Рабочая программа Родная литература (крымскотатарская) 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (КРЫМСКОТАТАРСКАЯ)»
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (крымскотатарская)» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родной (крымскотатарской) литературе, родная (крымскотатарская) литература,
крымскотатарская литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родной (крымскотатарской) литературы, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по родной (крымскотатарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей программы по учебному предмету.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования предполагает использование
межпредметных связей с другими учебными предметами гуманитарного цикла, в частности с родным (крымскотатарским) языком, русским
языком, литературой, историей.
Изучение родной (крымскотатарской) литературы обеспечивает постижение обучающимися произведений крымскотатарской
литературы, развитие у них навыков интерпретации и анализа текста с использованием принципов единства художественной формы и
содержания, создаёт условия для развития национального и общекультурного самосознания, осознания этнической принадлежности,
расширяет знания о культуре, мировоззрении народа.

Основу содержания родной (крымскотатарской) литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение
художественных произведений на крымскотатарском языке. Учебный материал в программе распределён в соответствии с чёткой
последовательностью историко-литературных этапов. Линейная система (хронологическая) построения содержания способствует
формированию у обучающихся представления о последовательности развития крымскотатарского литературного процесса.
В содержании программы по родной (крымскотатарской) литературе выделяются

следующие содержательные линии:

крымскотатарский фольклор, крымскотатарская литература (по периодам), теория литературы.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение родной (крымскотатарской) литературы направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к родной (крымскотатарской) литературе и культуре, воспитание ценностного отношения к
крымскотатарской литературе как существенной части крымскотатарской и общерусской культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, читательской культуры, навыка анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
развитие устной и письменной речи обучающихся на родном (крымскотатарском) языке.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Число часов, рекомендованных для изучения родной (крымскотатарской) литературы в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Количество часов, рассчитанное на изучение родного языка (крымскотатарского) по учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» в 9
классе – 17 часа (0,5 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения в 9 классе.
1. Введение.
Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о
литературном процессе.
2. Литература древнего периода, литература периода Золотой Орды.

Махмуд Кашгари «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник
сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.
«Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» – рукописный словарь, созданный в Солхате).
Махмуд Кырымлы «Юсуф ве Зулейха» («Юсуф и Зулейха»). Основа сюжета – кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском
Прекрасном Иосифе и его братьях).
3. Литература периода Крымского ханства.
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:
Газайи «Долап» («Колесо»). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей.
Философские представления о смысле жизни.
Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. «Багъчасарай чешмеси китабеси».
4. Литература периода «Пробуждения».
И. Гаспринский.

Жизнь

и

творчество.

Роман

«Френкистан

мектюплери

(«Французские

письма»)

(отдельные

главы).

Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и
стилистические особенности романа-эпопеи.
А.С. Айвазов «Аннеджигим, нердесин? Кель!» («Где ты, мамочка? Приди!»). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной
героини. Гуманизм рассказа.
Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. «Унутылмаз козьяшлар» («Не забываемые слёзы»).
Теория литературы. Роман. Роман-эпопея.
5. Литература XX века.
Ш. Бекторе, стихотворения «Айт, Чатыртав!» («Говори, Чатырдаг!»), «Къырым акъкъында» («О Крыме»), «Татарлыгъым»,
«Миллетнинъ кябеси» («Святилище народа»). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа,
лучшую его судьбу.

А. Ильмий «Ачлыкъ хатирелери» («Воспоминания о голоде»). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода
1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о
беззащитном.
А. Лятиф-заде, стихотворения «Хаял» («Мечта»), «Омюр» («Жизнь»), «Мужде» («Награда»), «Шаирнинъ уйкъусы» («Сон поэта»).
Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ «Расткелиш» («Встреча»).
Ю. Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той» («Свадьба с приключениями»). Творческая и сценическая история пьесы.
Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов.
Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа» («Тебе»), «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги» («До чего красив узор»).
Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и
красотой природы. Чистота помыслов поэта.
Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли» («Успокоение»). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской
войны, её влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин –
выразитель сущности народного характера.
Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы по родной (крымскотатарской) литературе на уровне основного общего образования.
В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека,
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (крымскотатарской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с
использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в
гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного (крымскотатарского) языка и родной (крымскотатарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего
края в контексте изучения произведений крымскотатарской литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в крымскотатарской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта,
родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при
изучении произведений крымскотатарского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды,
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных
литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка
социальных ролей персонажей литературных произведений;

способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в
условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в
произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
В результате изучения родной (крымскотатарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и
явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку,
устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях
над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые
учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою
точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе
учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной
задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной
литературе;

ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом
получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы на уроках родной (крымскотатарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (крымскотатарской) литературы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на
литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
элементарным умениям анализировать и интерпретировать прочитанные произведения: отличать прозаические тексты от
поэтических, различать основные жанры фольклора и художественной литературы, определять тему и главную мысль произведения,
выявлять элементарные особенности языка художественного произведения;
характеризовать литературного героя, создавать его словесный портрет, на основе авторского описания и художественных деталей,
оценивать его поступки;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения, владеть различными видами пересказа;
выражать своё отношение к прочитанному, рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор,
отвечать на вопросы по прочитанному произведению, задавать вопросы с целью понять содержание произведений.
Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы,
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, применять изученные теоретико-литературные понятия,
определять тему и главную мысль произведения, особенности сюжета и композиции;
сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения, сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их
героев, характеризовать героев, приводить их сравнительные характеристики, выявлять основные особенности языка художественного
произведения, поэтической и прозаической речи;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
участвовать в беседе о прочитанном, используя информацию о жизни и творчестве писателя, давать развёрнутый ответ на вопрос,
связанный со знанием и пониманием литературного произведения;
составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный, пересказывать прочитанное
произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ;
создавать связные устные и письменные тексты на родном (крымскотатарском) языке, выражая в них собственное мнение о
прочитанном произведении, героях, событиях.
Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею,
проблематику изученного произведения, соотносить содержание и проблематику художественных произведений;

определять элементы сюжета произведения (композиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), характеризовать
поступки и отношения литературного героя с другими героями художественного произведения, выявлять характер конфликта в
литературном произведении, давать собственную интерпретацию и оценку литературным произведениям с учётом понимания отражённой в
них художественной картины мира;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведени;
формулировать устные и письменные монологические высказывания на темы, связанные с изученными произведениями родной
(крымскотатарской) литерат уры, писать сочинение по заданной теме с использованием текста произведения.
Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы, воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в
литературных произведениях, определять род и жанр литературного произведения на основе анализа важнейших особенностей его
содержания и формы, применять изученные теоретико-литературные понятия;
определять особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, приёмы построения художественного
образа;
находить и анализировать факты из биографии писателя и сведения об историко-культурном контексте его творчества, выделять
основные этапы историко-литературного процесса;
сопоставлять произведения родной (крымскотатарской) литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них
общие черты и различия;
пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, развёрнуто отвечать на
вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет произведения, участвовать в беседе и диалоге о

прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать
аргументированную оценку прочитанному;
создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных
произведений и составленного плана.
Предметные результаты изучения родной (крымскотатарской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
анализировать литературные произведения разных жанров, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное, понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности
заложенных в них художественных смыслов, оперировать основными фактами жизненного и творческого пути писателя, соотносить
содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображённой в них эпохой, применять изученные
теоретико-литературные понятия;
анализировать художественное произведение: определять его родо-жанровую принадлежность, выявлять тему и идею произведения,
определять приёмы авторской оценочной позиции в изученном произведении, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль
изобразительно-выразительных средств, характеризовать героев одного или нескольких произведений;
систематизировать представления о литературном процессе и литературном наследии крымскотатарского народа, формулировать
основные темы и проблемы крымскотатарской литературы;
демонстрировать знания произведений родной (крымскотатарской) литературы, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы, участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать её, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов,
обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в беседе
и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя
литературные аргументы;

создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с использованием прочитанных
произведений, представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос, исправлять и редактировать собственные и
чужие письменные тексты, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления доклада, конспекта, отзыва,
литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды
цитирования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п

1.
2.

3.

4.

5.
6.

Родная литература (крымскотатарская). 9 класс ( 17 ч.) – 0,5 час в неделю.
Наименования разделов и
Количество часов
Электронные цифровые
тем программы
образовательные ресурсы
Всего
Контрольные Практические
работы
работы
Введение.
1
http://gasprinskylibrary.ru/events/event/urieedemova-1938-pisatelnitsa/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyЛитература
древнего 3
literature-na-temu-shevkiy-bektore-klassпериода, литература периода
663596.html
Золотой Орды.
https://ana-yurt.com/qrt/shakir-ali-yakub-1890-gbahchisaray-1930-g
Литература
периода 3
https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-usein-shamilКрымского ханства.
tokhtargazy.html
https://www.youtube.com/watch?v=BuzeS6yamgw
Литература
периода 3
1
http://gasprinskylibrary.ru/events/event/bekira«Пробуждения».
choban-zade-1893-1937/
https://infourok.ru/prezentaciya-po-krimskotatarskoyЛитература XX века.
6
1
literature-na-temu-shevkiy-bektore-klass663596.html
Повторение.
1
https://www.youtube.com/watch?v=mRIMRWkuWsk


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».