Рабочая программа Родной язык (крымскотатарский) 11 класс

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ) ЯЗЫК»
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (крымскотатарский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно – программа по родному (крымскотатарскому) языку, родной (крымскотатарский) язык,
крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (крымскотатарского) языка, место в структуре учебного плана, а
также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на
уровне среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку включают личностные, метапредметные
результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку на уровне среднего общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Изучение крымскотатарского языка на уровне среднего общего образования предусматривает совершенствование качества
практического владения крымскотатарским языком, увеличение объёма используемых обучающимися языковых и речевых средств.
Большое внимание должно быть уделено работе над связной речью, повышению культуры речи, сопоставлению диалектов
крымскотатарского языка и работе над стилистической правильностью, уместностью, чистотой речи. Изучение программного
лингвистического материала строится с учётом межпредметных связей с такими гуманитарными дисциплинами, как «Русский язык»,
«Родная (крымскотатарская) литература», «Литература» и другими.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку предусматривает коммуникативно-деятельностный подход к изучению
материала, который поможет обучающимся овладеть функциональной грамотностью.

В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения
о языке», «Разделы науки о языке», «Речь, речевое общение и культура речи».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение родного (крымскотатарского) языка направлено на достижение следующих целей:
овладение крымскотатарским языком как средством познания и коммуникации в степени, достаточной для получения
профессионального образования и дальнейшего самообразования;
расширение знаний о специфике крымскотатарского языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
воспитание ценностного отношения к крымскотатарскому языку как одному из государственных языков Республики Крым,
обеспечение культурной самоидентификации, этнической идентичности как составляющей региональной и российской идентичности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского) языка в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Количество часов, рассчитанное на изучение родного языка (крымскотатарского) по учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» в
11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание обучения в 11 классе.
1. Общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в диалоге культур.
История крымскотатарскойлингвистики. Исследователи крымскотатарского языка.
2. Синтаксис и пунктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы пунктуации крымскотатарского языка. Пунктуационный анализ.
Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение. Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и
сложные. Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения
утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены
предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены
предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в
простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложнённое и неосложнённое предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и
неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах,
соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные
определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с
предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при
вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений.
Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого
предложения. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным.
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с
несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор
бессоюзного сложного предложения. Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге.
Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания.
Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.
3. Культура речи.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.
Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические.
Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
4. Стилистика. Текст.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный
стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов
разных стилей и жанров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку на уровне среднего общего образования.

В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в образовательной
организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по родному (крымскотатарскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного (крымскотатарского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей,
переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;

7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том
числе по родному (крымскотатарскому) языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы по родному (крымскотатарскому) языку у
обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать языковые средства для выражения
своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять
гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его
при осуществлении коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним
интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью и готовностью к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных
действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по родному (крымскотатарскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу 10 класса обучающийся научится:
осознавать роль крымскотатарского языка в жизни общества и отдельного человека, видеть взаимосвязь крымскотатарского языка с
культурой и историей крымскотатарского народа;
проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический);
пользоваться разными словарями, в том числе мультимедийными;
владеть информацией об особенностях крымскотатарского ударения, соблюдать в практике устного общения основные
произносительные нормы крымскотатарского языка;
понимать причины изменений в словарном составе крымскотатарского языка, перераспределения пластов лексики между активным и
пассивным запасом слов, определять значения историзмов, архаизмов, неологизмов, характеризовать неологизмы по сфере употребления и
стилистической окраске;
правильно употреблять синонимы, антонимы, омонимы;
различать общеупотребительную лексику и лексику, имеющую ограниченную сферу употребления;
понимать значения слов и фразеологизмов, правильно употреблять их в речи;
иметь представление о словообразующих и формообразующих морфемах;
классифицировать части речи в крымскотатарскомязыке;
характеризовать самостоятельные и служебные части речи;

соблюдать правила орфографии;
вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу 11 класса обучающийся научится:
видеть развитие крымскотатарской лингвистики, называть имена известных лингвистов, исследователей крымскотатарского языка;
грамотно строить словосочетания и предложения в крымскотатарскомязыке;
различать виды простых и сложных предложений, уметь их характеризовать;
производить синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения;
пользоваться правилами крымскотатарскойпунктуации и грамотно ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях;
владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами
крымскотатарского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета, приобретать опыт их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
классифицировать функциональные стили речи и отличать различные жанры стилей речи, анализировать тексты разных стилей и
жанров;
владеть знаниями культуры речи и особенностей крымскотатарского речевого этикета;
соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические,
пунктуационные нормы украинского литературного языка;
соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного крымскотатарского литературного языка (в рамках
изученного).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Родной (крымскотатарский) язык
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.

11 класс ( 34 ч.) - 1 час в неделю

Наименования разделов и
тем программы

Всего

Общие сведения о языке
Синтаксис и пунктуация.
Культура речи.
Стилистика. Текст.
Повторение.

1
17
6
6
4

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы
1
1
1
1
1
-

Всего

34

2

3

Электронные цифровые образовательные
ресурсы
https://multiurok.ru/files/tamamlaiydzhy-tabilimuriekkiep-dzhumlielier.html
https://infourok.ru/urok-yazika-v-klasse-ayiridzhitabili-murekkep-dzhumleopredelitelnie-spp668632.html
https://www.youtube.com/watch?v=4cmTM6qBdqE
https://www.youtube.com/watch?v=4cmTM6qBdqE


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».