Рабочая программа Родной язык (крымскотатарский) 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному языку (крымскотатарскому), родной язык (крымскотатарский) ,
крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным языком (крымскотатарским), и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному языку(крымскотатарскому) .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый
год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи педагогическому работнику
в создании рабочей программы по учебному предмету.
В ходе изучения родного (крымскотатарского) языка формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы,
а также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с учебной и справочной литературой).
Обучение родному (крымскотатарскому) языку способствует формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к
родному языку, развитию социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры.
Особое внимание уделяется языковым аспектам: толкованию значения и особенностям употребления слов, пословиц, поговорок и
других фольклорных жанров, работе над текстами, правильному использованию этнографических элементов.

В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: фонетика,
орфография, морфемика (состав слова), морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей:
развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности;
формирование определённого круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского) языка в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Количество
часов, рассчитанное на изучение родного языка (крымскотатарского) по учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» в 3 классе – 34
часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения в 3 классе.
1. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Язык как основа национальной культуры и
инструмент познания окружающей действительности.
2. Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твёрдых и
мягких, губных и негубных гласных.
Слог. Ударение. Ударный слог. Буквы гъ, къ, нъ, дж. Чередование букв к, къ, п.
Использование знания алфавита родного языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках.
3. Лексика.
Слово. Значение слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы.
4. Состав слова.

Корень слова. Однокоренные слова. Аффиксы. Разбор слова по составу (простые случаи). Алгоритм разбора слова по составу.
5. Морфология.
Имя существительное. Собственные имена существительные. Число имён существительных. Изменение имён существительных по
падежам. Имя прилагательное. Словосочетания «существительное и прилагательное». Степени сравнения имён прилагательных.
Глагол. Времена глагола. Положительная и отрицательная формы глагола.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Трёхзначные числа.
6. Синтаксис.
Предложение. Виды предложений. Восклицательное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в
предложении. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Простое и составное предложение. Предложение с
обращением. Отрицательное предложение. Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по алгоритму.
7. Текст.
Текст и его признаки (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая
целостность, относительная законченность, заглавие). Главная мысль текста. Построение текста. Абзац. Виды текстов.
8. Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Подробное изложение
повествовательных текстов по рисунку, на основе опорных слов, личных наблюдений, по плану, сохраняя последовательность содержания.
Восстановление деформированных текстов. Составление устных рассказов по серии рисунков. Оформление исследований в виде
презентации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне начального общего образования.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (крымскотатарского) языка, являющегося
частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (крымскотатарского) языка в
Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего
состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение
норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных
текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного
(крымскотатарского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе
познавательный интерес к изучению родного (крымскотатарского) языка).
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии
языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (крымскотатарского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном
виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую
информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
иметь представление о многообразии языкового пространства России и мира;
понимать язык как основу национальной культуры и инструмент познания окружающей действительности;

выделять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов, проводить звукобуквенный анализ слов;
использовать знание алфавита родного языка для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и
справочниках;
отличать прямое значение слова от переносного;
объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением);
различать и употреблять в речи элементарные синонимы и антонимы, осознавая их функции;
определять заимствованные из русского и других языков слова (общеупотребительная лексика);
разбирать слова по составу, выделяя корень, аффиксы (слова с однозначно выделяемыми морфемами), различать однокоренные слова
и формы одного и того же слова;
иметь представление об элементарных способах образования слов в родном языке;
сопоставлять структуру слов родного языка со строением слов в русском языке;
сопоставлять грамматические признаки слов родного языка с грамматическими признаками слов русского языка;
проводить морфологический разбор существительных, прилагательных, глаголов (простые случаи);
формулировать понятие простого предложения;
находить главные члены предложения;
выделять однородные члены предложения;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
выделять признаки текста (тематическое и композиционное единство частей, наличие грамматической связи частей, смысловая
цельность, относительная законченность, заглавие);
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
иметь представление о различных способах решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове,
осуществлять контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов;
ставить запятую в предложениях с однородными членами;
различать условия раздельного, слитного и дефисного написания слов;

правильно писать заимствованные слова;
использовать академический орфографический словарь родного языка для решения практических задач;
прослушивать отрывки несложных оригинальных текстов на родном языке, читаемые учителем, с установкой на понимание
содержащейся в них информации;
вести диалоги на изученные темы на родном языке, формулировать монологические высказывания на заданную тему (описание);
выделять ключевые слова в читаемом учебном тексте, формулировать простые выводы на основе сведений, содержащихся в тексте;
писать короткие изложения и собственные тексты (мини-сочинения) повествовательного характера на основе впечатлений,
литературных произведений, иллюстраций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Родной язык (крымскотатарский)
Наименования разделов и
тем программы
Всего
Общие сведения о языке.
Язык и культура.
Фонетика. Графика.
Орфоэпия.
Лексика.
Состав слова.
Морфология.
Синтаксис.
Текст.
Повторение.
Всего

1

3 класс (34 ч.) - 1 час в неделю
Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
-

Электронные цифровые образовательные
ресурсы
HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=XFQQFRQ4FVS

6

3

-

4
3
9
5
3
3
34

2
1
3
2
1
1
13

1
1
2

HTTPS://NETRIKA.RU/PROJECT/FEDERALNYY-PORTALEDINAYA-KOLLEKCIYA-CIFROVYH-OBRAZOVATELNYHRESURSOV


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».