Рабочая программа Родная литература (украинская) 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (украинская) литература» для 5–9 классов основного общего образования (далее –
Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Родная (украинская) литература».
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
3) Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
5) Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
6) Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол № 3/22 от 23 июня 2022 г.);
7) Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением коллегии министерства просвещения РФ от 1 октября 2019
года № ПК-3ВН).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного образовательного
стандарта. Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Данная Программа разработана для обучающихся, владеющих или слабо владеющих украинским языком.
Общая характеристика учебного предмета
Украинская литература, отражающая важные культурные ценности, смыслы и духовно-нравственные представления, содействует познанию и
усвоению жизненной философии украинского народа как части этнокультурной общности России, участвует в формировании национального и
общекультурного самосознания и гражданской позиции обучающихся.
Учебный предмет «Родная (украинская) литература» является одним из основных предметов гуманитарного цикла, определяющих уровень
интеллектуального и нравственно-эстетического развития личности. Изучение родной литературы способствует познанию жизни и моделированию
действительности, формирует при помощи изобразительно-выразительных средств художественную картину мира и вызывает определенное
отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя, осознающего
значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях, а также формирование у обучающегося потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Изучение родной (украинской) литературы в 5–9 классах обеспечивает постижение обучающимися произведений украинской литературы,
развитие у них навыков интерпретации и анализа с опорой на принципы единства художественной формы и содержания; создает условия для развития
национального и общекультурного самосознания и осознания этнической принадлежности, помогает приобрести системные знания об истории, языке,
культуре, мировоззрении, менталитете своего народа.

Учебный предмет «Родная (украинская) литература» обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла,
в частности с «Родным (украинским) языком», «Русским языком» и «Литературой».
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности: предметные недели, экскурсии, тематические
общешкольные мероприятия, конференции, олимпиады, конкурсы и т. д.
Цели изучения учебного предмета
Цель изучения учебного предмета – воспитание ценностного отношения к украинской литературе как существенной части родной и
общерусской культуры, приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям своего народа, а также формирование их читательской
грамотности, способности использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
–
развитие интеллектуальных умений комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
–
приобщение обучающихся к родной (украинской) литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа,
ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
–
знакомство с украинским литературным процессом и осознание его связи с историческим процессом;
–
развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной диалогической и монологической речи на украинском языке);
–
формирование читательского кругозора;
–
формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;
–
развитие способностей к творческой деятельности на родном (украинском) языке;
–
овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.
Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета «Родная (украинская) литература»
Содержание учебного предмета «Родная (украинская) литература» представлено в программе разделами:
 «Устное народное творчество» (изучение сказок, преданий, легенд; малых жанров устного народного творчества – загадок, пословиц,
поговорок, скороговорок; украинских народных песен, дум, баллад, народных драм; украинский фольклор представлен в 5–8 классах);
 «Украинская литература по периодам» (рассмотрение литературного произведения как самостоятельного произведения искусства и как
одного из звеньев в сложном литературном процессе; изучение украинской литературы в соответствии с этапами ее развития: древнерусская
литература, литература XVI–XVIII веков, литература XIX–XX веков; наблюдение за воспроизведением исторических событий в родной литературе,
расширение представлений о роли украинской литературы в историческом процессе);
 «Теория литературы» (освоение теоретико-литературных понятий в процессе изучения конкретных литературных произведений:
рассмотрение проблемы родов и жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной связью между временем и формами искусства).
Место учебного предмета «Родная (украинская) литература» в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родная
литература» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.

