РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ)» Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родной (крымскотатарской) литературе, родная (крымскотатарская) литература, крымскотатарская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (крымскотатарской) литературы, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа по родной (крымскотатарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Изучение родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования предполагает использование межпредметных связей с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в частности с родным (крымскотатарским) языком, русским языком, литературой, историей. Изучение родной (крымскотатарской) литературы обеспечивает постижение обучающимися произведений крымскотатарской литературы, развитие у них навыков интерпретации и анализа текста с использованием принципов единства художественной формы и содержания, создаёт условия для развития национального и общекультурного самосознания, осознания этнической принадлежности, расширяет знания о культуре, мировоззрении народа. Основу содержания родной (крымскотатарской) литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений на крымскотатарском языке. Учебный материал в программе распределён в соответствии с чёткой последовательностью историко-литературных этапов. Линейная система (хронологическая) построения содержания способствует формированию у обучающихся представления о последовательности развития крымскотатарского литературного процесса. В содержании программы по родной (крымскотатарской) литературе выделяются следующие содержательные линии: крымскотатарский фольклор, крымскотатарская литература (по периодам), теория литературы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Изучение родной (крымскотатарской) литературы направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной (крымскотатарской) литературе и культуре, воспитание ценностного отношения к крымскотатарской литературе как существенной части крымскотатарской и общерусской культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры, навыка анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; развитие устной и письменной речи обучающихся на родном (крымскотатарском) языке. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Число часов, рекомендованных для изучения родной (крымскотатарской) литературы в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю). Количество часов, рассчитанное на изучение родного языка (крымскотатарского) по учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» в 9 классе – 17 часа (0,5 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание обучения в 9 классе. 1. Введение. Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе. 2. Литература древнего периода, литература периода Золотой Орды. Махмуд Кашгари «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии. «Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» – рукописный словарь, созданный в Солхате). Махмуд Кырымлы «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха»). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях). 3. Литература периода Крымского ханства. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления: Газайи «Долап» («Колесо»). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей. Философские представления о смысле жизни. Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси». 4. Литература периода «Пробуждения». И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери («Французские письма») (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические особенности романа-эпопеи. А.С. Айвазов «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!»). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа. Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. «Унутылмаз козьяшлар» («Не забываемые слёзы»). Теория литературы. Роман. Роман-эпопея. 5. Литература XX века. Ш. Бекторе, стихотворения «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатырдаг!»), «Къырым акъкъында» («О Крыме»), «Татарлыгъым», «Миллетнинъ кябеси» («Святилище народа»). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. А. Лятиф-заде, стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде» («Награда»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»). Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике. У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Расткелиш» («Встреча»). Ю. Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадьба с приключениями»). Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов. Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»). Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой природы. Чистота помыслов поэта. Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской войны, её влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель сущности народного характера. Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе на уровне основного общего образования. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (крымскотатарской) литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности; 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка и родной (крымскотатарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений крымскотатарской литературы; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в крымскотатарской литературе; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений крымскотатарского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (крымскотатарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке родной (крымскотатарской) литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: элементарным умениям анализировать и интерпретировать прочитанные произведения: отличать прозаические тексты от поэтических, различать основные жанры фольклора и художественной литературы, определять тему и главную мысль произведения, выявлять элементарные особенности языка художественного произведения; характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет, на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения, владеть различными видами пересказа; выражать своё отношение к прочитанному, рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понять содержание произведений. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, применять изученные теоретико-литературные понятия, определять тему и главную мысль произведения, особенности сюжета и композиции; сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев, характеризовать героев, приводить их сравнительные характеристики, выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; участвовать в беседе о прочитанном, используя информацию о жизни и творчестве писателя, давать развёрнутый ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения; составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный, пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ; создавать связные устные и письменные тексты на родном (крымскотатарском) языке, выражая в них собственное мнение о прочитанном произведении, героях, событиях. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, соотносить содержание и проблематику художественных произведений; определять элементы сюжета произведения (композиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), характеризовать поступки и отношения литературного героя с другими героями художественного произведения, выявлять характер конфликта в литературном произведении, давать собственную интерпретацию и оценку литературным произведениям с учётом понимания отражённой в них художественной картины мира; выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведени; формулировать устные и письменные монологические высказывания на темы, связанные с изученными произведениями родной (крымскотатарской) литерат уры, писать сочинение по заданной теме с использованием текста произведения. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях, определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы, применять изученные теоретико-литературные понятия; определять особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, приёмы построения художественного образа; находить и анализировать факты из биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества, выделять основные этапы историко-литературного процесса; сопоставлять произведения родной (крымскотатарской) литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и различия; пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, развёрнуто отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному; создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных произведений и составленного плана. Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов, оперировать основными фактами жизненного и творческого пути писателя, соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображённой в них эпохой, применять изученные теоретико-литературные понятия; анализировать художественное произведение: определять его родо-жанровую принадлежность, выявлять тему и идею произведения, определять приёмы авторской оценочной позиции в изученном произведении, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, характеризовать героев одного или нескольких произведений; систематизировать представления о литературном процессе и литературном наследии крымскотатарского народа, формулировать основные темы и проблемы крымскотатарской литературы; демонстрировать знания произведений родной (крымскотатарской) литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы, участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы; создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных произведений, представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления доклада, конспекта, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Родная литература (крымскотатарская). 9 класс ( 17 ч.) – 0,5 час в неделю. Наименования разделов и Количество часов Электронные цифровые тем программы образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы Введение. 1 http://gasprinskylibrary.ru/events/event/urieedemova-1938-pisatelnitsa/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyЛитература древнего 3 literature-na-temu-shevkiy-bektore-klassпериода, литература периода 663596.html Золотой Орды. https://ana-yurt.com/qrt/shakir-ali-yakub-1890-gbahchisaray-1930-g Литература периода 3 https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-usein-shamilКрымского ханства. tokhtargazy.html https://www.youtube.com/watch?v=BuzeS6yamgw Литература периода 3 1 http://gasprinskylibrary.ru/events/event/bekira«Пробуждения». choban-zade-1893-1937/ https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyЛитература XX века. 6 1 literature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html Повторение. 1 https://www.youtube.com/watch?v=mRIMRWkuWsk