ФРП Родной язык (крымскотатарский) 10-11 классы

Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа»
Сакского района Республики Крым

Федеральная рабочая программа
среднего общего образования
РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ)

(базовый уровень)
(для 10-11 классов)

Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Родной язык
(крымскотатарский)» (базовый уровень) для 10-11 классов соответствует
Федеральной образовательной программе среднего общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023г. №371

2023 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНОЙ ЯЗЫК (КРЫМСКОТАТАРСКИЙ )»
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык
(крымскотатарский)» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее
соответственно – программа по родному (крымскотатарскому) языку, родной
(крымскотатарский) язык, крымскотатарский язык) разработана для обучающихся, владеющих
родным (крымскотатарским) языком, и включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому)
языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (крымскотатарского)
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для
обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому) языку
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку на уровне среднего общего
образования разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Изучение крымскотатарского языка на уровне среднего общего образования
предусматривает совершенствование качества практического владения крымскотатарским
языком, увеличение объёма используемых обучающимися языковых и речевых средств.
Большое внимание должно быть уделено работе над связной речью, повышению культуры
речи, сопоставлению диалектов крымскотатарского языка и работе над стилистической
правильностью, уместностью, чистотой речи. Изучение программного лингвистического
материала строится с учётом межпредметных связей с такими гуманитарными дисциплинами,
как «Русский язык», «Родная (крымскотатарская) литература», «Литература» и другими.
Программа по родному (крымскотатарскому) языку предусматривает коммуникативнодеятельностный подход к изучению материала, который поможет обучающимся овладеть
функциональной грамотностью.
В содержании программы по родному (крымскотатарскому) языку выделяются
следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке», «Разделы науки о языке»,
«Речь, речевое общение и культура речи».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение

родного

(крымскотатарского)

языка

направлено

на

достижение

следующих целей:
овладение крымскотатарским языком как средством познания и коммуникации в
степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего
самообразования;
расширение знаний о специфике крымскотатарского языка, основных языковых
единицах в соответствии с разделами науки о языке;
воспитание ценностного отношения к крымскотатарскому языку как одному из
государственных языков Республики Крым, обеспечение культурной самоидентификации,
этнической идентичности как составляющей региональной и российской идентичности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (крымскотатарского)
языка, – 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в
неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание обучения в 10 классе.
1. Общие сведения о языке.

Общие сведения о крымскотатарском языке. Крымскотатарский язык – национальное
достояние крымскотатарского народа.
2. Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
3. Лексика. Фразеология. Лексикография.
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительновыразительные средства крымскотатарского языка.
Омонимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их
употребление. Происхождение лексики современного крымскотатарского языка. Лексика
общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление
устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
4. Состав слова и словообразование.

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые
и аффиксальные. Основа слова.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологический способ словообразования. Синтаксический
способ словообразования.
Словообразовательный разбор.
5. Морфология и орфография.
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы крымскотатарской орфографии. Правописание сложных и парных слов.
Классификация частей речи, их различия и общие признаки, стилистические
возможности

частей

речи.

Правописание

сложных

и

парных

существительных,

морфологический и синтаксический способы образования прилагательных, их правописание,
правописание порядковых числительных, категория времени у глаголов, морфологический и
синтаксический способы образования глаголов и их правописание, служебные части речи и их
правописание.
Содержание обучения в 11 классе.
1. Общие сведения о языке.
Крымскотатарский язык в диалоге культур.
История крымскотатарскойлингвистики. Исследователи крымскотатарского языка.
2. Синтаксис и пунктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы.
Основные принципы пунктуации крымскотатарского языка. Пунктуационный анализ.
Словосочетание.

Классификация

словосочетаний.

Виды

синтаксической

связи.

Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение.

Понятие

о

предложении.

Основные

признаки

предложения.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные. Простое предложение. Виды
предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске.
Предложения

утвердительные

и

отрицательные.

Виды

предложений

по

структуре.

Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между
подлежащим

и

сказуемым.

Распространённые

и

нераспространённые

предложения.

Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном
предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом
предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые
осложнённое и неосложнённое предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными
членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки
препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при
однородных членах, соединённых неповторяющимися союзами. Знаки препинания при
однородных членах, соединённых повторяющимися и парными союзами. Обобщающие слова
при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах
предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и
присоединительные члены предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Знаки препинания при словах и
конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при
обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при
вставных

конструкциях.