На изучение учебного предмета «Родная (украинская) литература» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Образовательное учреждение вправе самостоятельно увеличить количество часов, отводимых для изучения учебного предмета, за счет часов
части плана, формируемой участниками образовательных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Литература как вид искусства и способ отображения действительности. Понятие об образности слова, художественном произведении.
Устное народное творчество
Устное народное творчество русских, украинцев и белорусов. Традиционные жанры восточнославянского фольклора.
Украинские народные сказки. «Названий батько» («Названый отец»), «Про правду і кривду» («О правде и кривде»). Понятие о народной сказке. Виды
народных сказок. Композиционная специфика народных сказок.
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки, загадки, скороговорки: специфика малых фольклорных жанров.
Украинская литература XIX в.
Т. Шевченко. Стихотворения «За сонцем хмаронька пливе» («За солнцем тучка плывет»), «Садок вишневий коло хати» («Садик вишневый вокруг
дома»). Понятие о роде литературы. Лирика. Пейзажная лирика. Рифма.
И. Франко. Литературная сказка «Фарбований Лис» («Крашеный Лис»). Аллегория в сказке. Образ Лиса. Рассказ «Грицева шкільна наука»
(«Гришкина школьная наука»). Понятие об эпосе. Язык автора и язык персонажей в рассказе.
Украинская литература XX в.
М. Коцюбинский. Рассказ «Ялинка» («Елочка»). Описание пейзажей в рассказе. Сравнение и способы его выражения.
Л. Украинка. Стихотворения «Колискова» («Колыбельная»), «Зоряне небо» («Звездное небо»), «Вечірня година» («Вечерний час»). Связь поэзии с
фольклором. Понятие о колыбельной песне.
О. Иваненко. Литературная сказка «Казка про маленького Піка» («Сказка о маленьком Пике»). Образы птичьей семьи как воплощение
положительных человеческих черт.
А. Тесленко. Рассказ «Школяр» («Школьник»). Главные и второстепенные персонажи. Языковые особенности рассказа. Понятие о литературном
портрете.
А. Малышко. Рассказ «Вчителька» («Учительница»). Трагическая судьба героини. Языковые особенности рассказа.

П. Тычина. Стихотворение «Хор лісових дзвіночків» («Хор лесных звоночков»). Образ родной природы.
В. Сосюра. Стихотворения «Зима» («Зима»), «Люблю весну» («Люблю весну»). Понятие об эпитете, роль эпитета. Эпитеты в стихотворениях.
М. Рыльский. Стихотворения «Дощ» («Дождь»), «Люби природу не як символ…» («Люби природу не как символ...»). Образ лирического героя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения учебного предмета «Родная (украинская) литература» в составе предметной области «Родной язык и родная литература»
соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, сформулированным в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Родная (украинская) литература» на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества,
родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям

народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Родная (украинская) литература» в 5–9 классах обучающийся овладеет универсальными учебными
познавательными действиями:
базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;

 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированнымсамостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию;

соблюдать правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете.
В результате изучения предмета «Родная (украинская) литература» в 5–9 классах обучающийся овладеет универсальными учебными
коммуникативными действиями:
общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вестипереговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различиеи сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые
штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В результате изучения предмета «Родная (украинская) литература» в 5–9 классах обучающийся овладеет универсальными учебными
регулятивными действиями:
самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Родная (украинская) литература» в 5–9 классах обеспечивает:
 осознание обучающимся значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности
в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
 развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты
5 класс
Обучающийся научится:
– выразительно читать вслух и наизусть произведения, их фрагменты в рамках программы (правильно передавать эмоциональное содержание
произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);
– различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и литературная сказка, загадка, скороговорка,
пословица, поговорка, рассказ, лирическое стихотворение, колыбельная песня, пьеса); отличать прозаические тексты от поэтических;

–
–
–
–
–
–
–
–
–

эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;
определять и формулировать тему, основную мысль прочитанных произведений;
формулировать вопросы по содержанию произведений;
участвовать в обсуждении прочитанного;
обосновывать свои суждения с опорой на текст;
характеризовать литературного героя, оценивать его поступки;
пересказывать художественный текст (подробно, сжато);
составлять простой план художественного произведения;
использовать изученные теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста (образ, эпос, лирика, драма, тема, идея,
литературный портрет и пейзаж, язык произведения, лирический герой, рифма, аллегория, эпитет, сравнение);
– создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 20–30 слов), связанный со знанием и
пониманием литературного произведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Список произведений для внеклассного чтения и чтения наизусть определяется учителем самостоятельно в зависимости от уровня подготовки
обучающихся, также для внеклассного чтения могут быть отобраны литературные произведения с учетом этнокультурных особенностей региона.
5 класс – 34 ч.
Тема, раздел курса
Введение

