антонимов, омонимов (в рамках
изученного);
употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением и правилами
лексической сочетаемости;
- распознавать слова с различной
стилистической окраской;
- употреблять имена существительные, имена
прилагательные, глаголы с учётом
стилистических норм современного
русского языка;
- объяснять примеры употребления в

общеупотребительный‚ разговорный и
просторечный) употребления имён
существительных, прилагательных, глаголов
в речи.
Типичные примеры нарушения лексической
нормы употребления имён
существительных, имён прилагательных,
глаголов в современном русском
литературном языке

Речь правильная. Основные
грамматические нормы (3 ч)

Основные грамматические нормы
современного русского литературного языка.
Род заимствованных несклоняемых имён
существительных; род сложных
существительных; род имён собственных
(географических названий); род
аббревиатур. Нормативные
и ненормативные формы употребления имён
существительных. Формы существительных
мужского рода множественного числа с
окончаниями —
-а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу.
Литературные‚ разговорные‚ устарелые и
профессиональные особенности формы
именительного падежа множественного
числа существительных мужского рода

речевых высказываниях имён
существительных, имён прилагательных,
глаголов с точки зрения лексических
норм современного русского языка;
- анализировать частотные примеры
речевых ошибок, связанных с
употреблением имён существительных,
имён прилагательных, глаголов;
- использовать толковые словари, в том
числе мультимедийные; словари
синонимов, антонимов для уточнения
значения слов, стилистической окраски, а
также в процессе редактирования текста;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические словари и
справочники по пунктуации
- Определять род заимствованных
несклоняемых имён существительных;
сложных существительных; имён
собственных (географических названий);
аббревиатур и корректно употреблять их
в речи (в рамках изученного);
- различать варианты грамматической нормы:
литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа
существительных мужского рода‚ форм
существительных мужского рода
множественного числа с окончаниями -а(-я),
-ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и
корректно употреблять их в речи (в рамках
изученного);
- различать типичные грамматические
ошибки (в рамках изученного);
- выявлять и исправлять грамматические
ошибки в тексте, в устной речи;
- использовать грамматические словари и

Речевой этикет: нормы и традиции
(2 ч)

Правила речевого этикета: нормы и
традиции. Устойчивые формулы
речевого этикета в общении. Обращение в
русском речевом этикете. История этикетной
формулы обращения в рус- ском языке.
Особенности употребления в качестве
обращений собственных имён, названий
людей по степени родства, по положению в
обществе,
по профессии, должности; по возрасту и
полу. Обращение как показатель степени
воспитанности человека, отношения к
собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации.
Современные формулы обращения к
незнакомому человеку

справочники для уточнения норм
образования формы слова, построения
словосочетания
и предложения; опознавания вариантов
грамматической нормы; в процессе
редактирования текста;
-применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические словари,
грамматические справочники для
определения нормативных вариантов
написания
- Анализировать этикетные формы и
формулы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
современные формулы обращения к
незнакомому человеку;
- корректно употреблять форму «он» в
ситуациях диалога и полилога;
- участвовать в различных речевых
ситуациях, требующих использования
этикетных форм
и устойчивых формул‚ этикетного общения,
лежащего в основе национального речевого
этикета;
- соблюдать в диалоге и монологе
русскую этикетную вербальную и
невербальную манеру общения;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного);
- использовать орфографические словари,
грамматические справочники для
определения нормативных вариантов
написания

«Живой
как жизнь». Норма и её варианты.
Представление проектных,
исследовательских работ.
Проверочная работа № 2
(1 ч)

Язык и речь. Средства выразительности
устной речи
(1 ч)

Представление результатов проектных,
исследовательских работ

-Публично представлять результаты
проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического
эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии
с ним составлять устные и письменные
тексты;
- самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план
действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за
решение
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (11 ч)
Соотношение понятий «язык» и «речь»:
владение языком; правильная и выразительная речь. Виды речевой
деятельности: слушание, говорение,
чтение, письмо.
Выразительность
речи.
Особенности
русской интонации: громкость, тон,
тембр, темп, паузы. Интонация как
средство выражения эмоций.
Средства выразительности устной речи:
логическое ударение, движение тона.
Скороговорки как средство тренировки
чёткого произношения. Интонация и
жесты. Формы речи. Диалог в разных
ситуациях общения

- Использовать разные виды речевой
деятельности для решения учебных задач;
- анализировать и интерпретировать
фольклорные и художественные тексты
или их фрагменты (народные и
литературные сказки, рассказы, былины,
пословицы, загадки);
- владеть элементами интонации;
выразительно читать тексты;
- инициировать диалог и поддерживать
его, сохранять инициативу в диалоге,
завершать диалог;
применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Текст и его строение. Композиционные
особенности описания, повествования,
рассуждения (1 ч)

