Рабочая программа Родная литература русская 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования
составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи
11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
зарегистрирован Минюстом России 05 07 2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной
язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию
от 2 июня 2020 г ) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения
эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания Лучшие
образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников,
способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в
поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур Гуманистический потенциал
русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания
школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования
культуры межнационального общения
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом
«Родной язык (русский)» Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические
особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература»
Специфика курса родной русской литературы обусловлена: а) отбором произведений русской литературы, в которых
наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например, русский национальный характер, обычаи и
традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений,
расширенным историко-культурным комментарием к ним
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении
русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в
ней Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные
языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться
как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и

литература»
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы,
его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными
произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные
особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии
со спецификой курса
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока):
«Россия — родина моя»;
«Русские традиции»;
«Русский характер — русская душа»
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы,
разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления
национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов
России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и
литературе народов России и др
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании
проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов Содержание программы для каждого класса
включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и
ценности.
Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями
(например: родные просторы — русский лес — берёза) Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются
отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например:
праздники русского мира, Масленица, блины и т п )
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художествен- ном
материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие)
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки,
кино, театра Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре)
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного
предмета «Литература», входящего в образовательную область
«Русский язык и литература» Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также

особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы
и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием,
чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как
хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа
и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа
и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и
самореализации личности в многонациональном российском государстве
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства
России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных,
эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии
национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;
получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой
других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных
высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских
предпочтений произведений родной русской литературы;
формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации
информации из различных источников, включая Интернет, и др
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 170
часов В 5—9 классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю). По учебному плану МБОУ «Сизовская
средняя школа» на изучение предмета «Родная литература (русская)» отводится 17 часов по 0,5 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной) Например: «Как не две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух) Например: В А Жуковский
«Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А С Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М И Цветаева
«Генералам двенадцатого года» и др
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору)
Города земли русской
Петербург в русской литературе
Стихотворения (не менее трех) Например: А С Пушкин
«Город пышный, город бедный…», О Э Мандельштам «Петербургские строфы», А А Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь
Исакий в облаченьи…»), Д С Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики»)
Родные просторы
Степь раздольная
Русские народные песни о степи (одна по выбору) Например: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…»
и др
Стихотворения (не менее двух) Например: П А Вяземский
«Степь», И З Суриков «В степи» и др
А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору)
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трех) Например: К Д Бальмонт
«Первый спас», Б А Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е А Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Тепло родного дома
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору)

В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»)
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША
Не до ордена — была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух) Например: Н П Майоров
«Мы», М В Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник! » и др
Ю. М. Нагибин. «Ваганов»
Е. И. Носов. «Переправа»
Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя»
А. Т. Аверченко. «Русское искусство»
О ваших ровесниках
Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору)
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке…»
Стихотворения (не менее двух) Например: И А Бродский
«Мой народ», С А Каргашин «Я — русский! Спасибо, Госпо- ди! » и др
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей
программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширением опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в

том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего
образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, образовательной организации, реализую- щей
программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе приме- нения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой
как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и

компетентностей, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах

Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать пред- посылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять
результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность: понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть
работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исход- ной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных

подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации
намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор и брать ответственность за решение
Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и
предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям
Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и
анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций
Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое
же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать
все вокруг
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа
познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий

литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать
7) прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не
только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
Предметные результаты
9 класс:
выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне
1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в
русской литературе;
понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском
доме как вечной ценности;
осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о
судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с
детством;
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других
искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную
цели чтения художественной литературы;
осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты, владеть навыками
работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематически
й
блок/раздел

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5 ч)

Преданья
старины
глубокой
(2 ч)

Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об
Отечественной войне 1812 года
(не менее одной) Например:«Как не
две тученьки не две грозныя…»
Стихотворения (не менее двух)
Например: В А Жуковский
«Певец во стане русских воинов» (в
сокращении),
А С Пушкин «Полководец»,
«Бородинская годовщина»,
М И Цветаева «Генералам
двенадцатого года» и др
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (один фрагмент
по выбору)

Города земли Петербург в русской
литературе
русской
Стихотворения (не менее трех)
(1 ч)
Например: А С Пушкин
«Город пышный, город бедный…», О Э Мандельштам
«Петербургские строфы»,
А А Ахматова «Стихи
о Петербурге» («Вновь Исакий в
облаченьи…»), Д С Самойлов
«Над Невой» («Весь город
в плавных разворотах…») и др Л.
В. Успенский. «Записки старого
петербуржца» (одна глава по
выбору, например,
«Фонарики-сударики»)

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической
статьи к разделу учебника
Знакомиться с фактами биографии поэта
Выразительно читать народные песни и стихотворения.
Работать со словом, составлять комментарий.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному
Определять идейно-тематическое содержание художественного текста.
Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, литературы и живописи.
Участвовать в дискуссии Составлять аргументированные устные и письменные
высказывания

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
теоретической статьи к разделу учебника
Знакомиться с фактами биографии поэтов Выразительно читать
стихотворения, в том числе наизусть, эмоционально воспринимать
художественный текст Работать со словом, составлять историкокультурный комментарий Определять идейно-тематическое содержание
художественного текста Сопоставлять тематически близкие произведения
разных поэтов Участвовать
в разработке проектов Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой
круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников

Родные
простор
ы (1 ч)

Праздник
и
русского
мира
(4 ч)

Тепло
родного
дома
(4 ч)

Степь раздольная Русские
народные песни о степи (одна по
выбору)
Например: «Уж ты, степь ли моя,
степь Моздокская…»,
«Ах ты, степь широкая…» и др
Стихотворения (не менее двух)
Например: П А Вяземский «Степь»,
И З Суриков
«В степи» и др
А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент
по выбору)

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
теоретической статьи к разделу учебника Знакомиться с фактами биографии
поэтов Выразительно читать тексты народных песен и стихотворения
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий
Анализировать текст, выявлять изобразительно-художественные средства
Участвовать в дискуссии Сопоставлять тематически близкие произведения
русского фольклора и литературы Составлять аргументированные устные
и письменные высказывания

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (8 ч)
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трех)
теоретической статьи к разделу учебника Эмоционально воспринимать и
Например: К Д Бальмонт
выразительно читать поэтический, в том числе наизусть, и прозаический
текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к
«Первый спас»,
Б А Ахмадулина
тексту, владеть разными видами пересказа Выражать личное читательское
«Ночь упаданья яблок»,
отношение к прочитанному Определять идейно-тематическое содержание
Е А Евтушенко «Само упало яблоко художественного текста
с небес…» и др
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий
Е. И. Носов. «Яблочный спас»
Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с
использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов
Интернета Участвовать в разработке проектов Планировать своё досуговое
чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и
сверстников
Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре
туманной юности» (две главы по
выбору)
В. П. Астафьев. «Далёкая и
близкая сказка» (рассказ из
повести «Последний поклон»)

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
теоретической статьи к разделу учебника Эмоционально воспринимать и
выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы,
самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами
пересказа Выражать личное читательское отношение к прочитанному
Определять идейно-тематическое содержание художественного текста
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий
Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с

использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов
Интернета Участвовать в разработке проектов Планировать своё досуговое
чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и
сверстников
Не до
ордена
— была
бы
Родина
(1 ч)

Загадки
русской
души (1 ч)

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША (4 ч)
Великая Отечественная война Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
теоретической статьи к разделу учебника
Стихотворения (не менее двух)
Например: Н П Майоров
Составлять тезисный план лекции учителя или статьи учебника
«Мы», М В Кульчицкий
Выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть Составлять
«Мечтатель, фантазёр, лентяйлексические и историко-культурные комментарии Устно или письменно
завистник! » и др Ю. М.
отвечать на вопрос (с использованием цитирования) Участвовать в
Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов.
коллективном диалоге Анализировать различные формы выражения
«Переправа»
авторской позиции Выявлять тематику, проблематику, идейноэмоциональное содержание стихотворений, особенности их ритмики,
метрики и строфики Составлять план анализа стихотворения или
фрагмента прозы Осуществлять письменный анализ лирического текста,
письменный ответ на вопрос Характеризовать систему образов,
особенности сюжета и композиции эпического произведения Давать
характеристику персонажей, в том числе сравнительную Анализировать
ключевые эпизоды
и различные формы выражения авторской позиции Участвовать в
разработке коллективного учебного проекта
Судьбы русских эмигрантов Б.
К. Зайцев. «Лёгкое бремя» А. Т.
Аверченко. «Русское искусство»

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию
теоретической статьи к разделу учебника
Конспектировать лекцию учителя и статью учебника
и составлять их планы и тезисы Подбирать и обобщать материалы о
писателях и об истории создания произведений с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета Выразительно читать, в том
числе по ролям Составлять лексические и историко-культурные
комментарии Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием
цитирования) Характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейноэмоциональное содержание, жанр и композицию произведения Составлять
характеристику персонажей, в том числе сравнительную Работать со
словарем литературоведческих терминов Письменно отвечать на

проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и
редактировать собственные работы Участвовать в разработке коллективного
учебного проекта (заочной экскурсии, читательской конференции, сборника
ученических исследований и др )
О ваших
ровесниках
(1 ч)

Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных
ворот» (не менее одного
фрагмента по выбору)

Лишь слову «Припадаю к великой
жизнь дана
реке…»
(1 ч)
Стихотворения (не менее двух)
Например: И А Бродский
«Мой народ», С А Каргашин
«Я — русский! Спасибо,
Господи! » и др

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение Выражать
личное читательское отношение к прочитанному Устно или письменно
отвечать на вопросы (с использованием цитирования) Участвовать в
коллективном диалоге Составлять лексические и историко-культурные
комментарии Обобщать матери-ал о писателе и истории создания
произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы
и ресурсов Интернета Анализировать сюжет, тематику, проблематику,
идейно-художественное содержание произведения Характеризовать
основных персонажей, выявлять художественные средства их создания
Анализировать форму выражения авторской позиции Давать
аргументированный письменный ответ на проблемный
вопрос

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том
числе наизусть) Выражать личное читательское отношение к прочитанному
Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи
учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета Устно или письменно
отвечать на вопросы (с использованием цитирования) Анализировать
тематику, проблематику, художественные особенности лирического
произведения Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по
заданным основаниям


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».