Устное народное
творчество
народов восточных
славян

Программное содержание
Литература как вид искусства и
способ отображения
действительности.
Понятие об образности слова,
художественном произведении

Кол-во
часов
1

Основные виды деятельности обучающихся
Введение
Участие в беседе.
Учебный диалог: рассуждение об образности слова в художественном
произведении.
Знакомство и освоение алгоритма работы с учебником

Устное народное творчество
Устное народное творчество русских,
1
Формирование представления об устном народном творчестве, понимание
украинцев и белорусов.
особенностей произведений фольклора.
Традиционные жанры
Чтение: выразительное чтение текста.
восточнославянского фольклора
Работа с текстом фольклорного произведения: ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста определение последовательности событий.

Украинские
народные сказки

«Названий батько» («Названый отец»),
«Про правду і кривду» («О правде и
кривде»).
Теория литературы
Понятие о народной сказке.
Виды народных сказок.
Композиционная специфика народных
сказок
Пословицы и поговорки, загадки,
скороговорки: специфика малых
фольклорных жанров

2

Чтение: осмысленное, выразительное чтение пословиц, поговорок.
Групповая работа: произнесение скороговорок.
Работа в парах: загадывание и отгадывание загадок.
Учебный диалог: ответы на вопросы, определение специфики малых жанров
фольклора.
Работа с теоретико-литературными понятиями: освоение понятий
«пословица», «поговорка», «загадка», «скороговорка»
Украинская литература
Т. Шевченко
3
Чтение: выразительное чтение стихотворения.
Украинская
Работа в парах: ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание
литература XIX в. Стихотворения «За сонцем хмаронька
пливе» («За солнцем тучка плывет»),
текста произведения, обоснование своих суждений с опорой на текст.
«Садок вишневий коло хати» («Садик
Пересказ текста: пересказ по плану.
вишневый вокруг дома»).
Работа с теоретико-литературными понятиями: род литературы, лирика,
рифма.
Теория литературы
Декламирование: выразительное чтение текста наизусть
Род литературы. Лирика. Пейзажная
лирика. Рифма
И. Франко
3
Чтение: осмысленное, выразительное чтение.
Литературная сказка «Фарбований
Работа с текстом литературного произведения: прогнозирование текста по
Лис» («Крашеный Лис»).
заголовку, иллюстрации, ключевым словам, определение последовательности
Рассказ «Грицева шкільна наука»
событий, определение средств изображения и выражения чувств героя.
(«Гришкина школьная наука»). Образ
Индивидуальная работа: создание словесного портрета героя произведения
Лиса. Язык автора и язык персонажей
на основе авторского описания.
в рассказе.
Формулирование и аргументирование своей точки зрения.
Характеристика героя произведения: оценка его поступков.
Теория литературы
Пересказ текста: подробный пересказ.
Малые жанры
фольклора

1

Групповая работа: выявление общих черт украинского, русского и
белорусского фольклора
Чтение: осмысленное, выразительное чтение народных сказок.
Работа с текстом фольклорного произведения: анализ сказок и образов
героев, определение тематики и проблематики произведений, выявление
главной мысли произведения.
Освоение теоретико-литературных понятий: народная сказка, виды народных
сказок, композиционная специфика народных сказок

Аллегория в сказке. Понятие об эпосе

Украинская
литература XX в.

Творческая работа
Развернутый ответ на предложенный
вопрос
М. Коцюбинский
Рассказ «Ялинка» («Елочка»).
Описание пейзажей в рассказе.