Функциональные разновидности языка
(1 ч)

Разговорная речь. Просьба, извинение
(1 ч)

Как строится текст. Композиция
текста. Смысловая часть и абзац (на
уровне изученного)
Общая характеристика содержания и
композиции основных типов речи:
описания, повествования, рассуждения (на
уровне изученного).
Композиционные особенности описания.
Повествование как тип речи. Средства связи
предложений в повествовании.
Рассуждение как тип речи. Виды рассуждения по коммуникативной задаче
Функциональные разновидности языка:
научный, официально-деловой, публицистический стили; разговорная речь, язык
художественной литературы
(на уровне изученного).
Стилевая принадлежность текста:
стилевые черты и языковые средства

Разговорная речь. Пословицы, характеризующие устное общение.
Правила общения. Просьба, извинение

- Анализировать и интерпретировать
фольклорные и художественные тексты или
их фрагменты, определяя ведущий тип
речи; их ком- позиционные особенности
(на уровне изученного);
-анализировать и создавать (в том числе
с опорой на образец) тексты разных
функционально-смысловых типов речи;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Анализировать и создавать (в том числе с
опорой на образец) тексты с учётом
сферы, ситуации общения; стилевой
принадлежности;
- редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания
и формы;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Анализировать и интерпретировать
фольклорные и художественные тексты или
их фрагменты (народные и литературные
сказки, рассказы, былины, пословицы,
загадки);
- участвовать в общении, демонстрируя
владение интонацией;
- уместно использовать коммуникативные
стратегии и тактики устного общения:
прось бу, принесение извинений;
- инициировать диалог и поддерживать
его, сохранять инициативу в диалоге,
завершать диалог;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Официально- деловой стиль.
Объявление (1 ч)

Объявление как жанр официальноделового стиля. Устная и письменная
формы объявления

Научно-учебный подстиль. План ответа на
уроке, план текста
(1 ч)

План устного ответа на уроке, план
прочитанного текста. Виды плана: на
основе назывных предложений, вопросный, тезисный

Публицистический стиль.
Устное выступление (1 ч)

Стилевые черты и языковые средства
публицистического стиля.
Устное выступление. Девиз, слоган

Язык художественной литературы.
Литературная сказка
(1 ч)

Литературная сказка как жанр художественной литературы: образная система и
сочетание типов речи; тема и главная
мысль

Язык художественной литературы.
Рассказ (1 ч)

Рассказ как жанр художественной
литературы: завязка, кульминация, развязка

- Анализировать и интерпретировать
тексты или их фрагменты;
- создавать тексты объявлений в устной и
письменной форме с учётом речевой
ситуации;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Составлять планы разных видов: план
устного ответа на уроке, план
прочитанного текста;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Распознавать и создавать тексты
публицистических жанров (девиз,
слоган);
- анализировать и создавать текст
устного выступления;
- владеть элементами интонации;
выразительно читать тексты
- Анализировать и интерпретировать
художественные
тексты
или
их
фрагменты (литературные сказки);
- создавать (в том числе с опорой на
образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи;
- редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять черновой и
отредактированный тексты;
- применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
- Анализировать и интерпретировать
художественные тексты или их фрагменты
(рассказы);
- создавать (в том числе с опорой на

-

-

Особенности языка фольклорных текстов
(1 ч)

Особенности языка фольклорных текстов.
Былины. Сказка. Особенности языка сказки
(сравнения, синонимы, антонимы, слова с
уменьшительно- ласкательными
суффиксами и т. д.) (на уровне
изученного).
Особенности языка загадок и пословиц

-

-

-

-

Текст и его строение. Представление
проектных, исследовательских работ.
Проверочная работа № 3
(1 ч)

Представление результатов проектных,
исследовательских работ

-

-

-

образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи;
редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания
и формы;
сопоставлять черновой и
отредактированный тексты;
применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Анализировать и интерпретировать
фольклорные тексты (сказки, былины,
пословицы, загадки);
создавать (в том числе с опорой на
образец) тексты разных функциональносмысловых типов речи;
редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять черновой и
отредактированный тексты;
применять правила орфографии и
пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Анализировать и интерпретировать
фольклорные и художественные тексты или
их фрагменты (народные и литературные
сказки, рассказы, былины, пословицы,
загадки);
редактировать собственные тексты с
целью совершенствования их содержания
и формы; сопоставлять черновой и
отредактированный тексты;
создавать тексты как результат проектной
(исследовательской) деятельности;
оформлять результаты проекта
(исследования), представлять их в устной
форме


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».