Рабочая программа Родной язык русский 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), а также Примерной программы воспитания
с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего
образования
Рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения
Рабочая программа позволит учителю:
реализовать в процессе преподавания родного языка (русского) современные подходы к достижению личностных, мета- предметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» по годам обучения в
соответствии с ФГОС ООО; Пример- ной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
4 февраля 2020 г федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г № 2/20);
разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, используя рекомендованное примерное
распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения
учебного материала разделов/тем курса
Личностные и метапредметные
результаты
представлены с учётом особенностей преподавания курса русского языка в основной
общеобразовательной школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в части
требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования к предметной области «Родной
язык и родная литература» Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область
«Русский язык и литература» Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют специфику,
обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации
Курс «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания
национальной культуры и самореализации в ней Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные
родные языки (не русский) Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для
углублённого изучения основного курса «Русский язык»

В содержании курса «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка
с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского
языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного общего образования являются:
воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и много- конфессиональном обществе;
развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации
родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национальнокультурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
об основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения;
совершенствование текстовой деятельности; развитие умений функциональной грамотности осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др );
развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по родному языку (русскому),
воспитание самостоятельности в приобретении знаний
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родной язык
(русский)» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной
основной образовательной программе основного общего образования

Согласно учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» на изучение родного языка (русского) отводится в 9 классе 17 часов в год (0,5 ч. в неделю
при 34 ученых неделях).
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс родного русского языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его Основные
содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями
основного курса русского языка на уровне основного общего образования, но не дублируют их в полном объёме и имеют преимущественно практикоориентированный характер
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке — «Язык и культура» — представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и
материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского
речевого этике- та в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира,
овладение культурой межнационального общения Второй блок — «Культура речи» — ориентирован на формирование у учащихся ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения,
практическое овладение культурой речи: навыками сознательного использования норм русского литературного языка в устной и письменной форме с
учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности
обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими
В третьем блоке — «Речь. Речевая деятельность. Текст» — представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой
деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных
для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение) Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т п
Развитие языка как объективный процесс Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в
современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры) Стремительный рост словарного состава языка: активизация процесса

заимствования иноязычных слов, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение) Активные процессы в области произношения и ударения
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение) Лексическая сочетаемость слова и точность Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости
Речевая избыточность и точность Тавтология Плеоназм Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью
Современные толковые словари Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях Словарные пометы Основные грамматические
нормы современного русского литературного языка (обобщение) Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках Словарные пометы
Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью; типичные ошибки в построении сложных предложений Этика и этикет в интернет-общении Этикет интернет-пере- писки Этические
нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Русский язык в Интернете Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях Контактное и дистантное общение
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации
Разговорная речь Анекдот, шутка
Официально-деловой стиль Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности
Учебно-научный стиль Доклад, сообщение Речь оппонента на защите проекта
Публицистический стиль Проблемный очерк
Язык художественной литературы Диалогичность в художественном произведении Текст и интертекст Афоризмы Прецедентные тексты
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для основного общего образования должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов Рос- сии; проявление интереса к познанию русского
языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык (русский)»;
ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства
коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и на- родного
творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе
школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего

состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии,
при- знание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение
рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками
чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового
образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях
неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский
опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, та- блицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративного материала
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их,
давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие
результата цели и условиям общения
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 класс
«Язык и культура»:
понимать и истолковывать значения русских слов с национально- культурным компонентом (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи;
иметь представление о русской языковой картине мира; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности родного русского
языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
иметь представление о ключевых словах русской культуры; комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевых слов русской
культуры (в рамках изученного);
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать историю
происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в рамках изученного); иметь представление об основных
активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры в рамках изученного);
комментировать особенности новых иноязычных заимствований в современном русском языке; определять значения лексических заимствований
последних десятилетий;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных примерах);
использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений;
словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники
по пунктуации (в том числе мультимедийные)
«Культура речи»:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного); способы фиксации произносительных
норм в современных орфоэпических словарях;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических формах
самостоятельных частей речи (в рамках изученного); употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного); опознавать частотные
примеры тавтологии и плеоназма;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: предложно-падежное управление; построение простых предложений‚
сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении; построении простых предложений‚ сложных предложений разных
видов; предложений с косвенной речью;

анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка;
использовать при общении в интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том числе
мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления информации
(инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др );
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях
неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной
дискуссии;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной и
письменной форме;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое количество часов, отводимое на изучение тем, повторение
и различного вида творческие/проверочные/ контрольные работы
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения

9 КЛАСС
Тематические
блоки, темы

Основное содержание

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА (6 Ч)
Отражение в
Русский язык как зеркало
русском
национальной
культуры
и
языке
истории народа (обобщение)
культуры
и
Важнейшие функции русского
истории
языка
русского
Понятие
русской
языковой
народа
картины
мира
Примеры
Ключевые
ключевых слов (концептов)
слова
русской русской
культуры,
их
культуры
национально-историческая
значимость
Основные
(1 ч)
тематические
разряды
ключевых
слов
русской
культуры: обозначение понятий
и предметов традиционного
быта;
обозначение
понятий
русской
государственности;
обозначение понятий народной
этики
Ключевые
слова,
обозначающие мир русской
природы,
религиозные
представления Понятие русской
ментальности

Основные виды деятельности обучающихся

Приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского языка
с историей общества;
распознавать и истолковывать значения русских слов с национальнокультурным компонентом; правильно употреблять их в речи;
приводить
примеры
национального
своеобразия,
богатства,
выразительности родного русского языка; анализировать национальное
своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом;
анализировать
и
комментировать
историю
происхождения
фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках
изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые
слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевых слов
русской культуры (в рамках изученного);
использовать толковые словари, словари иностранных слов,
фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные
этимологические словари; грамматические словари и справочники,
орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные);
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Крылатые
слова
и
выражения в
русском
языке
(1 ч)

Крылатые слова и выражения Распознавать крылатые слова и выражения, устанавливать их источники
(прецедентные
тексты)
из и значения
произведений художественной (в том числе с помощью словарей крылатых слов);
литературы,
кино-фильмов, распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках
песен, рекламных текстов
изученного);
итп
правильно употреблять крылатые слова
и выражения в различных ситуациях речевого общения;
использовать толковые словари, словари иностранных слов,
фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные
этимологические слова- ри; грамматические словари и справочники,
орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные);
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Развитие
русского языка
как
закономерный
процесс
(1 ч)

Развитие
языка
как
закономерный процесс Общее
представление о внешних и
внутренних факторах языковых
изменений
Общее
представление
об
активных
процессах
в
современном русском языке
(основные тенденции, отдельные
примеры)

Приводить примеры взаимосвязи исторического развития русского
языка
с
национальной
культурой
и
историей
общества;
цивилизационными изменениями;
комментировать (на конкретных примерах) причины языковых изменений
под влиянием внешних и внутренних факторов (в рамках изученного);
характеризовать основные тенденции развития современного русского
языка (в рамках изученного), приводить соответствующие примеры;
анализировать
тексты
разных
жанров
и
функциональных
разновидностей русского языка с точки зрения используемых в них
языковых средств, их новизны или традиционности, источника
происхождения, функций;
использовать толковые словари, словари иностранных слов,
фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные
этимологические словари; грамматические словари и справочники,
орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные);
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Активизация
процесса
заимствования
иноязычных
слов
Словообразовате
льные
неологизмы
в современном
русском языке (1
ч)

Пополнение
лексического Определять значения новых заимствованных слов, характеризовать
состава русского языка новыми особенности освоения иноязычной лексики;
иноязычными заимствованиями характеризовать особенности иноязычных неологизмов с точки зрения
(иноязычными
неологизмами) языка-источника; произношения и написания;
как
активный
процесс оценивать целесообразность употребления новой иноязычной лексики в
Вариантность
иноязычных различных ситуациях общения, текстах разных функциональных
неологизмов
как
процесс разновидностей и стилей;
приспособления к фонетике и характеризовать
словообразовательные
неологизмы
по
сфере
графике
русского
языка употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять их
Стремительный рост словарного в практике речевого общения;
состава языка, «неологический использовать
толковые
словари,
словари иностранных слов,
бум» — рождение новых слов
фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
Словообразовательные
слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные
неологизмы
этимологические словари; грамматические словари и справочники,
орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе
мультимедийные);
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Переосмыслени
е значений слов
в современном
русском
языке.
Стилистическая
переоценка слов
в современном
русском
литературном
языке (1 ч)