Знаки

препинания

при

междометиях,

утвердительных,

отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Главное и придаточное
предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочинённое предложение. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении. Синтаксический разбор сложносочинённого
предложения. Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом
предложении

с

одним

придаточным.

Синтаксический

разбор

сложноподчинённого

предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с
несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с
несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в
бессоюзном

сложном

предложении.

Тире

в

бессоюзном

сложном

предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Синонимия разных типов
сложного предложения.
Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при
прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и
тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и
другие знаки препинания.
3. Культура речи.

Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и
чистоту речи.
Норма

литературного

языка.

Нормы

литературного

языка:

орфоэпические,

акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические,
стилистические.
Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
4. Стилистика. Текст.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также
изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой
стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст.

Основные

признаки

текста.

Функционально-смысловые

типы

речи:

повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Планируемые результаты освоения программы по родному (крымскотатарскому)
языку на уровне среднего общего образования.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и

ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических

и

демократических ценностей;
готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии,

дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в образовательной организации;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями
и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве,
спорте, технологиях и труде;
идейная

убеждённость,

готовность

к

служению

Отечеству

и

его

защите,

ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию
семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родному
(крымскотатарскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность,
в том числе в процессе изучения родного (крымскотатарского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение

совершать

осознанный

выбор

будущей

профессии

и

реализовывать

собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия
между людьми и познания мира;
осознание

ценности

научной

деятельности,

готовность

осуществлять

учебно-

исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному (крымскотатарскому)
языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы
по родному (крымскотатарскому) языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление
развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность
за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным
изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии,

включающей

способность

сочувствовать

и

сопереживать,

понимать

эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения родного (крымскотатарского) языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, способностью
и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
осуществлять различные виды деятельности по получению нового знания его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании учебных проектов;
владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными
ключевыми понятиями и методами;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать
их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы
решения проблем.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть

навыками

защиты

личной

информации,

соблюдать

требования

информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
У

обучающегося

будут

сформированы

регулятивных универсальных учебных действий:

умения

самоорганизации

как

части

самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за результаты
выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных
универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы умения принятия себя и других людей как части
регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родному
(крымскотатарскому) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу 10
класса обучающийся научится:
осознавать роль крымскотатарского языка в жизни общества и отдельного человека,
видеть взаимосвязь крымскотатарского языка с культурой и историей крымскотатарского
народа;
проводить

различные

виды

анализа

слова

(фонетический,

морфемный,

словообразовательный, морфологический);
пользоваться разными словарями, в том числе мультимедийными;
владеть информацией об особенностях крымскотатарского ударения, соблюдать в
практике устного общения основные произносительные нормы крымскотатарского языка;
понимать причины изменений в словарном составе крымскотатарского языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов, определять
значения историзмов, архаизмов, неологизмов, характеризовать неологизмы по сфере
употребления и стилистической окраске;
правильно употреблять синонимы, антонимы, омонимы;
различать общеупотребительную лексику и лексику, имеющую ограниченную сферу
употребления;
понимать значения слов и фразеологизмов, правильно употреблять их в речи;
иметь представление о словообразующих и формообразующих морфемах;
классифицировать части речи в крымскотатарскомязыке;
характеризовать самостоятельные и служебные части речи;
соблюдать правила орфографии;
вести диалог в условиях межкультурной коммуникации.
Предметные результаты изучения родного (крымскотатарского) языка. К концу 11
класса обучающийся научится:
видеть

развитие

крымскотатарской

лингвистики,

называть

имена

известных

лингвистов, исследователей крымскотатарского языка;
грамотно строить словосочетания и предложения в крымскотатарскомязыке;
различать виды простых и сложных предложений, уметь их характеризовать;
производить
предложения;

синтаксический

анализ

словосочетания,

простого

и

сложного

пользоваться правилами крымскотатарскойпунктуации и грамотно ставить знаки
препинания в простом и сложном предложениях;
владеть

основными

стилистическими

ресурсами

лексики

и

фразеологии

крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета, приобретать опыт их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
классифицировать функциональные стили речи и отличать различные жанры стилей
речи, анализировать тексты разных стилей и жанров;
владеть знаниями культуры речи и особенностей крымскотатарского речевого этикета;
соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы украинского
литературного языка;
соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы современного
крымскотатарского литературного языка (в рамках изученного).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».