Рабочая программа Родной язык (крымскотатарский) 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)»
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» (предметная область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному языку (крымскотатарскому), родной язык (крымскотатарский) ,
крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным языком (крымскотатарским), и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному языку(крымскотатарскому) .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый
год обучения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи педагогическому работнику
в создании рабочей программы по учебному предмету.
В ходе изучения родного (крымскотатарского) языка формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы,
а также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с учебной и справочной литературой).
Обучение родному (крымскотатарскому) языку способствует формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к
родному языку, развитию социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры.
Особое внимание уделяется языковым аспектам: толкованию значения и особенностям употребления слов, пословиц, поговорок и
других фольклорных жанров, работе над текстами, правильному использованию этнографических элементов.

В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: фонетика,
орфография, морфемика (состав слова), морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей:
развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности;
формирование определённого круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского) языка во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Количество часов, рассчитанное на изучение родного языка (крымскотатарского) по учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» в 2
классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения во 2 классе.
1. Общие сведения о языке. Язык и культура.
Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Речевой
этикет на крымскотатарском языке
2. Фонетика, графика, орфоэпия.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Крымскотатарский алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Твёрдые и
мягкие гласные звуки, буквы их обозначающие. Губные гласные звуки и буквы их обозначающие. Звонкие и глухие согласные звуки, буквы
их обозначающие. Характеристика звуков.
Алфавит. Использование знания алфавита при работе со словарями.
Буквы гъ, къ, нъ, дж.
Слог. Ударение. Перенос слов.
3. Лексика.
Слово. Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова.

4. Состав слова.
Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение корня в словах (простые случаи).
5. Синтаксис.
Словосочетание. Составление словосочетаний из заданных слов. Предложение. Связь слов в предложении. Порядок слов в
предложении. Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (ознакомление). Выделение главных
членов в предложении. Отрицательное предложение.
Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений по эмоциональной
окраске (восклицательные и невосклицательные). Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
6. Текст.
Тема. Заголовок. Главная мысль текста. Части текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление). Тема и основная мыль текста.
7. Морфология.
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы. Имена собственные (без введения терминологии). Число имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Простые формы имён прилагательных.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Времена глагола.
Числительное: общее значение, вопросы. Количественные и порядковые числительные. Образование порядковых числительных.
8. Орфография и пунктуация.
Перенос слов с учётом морфемного членения. Знак конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Алгоритм
списывания текста.
9. Развитие речи.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Изложение повествовательных
текстов по рисунку, наблюдений, на основе опорных слов. Восстановление деформированных текстов. Редактирование повествовательных
текстов. Составление устных рассказов по серии рисунков. Оформление исследований в виде презентации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне начального общего образования.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (крымскотатарского) языка, являющегося
частью истории и культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (крымскотатарского) языка в
Российской Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего
состояния и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной) в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение
норм речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных
текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного
(крымскотатарского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе
познавательный интерес к изучению родного (крымскотатарского) языка).
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии
языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (крымскотатарского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных
учителем вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом (классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном
виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её
проверки (с помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую
информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;
основным формулам речевого этикета на родном языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее);
понимать смыслоразличительную функцию звуков;
различать ударные и безударные гласные звуки;
использовать знание алфавита родного языка при работе со словарями;
использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;
правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
понимать назначение абзаца (красной строки);
употреблять знак переноса и небуквенные графические средства, характерные для данного языка (в пределах изученного);
иметь представление о культурно-маркированной лексике;
определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);
определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника;
различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);
выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные) слова, отличать однокоренные слова от синонимов и слов с
омонимичными корнями;

переносить слова с учётом морфемного членения;
находить имя существительное, определять его значение;
различать имена собственные;
находить глагол, определять его значение;
находить имя прилагательное, определять его значение;
находить личные местоимения, определять их значение и особенности употребления в речи;
определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;
иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на родном языке, определять связь слов в предложении, задавая
смысловые вопросы;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные), ставить необходимый знак конца предложения – вопросительный или восклицательный, точку;
осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение);
различать типы текстов – описание, повествование, рассуждение (первичное ознакомление), называть их особенности;
слушать аудиозаписи (несложные песни на родном языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания, воспринимать на
слух речь учителя и других обучающихся;
владеть алгоритмом списывания текста, списывать (писать под диктовку) тексты из нескольких несложных предложений;
находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде;
писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные мини-сочинения) и изложения на основе нескольких несложных
предложений;
вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на родном языке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Родной язык (крымскотатарский)
Наименования разделов и
тем программы
Всего

2 класс (34 ч.) - 1 час в неделю
Количество часов
Контрольные Практические

Электронные цифровые образовательные
ресурсы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Общие сведения о языке.
Язык и культура.
Фонетика, графика,
орфоэпия.
Лексика.
Состав слова.
Синтаксис.
Текст.
Морфология.
Орфография и пунктуация.
Повторение.
Всего

1

работы
-

работы
HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=XFQQFRQ4FVS

11

4

-

4
3
3
2
5
2
3
34

3
1
1
1
2
1
13

1
1
2

HTTPS://NETRIKA.RU/PROJECT/FEDERALNYY-PORTALEDINAYA-KOLLEKCIYA-CIFROVYH-OBRAZOVATELNYHRESURSOV


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».