РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)» Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (крымскотатарский)» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному языку (крымскотатарскому), родной язык (крымскотатарский) , крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным языком (крымскотатарским), и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному языку(крымскотатарскому) . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Программа по родному (крымскотатарскому) языку разработана с целью оказания методической помощи педагогическому работнику в создании рабочей программы по учебному предмету. В ходе изучения родного (крымскотатарского) языка формируются умения обобщать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, а также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с учебной и справочной литературой). Обучение родному (крымскотатарскому) языку способствует формированию позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, развитию социальных навыков, интеллектуальных и творческих способностей, речевого этикета, общей культуры. Особое внимание уделяется языковым аспектам: толкованию значения и особенностям употребления слов, пословиц, поговорок и других фольклорных жанров, работе над текстами, правильному использованию этнографических элементов. В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: фонетика, орфография, морфемика (состав слова), морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА. Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей: развитие устной и письменной речи, совершенствование всех видов речевой деятельности; формирование определённого круга знаний о языке и языковых умениях, обеспечение мотивации обучения родному языку. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского) языка во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю). Количество часов, рассчитанное на изучение родного языка (крымскотатарского) по учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» в 2 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Содержание обучения во 2 классе. 1. Общие сведения о языке. Язык и культура. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Речевой этикет на крымскотатарском языке 2. Фонетика, графика, орфоэпия. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Крымскотатарский алфавит. Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие гласные звуки, буквы их обозначающие. Губные гласные звуки и буквы их обозначающие. Звонкие и глухие согласные звуки, буквы их обозначающие. Характеристика звуков. Алфавит. Использование знания алфавита при работе со словарями. Буквы гъ, къ, нъ, дж. Слог. Ударение. Перенос слов. 3. Лексика. Слово. Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. 4. Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова. Различение однокоренных слов и синонимов. Выделение корня в словах (простые случаи). 5. Синтаксис. Словосочетание. Составление словосочетаний из заданных слов. Предложение. Связь слов в предложении. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения (ознакомление). Выделение главных членов в предложении. Отрицательное предложение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). 6. Текст. Тема. Заголовок. Главная мысль текста. Части текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Тема и основная мыль текста. 7. Морфология. Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы. Имена собственные (без введения терминологии). Число имён существительных. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Простые формы имён прилагательных. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Времена глагола. Числительное: общее значение, вопросы. Количественные и порядковые числительные. Образование порядковых числительных. 8. Орфография и пунктуация. Перенос слов с учётом морфемного членения. Знак конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Алгоритм списывания текста. 9. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Изложение повествовательных текстов по рисунку, наблюдений, на основе опорных слов. Восстановление деформированных текстов. Редактирование повествовательных текстов. Составление устных рассказов по серии рисунков. Оформление исследований в виде презентации. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне начального общего образования. В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (крымскотатарского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (крымскотатарского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (крымскотатарского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (крымскотатарского) языка). В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (крымскотатарского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации, понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику; основным формулам речевого этикета на родном языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее); понимать смыслоразличительную функцию звуков; различать ударные и безударные гласные звуки; использовать знание алфавита родного языка при работе со словарями; использовать орфоэпический словарь для решения практических задач; правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные); понимать назначение абзаца (красной строки); употреблять знак переноса и небуквенные графические средства, характерные для данного языка (в пределах изученного); иметь представление о культурно-маркированной лексике; определять однозначные и многозначные слова (простые случаи); определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника; различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи); выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные) слова, отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями; переносить слова с учётом морфемного членения; находить имя существительное, определять его значение; различать имена собственные; находить глагол, определять его значение; находить имя прилагательное, определять его значение; находить личные местоимения, определять их значение и особенности употребления в речи; определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически; иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на родном языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы; различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), ставить необходимый знак конца предложения – вопросительный или восклицательный, точку; осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение); различать типы текстов – описание, повествование, рассуждение (первичное ознакомление), называть их особенности; слушать аудиозаписи (несложные песни на родном языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания, воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся; владеть алгоритмом списывания текста, списывать (писать под диктовку) тексты из нескольких несложных предложений; находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде; писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные мини-сочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений; вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на родном языке. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Родной язык (крымскотатарский) Наименования разделов и тем программы Всего 2 класс (34 ч.) - 1 час в неделю Количество часов Контрольные Практические Электронные цифровые образовательные ресурсы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Общие сведения о языке. Язык и культура. Фонетика, графика, орфоэпия. Лексика. Состав слова. Синтаксис. Текст. Морфология. Орфография и пунктуация. Повторение. Всего 1 работы - работы HTTPS://WWW.YOUTUBE.COM/WATCH?V=XFQQFRQ4FVS 11 4 - 4 3 3 2 5 2 3 34 3 1 1 1 2 1 13 1 1 2 HTTPS://NETRIKA.RU/PROJECT/FEDERALNYY-PORTALEDINAYA-KOLLEKCIYA-CIFROVYH-OBRAZOVATELNYHRESURSOV