Работа с теоретико-литературными понятиями: аллегория в сказке, понятие
об эпосе.
Закрепление пройденного материала: устные ответы на вопросы, обобщение

1
3

Чтение: осмысленное, выразительное чтение текста.
Учебный диалог: соотнесение заглавия с содержанием, ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста.
Характеристика героя произведения.
Рассказ по рисункам и иллюстрациям.
Работа с теоретико-литературным понятием: сравнение

3

Чтение: осмысленное, выразительное чтение текста.
Учебный диалог: соотнесение заглавия с содержанием, ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста.
Характеристика героя произведения.
Определение отличий стихотворной речи от прозаической.
Работа в парах: выявление связи поэзии с фольклором.
Работа с теоретико-литературными понятиями: колыбельная песня

2

Чтение: осмысленное чтение текста литературной сказки.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанной сказки.
Исследовательская работа: сопоставление литературной и народной сказки.
Работа с текстом литературного произведения: определение средств
изображения и выражения чувств героя, поиск в тексте и понимание
значения и роли средств художественной выразительности

2

Рассказывание: словесное рисование по эпизодам и фрагментам
прочитанных текстов.
Творческая работа: составление рассказа по картине.
Работа в парах: пересказ текста.

Теория литературы
Сравнения и способы их выражения
Л. Украинка
Стихотворения «Колискова»
(«Колыбельная»), «Зоряне небо»
(«Звездное небо»), «Вечірня година»
(«Вечерний час»). Связь поэзии с
фольклором.
Теория литературы
Понятие о колыбельной песне
О. Иваненко
Литературная сказка «Казка про
маленького Піка» («Сказка о
маленьком Пике»).
Образы птичьей семьи как
воплощение положительных
человеческих черт
А. Тесленко
Рассказ «Школяр» («Школьник»).
Языковые особенности рассказа.
Теория литературы

Главные и второстепенные персонажи.
Понятие о литературном портрете
А. Малышко
Рассказ «Вчителька» («Учительница»).
Трагическая судьба героини. Языковые
особенности рассказа

2

П. Тычина
Стихотворение «Хор лісових
дзвіночків» («Хор лесных звоночков»).
Образ родной природы

2

В. Сосюра
Стихотворения «Зима» («Зима»),
«Люблю весну» («Люблю весну»).
Эпитеты в стихотворениях.

2

Теория литературы
Понятие об эпитете, роль эпитета
М. Рыльский
Стихотворения «Дощ» («Дождь»),
«Люби природу не як символ» («Люби
природу не как символ ...»).
Теория литературы
Образ лирического героя

2

Работа с теоретико-литературными понятиями: главные и второстепенные
персонажи.
Групповая работа: выявление языковых особенностей рассказа.
Закрепление пройденного материала: устные ответы на вопросы, обобщение
Чтение: осмысленное, выразительное чтение.
Работа с текстом литературного произведения: прогнозирование текста по
заголовку, иллюстрации, ключевым словам, определение последовательности
событий, определение средств изображения и выражения чувств героя.
Формулирование и аргументирование своей точки зрения.
Характеристика героя произведения: оценка его поступков
Чтение: осмысленное, выразительное чтение текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Определение отличий стихотворной речи от прозаической.
Дифференцированная работа: роль средств художественной выразительности
при создании образа природы
Чтение: осмысленное, выразительное чтение текста.
Учебный диалог: соотнесение заглавия с содержанием, ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста.
Работа с теоретико-литературными понятиями: эпитет.
Групповая работа: определение роли эпитетов в стихотворении
Чтение: осмысленное чтение текста.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста,
формулирование своей точки зрения, самостоятельное построение плана
собственного высказывания.
Работа с текстами стихотворений: роль художественных средств при
создании образа природы.
Работа с теоретико-литературными понятиями: образ лирического героя

Проверочные работы (контрольные работы, самостоятельные работы и пр.) – 3 ч.
Резерв – 1 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».