Общее
представление
о
процессах
переосмысления
имеющихся в языке слов;
семантические
неологизмы;
отражение в толковых словарях
изменений
в
лексическом
значении
слова
Общее
представление
о
процессах
изменения
стилистической
окраски
слов
и
их
стилистической
переоценке;
отражение в толковых словарях
изменений в стилистической
окраске слов

Анализировать и характеризовать причины изменения лексических
значений слов и их стилистической окраски в современном русском
языке (на конкретных примерах);
определять новые значения слов, возникших в современный период
развития русского языка (семантических неологизмов), приводить
примеры их употребления; характеризовать пути их образования
(конкретные примеры, в рамках изученного)
характеризовать процессы перехода специальной (терминологической)
лексики в разряд широкоупотребительной;
объяснять причины изменения стилистической окраски слов в
современном русском языке (на конкретных примерах);
использовать толковые словари, словари иностранных слов,
фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых
слов и выражений; словари синонимов, антонимов; учебные
этимологические словари; грамматические словари и справочники,
орфографические словари, справочники по пунктуации (в том числе

мультимедийные);
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Русский язык как Представление
проектов, Публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
зеркало
результатов
исследовательской выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
национальной
работы
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
культуры
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты;
и истории народа
(1 ч)
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений; самостоятельно составлять план
действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации
делать выбор и брать ответственность за решение
КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 Ч)
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка Активные
процессы
в
области
произношения и
ударения
(1 ч)

Основные орфоэпические нормы
современного
русского
литературного языка Активные
процессы в области произношения
и
ударения
Отражение
произносительных вариантов в
современных
орфоэпических
словарях

Понимать и характеризовать активные процессы в области произношения
и ударения; способы фиксации произносительных норм в современных
орфоэпических словарях;
соблюдать нормы произношения и ударения
в отдельных грамматических формах самостоятельных частей речи (в
рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической
нормы;
употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости (трудные случаи в рамках
изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;

корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам
современного литературного языка;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, словари для
определения нормативных вариантов произношения и правописания;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка
Лексическая
сочетаемость
слова и точность
(1 ч)

Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка Типичные
ошибки
в
предложнопадежном
управлении, в
построении

Основные лексические нормы
современного
русского
литературного языка Лексическая
сочетаемость слова и точность
Свободная
и
несвободная
лексическая
сочетаемость
Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением
лексической
сочетаемости
Речевая избыточность и точность
Тавтология Плеоназм Типичные
ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью
Современные
толковые
словари
Отражение
вариантов лексической нормы
в
современных
словарях
Словарные пометы
Основные
грамматические
нормы современного русского
литературного языка Типичные
грамматические
ошибки
в
предложно-падежном
управлении
Нормы
употребления
причастных и деепричастных
оборотов‚
предложений
с
косвенной речью
Типичные ошибки в построении
сложных предложений

Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного);
опознавать частотные примеры тавтологии и плеоназма;
анализировать и различать типичные речевые ошибки, связанные с
речевой избыточностью;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для
уточнения лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов
для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚
омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного
языка: нормы предложно-падежного управления; построения простых
предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с
косвенной речью;
соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного
языка: нормы предложно-падежного управления; построения простых
предложений‚ сложных предложений разных видов; предложений с
косвенной речью;
распознавать типичные ошибки в предложно-падежном управлении;
построении простых предложений‚ сложных предложений разных видов;
предложений с косвенной речью;
редактировать предложения с целью исправления грамматических

простого
осложнённого и
сложного
предложений (1
ч)

Отражение
вариантов ошибок;
грамматической
нормы
в анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм
современных
грамматических современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
словарях
и
справочниках корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам,
допустимым вариантам норм современного литературного языка;
Словарные пометы
использовать грамматические словари, в том числе мультимедийные,
справочники для уточнения нормы построения словосочетания и
предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в
процессе редактирования текста;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Речевой этикет в
электронной
коммуникации, в
ситуациях
делового
общения
(1 час)

