ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05 07 2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г ) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)» Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература» Специфика курса родной русской литературы обусловлена: а) отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например, русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература» Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемнотематических блока): «Россия — родина моя»; «Русские традиции»; «Русский характер — русская душа» Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями (например: родные просторы — русский лес — берёза) Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы, связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов (например: праздники русского мира, Масленица, блины и т п ) В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художествен- ном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие) В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре) ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература» Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей: воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач: приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации; осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе; получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния; выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного; формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы; формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА На обязательное изучение предмета «Родная литература (русская)» на этапе основного общего образования отводится 170 часов В 5—9 классах выделяется по 34 часа в год (из расчёта 1 учебный час в неделю). По учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» на изучение предмета «Родная литература (русская)» отводится 17 часов по 0,5 часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ Преданья старины глубокой Гроза двенадцатого года Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной) Например: «Как не две тученьки не две грозныя…» Стихотворения (не менее двух) Например: В А Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А С Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М И Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору) Города земли русской Петербург в русской литературе Стихотворения (не менее трех) Например: А С Пушкин «Город пышный, город бедный…», О Э Мандельштам «Петербургские строфы», А А Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д С Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики») Родные просторы Степь раздольная Русские народные песни о степи (одна по выбору) Например: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др Стихотворения (не менее двух) Например: П А Вяземский «Степь», И З Суриков «В степи» и др А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору) РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира Августовские Спасы Стихотворения (не менее трех) Например: К Д Бальмонт «Первый спас», Б А Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е А Евтушенко «Само упало яблоко с небес…» и др Е. И. Носов. «Яблочный спас» Тепло родного дома Родительский дом А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору) В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон») РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША Не до ордена — была бы Родина Великая Отечественная война Стихотворения (не менее двух) Например: Н П Майоров «Мы», М В Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник! » и др Ю. М. Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов. «Переправа» Загадки русской души Судьбы русских эмигрантов Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» А. Т. Аверченко. «Русское искусство» О ваших ровесниках Прощание с детством Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору) Лишь слову жизнь дана «Припадаю к великой реке…» Стихотворения (не менее двух) Например: И А Бродский «Мой народ», С А Каргашин «Я — русский! Спасибо, Госпо- ди! » и др ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических за- дач (в рамках семьи, образовательной организации, реализую- щей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе приме- нения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев) Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать пред- посылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исход- ной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям Эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать 7) прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления Предметные результаты 9 класс: выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе; понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности; осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты, владеть навыками работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематически й блок/раздел Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (5 ч) Преданья старины глубокой (2 ч) Гроза двенадцатого года Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной) Например:«Как не две тученьки не две грозныя…» Стихотворения (не менее двух) Например: В А Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А С Пушкин «Полководец», «Бородинская годовщина», М И Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору) Города земли Петербург в русской литературе русской Стихотворения (не менее трех) (1 ч) Например: А С Пушкин «Город пышный, город бедный…», О Э Мандельштам «Петербургские строфы», А А Ахматова «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»), Д С Самойлов «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…») и др Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (одна глава по выбору, например, «Фонарики-сударики») Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника Знакомиться с фактами биографии поэта Выразительно читать народные песни и стихотворения. Работать со словом, составлять комментарий. Выражать личное читательское отношение к прочитанному Определять идейно-тематическое содержание художественного текста. Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, литературы и живописи. Участвовать в дискуссии Составлять аргументированные устные и письменные высказывания Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника Знакомиться с фактами биографии поэтов Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, эмоционально воспринимать художественный текст Работать со словом, составлять историкокультурный комментарий Определять идейно-тематическое содержание художественного текста Сопоставлять тематически близкие произведения разных поэтов Участвовать в разработке проектов Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников Родные простор ы (1 ч) Праздник и русского мира (4 ч) Тепло родного дома (4 ч) Степь раздольная Русские народные песни о степи (одна по выбору) Например: «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…», «Ах ты, степь широкая…» и др Стихотворения (не менее двух) Например: П А Вяземский «Степь», И З Суриков «В степи» и др А. П. Чехов. «Степь» (один фрагмент по выбору) Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника Знакомиться с фактами биографии поэтов Выразительно читать тексты народных песен и стихотворения Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий Анализировать текст, выявлять изобразительно-художественные средства Участвовать в дискуссии Сопоставлять тематически близкие произведения русского фольклора и литературы Составлять аргументированные устные и письменные высказывания Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (8 ч) Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию Августовские Спасы Стихотворения (не менее трех) теоретической статьи к разделу учебника Эмоционально воспринимать и Например: К Д Бальмонт выразительно читать поэтический, в том числе наизусть, и прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к «Первый спас», Б А Ахмадулина тексту, владеть разными видами пересказа Выражать личное читательское «Ночь упаданья яблок», отношение к прочитанному Определять идейно-тематическое содержание Е А Евтушенко «Само упало яблоко художественного текста с небес…» и др Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий Е. И. Носов. «Яблочный спас» Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета Участвовать в разработке проектов Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников Родительский дом А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору) В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон») Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника Эмоционально воспринимать и выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными видами пересказа Выражать личное читательское отношение к прочитанному Определять идейно-тематическое содержание художественного текста Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета Участвовать в разработке проектов Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников Не до ордена — была бы Родина (1 ч) Загадки русской души (1 ч) Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША (4 ч) Великая Отечественная война Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника Стихотворения (не менее двух) Например: Н П Майоров Составлять тезисный план лекции учителя или статьи учебника «Мы», М В Кульчицкий Выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть Составлять «Мечтатель, фантазёр, лентяйлексические и историко-культурные комментарии Устно или письменно завистник! » и др Ю. М. отвечать на вопрос (с использованием цитирования) Участвовать в Нагибин. «Ваганов» Е. И. Носов. коллективном диалоге Анализировать различные формы выражения «Переправа» авторской позиции Выявлять тематику, проблематику, идейноэмоциональное содержание стихотворений, особенности их ритмики, метрики и строфики Составлять план анализа стихотворения или фрагмента прозы Осуществлять письменный анализ лирического текста, письменный ответ на вопрос Характеризовать систему образов, особенности сюжета и композиции эпического произведения Давать характеристику персонажей, в том числе сравнительную Анализировать ключевые эпизоды и различные формы выражения авторской позиции Участвовать в разработке коллективного учебного проекта Судьбы русских эмигрантов Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя» А. Т. Аверченко. «Русское искусство» Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника Конспектировать лекцию учителя и статью учебника и составлять их планы и тезисы Подбирать и обобщать материалы о писателях и об истории создания произведений с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета Выразительно читать, в том числе по ролям Составлять лексические и историко-культурные комментарии Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования) Характеризовать сюжет, тематику, проблематику, идейноэмоциональное содержание, жанр и композицию произведения Составлять характеристику персонажей, в том числе сравнительную Работать со словарем литературоведческих терминов Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему и редактировать собственные работы Участвовать в разработке коллективного учебного проекта (заочной экскурсии, читательской конференции, сборника ученических исследований и др ) О ваших ровесниках (1 ч) Прощание с детством Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору) Лишь слову «Припадаю к великой жизнь дана реке…» (1 ч) Стихотворения (не менее двух) Например: И А Бродский «Мой народ», С А Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи! » и др Воспринимать и выразительно читать литературное произведение Выражать личное читательское отношение к прочитанному Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования) Участвовать в коллективном диалоге Составлять лексические и историко-культурные комментарии Обобщать матери-ал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета Анализировать сюжет, тематику, проблематику, идейно-художественное содержание произведения Характеризовать основных персонажей, выявлять художественные средства их создания Анализировать форму выражения авторской позиции Давать аргументированный письменный ответ на проблемный вопрос Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе наизусть) Выражать личное читательское отношение к прочитанному Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования) Анализировать тематику, проблематику, художественные особенности лирического произведения Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям