Рабочая программа Родной язык (крымскотатарский) 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному языку (крымскотатарскому), родной язык (крымскотатарский) ,
крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным языком (крымскотатарским), и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному языку(крымскотатарскому) .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей
программы по учебному предмету.
Родной крымскотатарский язык является средством приобщения к духовному богатству крымскотатарской культуры, средством
социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку включает в себя темы, касающиеся внутреннего устройства языка, сведения о
взаимосвязи крымскотатарского языка с культурой.
В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Язык и речь.
Язык и культура», «Разделы науки о языке» (фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, морфемика и
словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация), «Текст».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание уважения к родному крымскотатарскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, осознание
эстетической ценности родного языка;
развитие

готовности

и

способности

к

речевому

взаимодействию

и

взаимопониманию,

потребности

в

речевом

самосовершенствовании;
расширение знаний о специфике родного (крымскотатарского) языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки
о языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского) языка в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю)

.

Количество часов, рассчитанное на изучение родного языка (крымскотатарского) по учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения в 7 классе.
1. Язык, общие сведения о языке.
Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.
2. Речь и общение. Речевая деятельность.
Общие сведения о речи. Повторение о тексте и стилях. Общие сведения о публицистическом стиле. Сложный план к своей речи.
Разные способы чтения. Повторение о типах речи. Описание человека, рассуждение.
Виды работы: аудирование (слушание и понимание), чтение различных по стилю и форме текстов. Пересказ готового текста.
Изложение (по простому и сложному плану). Развёрнутое изложение (устное и письменное). Изложение текстов с описанием
человека. Развёрнутое изложение (устное) текста публицистического стиля. Диалог: в форме диспута составление диалога.
Сочинение (по простому и сложному плану). Сочинение-описание внешности человека. Устное в форме диспута сочинениерассуждение. По предложенному сюжету устное и письменное сочинение. Статья в газету по форме диспута.
Официально-деловая документация. Расписка.

3. Морфология.
3.1. Местоимение: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений. Использование в речи
местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений.
3.2. Глагол: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена
глагола. Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Залоги
глаголов. Наклонения глаголов. Образование глаголов.
Использование в речи глаголов. Правильное использование категорий глаголов.
3.3. Причастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки пунктуации.
Образование причастий и правописание.
Правильное использование причастного оборота в речи и при письме.
3.4. Деепричастие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Деепричастный оборот и знаки препинания. Способы
образования деепричастий и правила правописания.
Правильное использование деепричастий в речи. Правильное использование деепричастного оборота в речи.
3.5. Наречие: общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнений наречий. Способы образования наречий и
их правила правописания.
Правильное использование наречий в речи.
3.6. Предлоги: общие сведения. Роль в предложении. Способы образования предлогов и их правописание.
Использование предлогов в речи.
3.7. Союзы: общие сведения, разряды, роль в простом и сложном предложении. Правила правописания союзов.
Использование союзов в речи.
3.8. Частицы: общие сведения, разряды. Правила правописания частиц.
Выразительно читает предложения с частицами.
3.9. Междометия: общие сведения, правописание междометий, знаки пунктуации.
Чтение предложений с междометиями правильно и выразительно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне основного общего образования.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (крымскотатарском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений,
написанных на родном (крымскотатарском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного
(крымскотатарского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (крымскотатарского) языка, к истории и культуре
своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (крымскотатарскому) языку, к достижениям своего
народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий

поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества,
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (крымскотатарском)
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта,
родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности,

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения
на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия,

гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать
своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка,
сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных

учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц,
процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность
информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся
в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с
учётом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать

решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою
точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (крымскотатарском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения,
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,

«мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
иметь представление о родном (крымскотатарском) языке как средстве общения и основе существования народа, объяснять значение
родного (крымскотатарского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и
читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или
прослушанный текст, составлять простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки
зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных
разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного);
характеризовать звуки родного (крымскотатарского) языка, понимать различие между звуком и буквой;
соблюдать нормы орфоэпии родного (крымскотатарского) языка;
оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова, различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, виды словосочетаний, находить в нём главное и зависимое слово;
определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели
высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого,
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство);
находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, вводные слова, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями и вводными словами,
правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность крымскотатарского языка, его важность как средства коммуникации и самовыражения;
составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
характеризовать лексику родного (крымскотатарского) языка с точки зрения её происхождения: исконные слова, заимствования из
русского языка и других языков;
определять в тексте лексику с точки зрения её употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и
лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы), производить лексический анализ слов;
распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;
использовать лексические словари родного (крымскотатарского) языка, словарь фразеологизмов;

использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные
части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать существительные, прилагательные, числительные (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи существительные, прилагательные, числительные.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков;
воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;
составлять сложный план собственного высказывания;
писать изложение и сочинение по простому и сложному плану;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные
части речи, их классификацию, функции в речи;
характеризовать местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, (определять их разряды, синтаксическую роль);
правильно употреблять в речи местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
распознавать в речи предлоги, частицы, союзы, междометия, определять их функции;
правильно использовать в речи самостоятельные и служебные части речи.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять и формулировать роль родного (крымскотатарского) языка в современном мире;
определять роль родного (крымскотатарского) языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта;
передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных или прослушанных текстов, сочетающих в себе разные
функционально-смысловые типы речи;
иметь представление об особенностях построения текстов разных жанров (документы, протокол);
находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в
словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
различать односоставные и двусоставные предложения;
находить в тексте неполные предложения;
правильно ставить знаки препинания в простом неосложнённом предложении;
выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов;
распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой
практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;
сопоставлять

и

разграничивать

определённо-личные,

неопределённо-личные,

обобщённо-личные,

безличные,

назывные

односоставные предложения;
находить в тексте однородные члены предложения;
определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при
однородных членах;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;
понимать основные функции обращения;
правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами
обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;
различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению;
пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и
другое;
различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и
приложения;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными
членами предложения.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
определять роль родного языка в развитии личности;

владеть разными видами речевой деятельности;
создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с
использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины;
писать доклад или реферат на морально-этическую тему;
сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном
произведении;
выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (документы, заявление, автобиография);
классифицировать сложные предложения на сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные;
характеризовать сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного
предложения;
употреблять сложносочинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях;
распознавать сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей
сложноподчинённого предложения;
конструировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать
их в тексте;
различать основные виды сложноподчинённых предложений;
анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчинённых предложений разных видов;
употреблять сложноподчинённые предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях;
выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать
средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений;
употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;
использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;
разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами

союзной и бессоюзной связи;
правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания,
уместно употреблять их в речи;
распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;
строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы
преобразования прямой речи в косвенную речь;
осознавать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№
п/п

Родной язык (крымскотатарский)
7 класс (34 ч.) - 1 час в неделю
Электронные цифровые образовательные ресурсы
Наименования разделов
Количество часов
и тем программы
Всего
Контрольные Практические
работы
работы

1.

Язык, общие сведения о
языке.

1

-

-

2.

Речь и общение. Речевая
деятельность.

3

-

1

3.

Морфология.
Местоимение.

5

-

-

4.

Глагол.Речевая
деятельность.

6

1

-

Причастие. Речевая
деятельность.

4

https://www.youtube.com/watch?v=nzZGoMjWH5g
https://www.youtube.com/watch?v=aWWd8U6q-PA

5.

https://multiurok.ru/files/tablitsy-po-krymskotatarskomu-iazyku.html
https://kopilkaurokov.ru/prochee/presentacii/khas_vie_dzhynys_isimlier
https://www.youtube.com/watch?v=5If7jVAs3Vc
https://kopilkaurokov.ru/prochee/uroki/urok_krymskotatarskogo_iazyka

-

-

https://www.youtube.com/watch?v=Ee1PNN6AX5o

6.

Деепричастие.

4

-

1

7.

Наречие. Речевая
деятельность.

4

-

-

8.

Предлоги.

1

-

1

9.

Союзы.

1

-

-

1
Частицы.

1

1

-

1
Междометия.

1

-

1

1
Повторение.

3

-

-

34

2

4

https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2017/01/20/
ders-mevzusy-nutuk-uslyupleri-dersnin-maksady-1

10.

11.

12.

Всего

https://infourok.ru/urok-yazika-v-klasse-ayiridzhi-tabili-murekkepdzhumleopredelitelnie-spp-668632.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».