Этика и этикет в электронной
среде
общения
Понятие
неэтикета.
Этикет
Интернетпереписки Этические нормы,
правила
этикета
Интернетдискуссии, Интернет-полемики
Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения

«Языковой вкус
интернет-эпохи
в
России»
Общение
в
Интернете
(1
часа)

Представление
проектов, Публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
результатов
исследовательской выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
работы
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение

Использовать при общении в электронной среде этикетные формы и
устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие
в основе национального русского речевого этикета;
соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях
делового общения

РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ (6 Ч)

Русский язык в
Интернете (1 ч)

Русский язык в Интернете Правила пользоваться
различными
видами
чтения
(просмотровым,
информационной
безопасности ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
при общении в социальных сетях
художественных,
публицистических
текстов
различных
Контактное и дистантное общение функционально- смысловых типов, в том числе сочетающих разные
форматы представления информации (инфографика, диаграмма,
Этикет интернет-переписки
дисплейный текст и др );
использовать при общении в интернет-среде этикетные формы и
устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие
в основе национального русского речевого этикета;
владеть правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Виды
преобразовани
я текстов

Текст как единица языка и
речи Виды преобразования
текстов: аннотация, конспект
Использование
графиков,
диаграмм,
схем
для
представления информации
Функциональные
разновидности
языка
Разговорная
речь
Анекдот,
шутка

Владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект);
использовать графики, диаграммы, схемы для представления
информации;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)
Анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота,
шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях
неформального общения;

Официально-деловой
стиль
Деловое
письмо,
его
структурные
элементы
и
языковые особенности

Анализировать структурные элементы и языковые особенности
делового письма; создавать деловые письма;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Разговорная
речь Анекдот,
шутка (1 ч)

Официальноделовой
стиль
Деловое письмо
(1 ч)

Научноучебный
подстиль
Доклад,
сообщение
(1 ч)

Учебно-научный стиль Доклад,
сообщение Речь оппонента на
защите проекта

Пользоваться
различными
видами
чтения
(просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
художественных,
публицистических
текстов
различных
функционально- смысловых типов, в том числе сочетающих разные
форматы представления информации (инфографика, диаграмма,
дисплейный текст и др );
владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации
создавать устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов, отзыв на проектную работу одноклассника; принимать
участие в учебно-научной дискуссии;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Публицистическ
ий
стиль
Проблемный
очерк
Язык
художественной
литературы
Прецедентные
тексты (1 ч)

Публицистический
стиль Пользоваться
различными
видами
чтения
(просмотровым,
Проблемный очерк
ознакомительным,
изучающим,
поисковым)
учебно-научных,
публицистических
текстов
различных
Язык художественной литературы художественных,
функциональносмысловых
типов,
в
том
числе
сочетающих
разные
Диалогичность в художественном
произведении Текст и интертекст форматы представления информации (инфографика, диаграмма,
дисплейный текст и др );
Афоризмы Прецедентные тексты
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные
тексты;
применять правила орфографии и пунктуации на письме (в рамках
изученного)

Текст и способы Представление
проектов, Публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
его
результатов
исследовательской выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
представления
работы
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
Язык Интернета
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
Представление
составлять устные и письменные тексты;
результатов
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
проектных работ
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
(1 ч)
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые

коррективы в ходе его реализации
делать выбор и брать ответственность за решение
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа Из этимологии фразеологизмов
Из истории русских имён
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве
О происхождении фразеологизмов Источники фразеологизмов
Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др
Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края / России»
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке
Мы живем в мире знаков
Роль и уместность заимствований в современном русском языке
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Этимология обозначений имен числительных в русском языке
Футбольный сленг в русском языке Компьютерный сленг в русском языке Названия денежных единиц в русском языке Интернет-сленг
Этикетные формы обращения Как быть вежливым?
Являются ли жесты универсальным языком человечества? Как назвать новорождённого?
Межнациональные различия невербального общения Искусство комплимента в русском и иностранных языках Формы выражения вежливости (на
примере иностранного
и русского языков)
Этикет приветствия в русском и иностранном языках Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интвью в современных СМИ
Сетевой знак @ в разных языках Слоганы в языке современной рекламы
Девизы и слоганы любимых спортивных команд


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».