Рабочая программа Индивидуальный проект 10-11 классы

Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» для 10 – 11 классов разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом
примерной основной образовательной программы среднего общего образования

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения рабочей программы для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на основе и в
процессе реализации основных направлений воспитания которые, составлены в соответствии с рабочей программой воспитания МБОУ
«Сизовская средняя школа»:
Патриотического воспитания:
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому
языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Гражданского воспитания:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание
неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в
том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность
идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному

достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с
опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для
окружающей среды.
Эстетического воспитания: мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в
том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Физическое воспитание
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы) технологической
и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний; осознание важности обучения
на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей

Экологического воспитания: сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на
состояние
природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; ориентация на применение знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания: планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя оборудование, модели,
методы и приемы, адекватные проблеме; формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы; выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и исследовательской работе;
распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных результатов; отличать факты от суждений, мнений
и оценок; подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные методы и приемы, характерные для
естественных и гуманитарных наук; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения
поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или работы; находить различные источники материальных и
нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях
деятельности человека; анализировать различные источник информации; оформлять результаты своего исследования или отчет о
выполнении проекта; формировать текст устной защиты и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для
представления на школьной конференции; грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и
аргументировать ответы; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект
или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
Предметные результаты:








развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры
обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных
способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу
умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению
(разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и
саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся

Метапредметные.
Регулятивные:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно;
 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
 прогнозирование –
предвосхищение
результата и
уровня
усвоения;
его
временных характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого
результата действия и его реального продукта;
 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня
усвоения.
Познавательные:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
 знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 умение структурировать знания;
 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
 определение основной и второстепенной информации;
 свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
 понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Коммуникативные:



планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов
взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта,
принятие решения и его реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
 Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Логические общеучебные умения и навыки
 Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей.
 Выявление различий при сравнении объектов.
 Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
 Классификация объектов множества по некоторому основанию.
 Подведение объектов под известные понятия.
 Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.
 Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.
 Определение причинно-следственной зависимости.
 Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
 Приведение контрпримеров для неверных утверждений.
 Формулирование выводов по результатам анализа.
 Формулирование утверждения в форме условного предложения.
 Формулирование утверждения, обратного данному.
 Формулирование утверждения, противоположного данному.
 Формулирование гипотезы.
 Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
 Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.

 Моделирование и построение эскизов будущего проекта.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу
 Четкое и правильное осознание цели своей работы.
 Составление плана своей работы (достижения цели).
 Разработка режима дня.
 Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
 Контроль за правильностью результата работы.
 Оценка правильности выполнения задания.
 Самооценка уровня овладения учебным материалом.
Умение работы с текстом
 Постановка вопросов к прочитанному тексту.
 Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
 Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
 Разбивка текста на смысловые части.
 Составление плана текста.
Информационно-библиографические умения и навыки
 Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
 Нахождение в учебнике ответов к задачам.
 Умение пользоваться терминологическими словарями - Умение пользоваться каталогами библиотеки.
 Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.
Культура устной и письменной речи
 Выступление с докладом на заданную тему
 Рецензирование текста или выступления.
 Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.
 Описание рисунка или картины.
 Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.
 Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.
 Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.
 Написание отзыва на прочитанный текст.

Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе.
Индивидуальный проект покажет все те навыки, которыми овладел старшеклассник за все года школьного обучения.
По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с
направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать
выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае
необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае
потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.
Учащиеся учатся самостоятельно:
-определять и формулировать задачу;
-планировать свою работу;
-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);
-искать необходимую информацию;
-применять коммуникативные способности;
-организовывать работу других людей;
-профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации; -выступать с докладом;
-к нужному сроку доводить работу до запланированного результата
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Тема 1. Введение в проектную культуру
Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура». Цели, задачи проектирования в современном мире,
проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Учимся выделять главную мысль. Навыки
скоростного конспектирования. Системное мышление. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта.
Тема 2. Инициализация проекта
Конструирование темы и проблематики проекта. Проектный замысел. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и
декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Обзор основных материалов по теме. Рассмотрение текста
с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование.

Критерии безотметочной самооценки, оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы. Гипотезы
исследования. Рабочая гипотеза. Методы проверки гипотезы – методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.).
Тема 3. Базовое проектирование и исследование
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей
деятельности. Умение выделять главное в потоке информации, создание кейса для продуктивной работы над проектом. Работа с массивом
материала – обзор, анализ, критика, рерайтинг, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование,
умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и
методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство
с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др.
Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети
Интернет. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые
результаты, план проекта.
Тема 4. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных
источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение
информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Сопровождение
проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом. Технологии
визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты.
Создание скетчей, или визуальных заметок. Инфографика. Скрайбинг. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.

Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка
литературы. Сбор и систематизация материалов. Тренинг по применению технологий визуализации и систематизации текстовой
информации. Представление идеи индивидуального проекта с помощью интеллект-карты. Оформление проектной (исследовательской)
работы обучающегося.

11 класс
Тема 1. Презентация результатов проектной деятельности
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление проектных работ. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов
проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Применение информационных технологий в исследовании, проекте.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература,
каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов.
Тема 2. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка
возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка.
Письменный отчет. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации, выполнение учебного исследования,
формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение
полученных результатов. Оценка. Письменный отчет. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели.
Тема 3. Коммуникативные навыки
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации. Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом.
Формы и принципы делового общения. Вербальное и невербальное общение. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация.
Спор. Дискуссия. Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила

ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Практическое занятие: Дискуссия. Практическое занятие: Дебаты. Публичное
выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование
наглядных средств. Анализ выступления. Практическое занятии: Публичное выступление. Публичная защита результатов проектной
деятельности, исследований.
Тема 4. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс
Анализ рекомендаций и указанных ошибок. Исправление недочетов. Поиск аналогичных проектов, сравнение, выявление сильных и
слабых сторон. Самоанализ сильных сторон и «зоны роста». Список литературы, которая поможет выйти на новый уровень.

Тема 1.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы
10 класс
Введение в проектную культуру

4 часа

Тема 2.

Инициализация проекта

8 часов

Тема 3.

Базовое проектирование и исследование

5 часов

Тема 4.

Информационные
деятельности

№п/п

ресурсы

проектной

и

исследовательской 17 часов

Всего
Тема 1.
Тема 2.
Тема 3.
Тема 4.
Всего

Количество часов

34 часа
11 класс
Презентация результатов проектной деятельности
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Коммуникативные навыки
Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс

8 часов
14 часов
10 часов
2 часа
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».