Рабочая программа Литературное чтение на родном языке (украинском) 2 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке» для 1–4 классов начального общего образования
(далее – Программа) определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке».
Программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286);
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно- методического
объединения по общему образованию, протокол № 1/22 от 18 марта 2022 г.);
Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 3/22
от 23 июня 2022 г.);
Концепция преподавания родных языков народов России (утверждена решением Коллегии Министерства просвещения РФ от 1 октября 2019 года №
ПК-3ВН).
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного образовательного
стандарта. Программа ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания, и может служить основой для составления рабочих программ по учебному предмету
«Литературное чтение на родном (украинском) языке». Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию
учебного материала, определению последовательности его изучения, распределению часов по разделам и темам.
Данная Программа разработана для обучающихся, владеющих или слабо владеющих украинским языком.

Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке»
Курс литературного чтения на родном (украинском) языке направлен на формирование у младших школьников первоначальных знаний об украинской

литературе, интереса к чтению, культуры восприятия художественного текста; на воспитание нравственности, любви к родному краю и государству.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами гуманитарного цикла, в частности с учебными предметами
«Родной (украинский) язык», «Русский язык», «Литературное чтение».
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности: предметные недели, экскурсии, тематические общешкольные
мероприятия, конференции, олимпиады, конкурсы, работа кружков и т. д.
Учебный предмет обеспечивает межпредметные связи с другими дисциплинами гуманитарного цикла, в частности с учебными предметами
«Родной (украинский) язык», «Русский язык», «Литературное чтение».
Содержание учебного предмета может реализовываться и во внеурочной деятельности: предметные недели, экскурсии, тематические общешкольные
мероприятия, конференции, олимпиады, конкурсы, работа кружков и т. д.

Цели изучения учебного предмета
Цель изучения учебного предмета – развитие духовных, познавательных, эмоционально-нравственных, мотивационно-поведенческих качеств
личности обучающегося, воспитание ценностного отношения к родной (украинской)

литературе

как существенной

части

родной и

общерусской культуры, воспитание грамотного читателя, который в будущем сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой,
ориентируясь на собственные предпочтения или исходя из поставленной учебной задачи, а также использовать свою читательскую деятельность как
средство для самообразования.
Задачи изучения учебного предмета:
воспитание

интереса

к

чтению

и

книге, формирование читательского кругозора;

формирование и совершенствование техники чтения вслух и про себя, развитие приемов понимания (восприятия и осмысления) текста;
формирование коммуникативных умений обучающихся;
развитие

устной

и

письменной речи

учащихся

на

родном (украинском) языке (диалогической и монологической);

формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся, обучение пониманию духовной сущности произведений;
развитие

способности к

творческой

деятельности на

родном (украинском) языке.

Основные содержательные линии примерной рабочей программы учебного предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке»
Основные

содержательные

линии представлены

в

Программе следующим образом:

виды речевой и читательской деятельности; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность обучающихся; круг детского чтения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (слушание, чтение, говорение,
письмо), работу с текстом художественного произведения. В процессе речевой деятельности у обучающихся формируются речевая культура и навык
чтения.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять
главное. Обучающиеся овладевают приемами выразительного чтения.
Обучение слушанию и говорению ведется параллельно с обучением чтению. При этом совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение
собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения.
Обучающиеся знакомятся с продуктивными формами диалога, формулами речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Также
совершенствуется монологическая речь обучающихся (с опорой на авторский текст, предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно
пополняется активный словарный запас.
В результате работы с художественным произведением у обучающихся совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); они
учатся анализировать разные виды текстов, соотносить заглавие с содержанием текста, его темой, главной мыслью.
В раздел «Круг детского чтения» входят произведения устного народного творчества: считалки, потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички,
приговорки, загадки, народные песни, притчи, сказки; произведения родной (украинской) детской литературы. Программа включает базовые для начальной школы
литературные формы и жанры: сказки, стихи, рассказы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика». Обучающиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого
литературного произведения, о литературных жанрах; об особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, поговорка,
считалка, потешка и др.). Обучающиеся учатся определять изобразительно- выразительные средства словесного искусства (синонимы, антонимы).
Анализируя прочитанный текст, обучающиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения
героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно- нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Творческая деятельность обучающихся» (на основе литературных произведений) раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут
обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
Обучающиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актеров,
режиссеров и художников, пишут сочинения, стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создавших произведения
словесного искусства.
При формировании содержания Программы учтена эстетическая и нравственная ценность текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, читательские

предпочтения. Произведения даны в рамках тематических разделов, обусловленных возрастом и интересами обучающихся.
Содержание Программы направлено на воспитание нравственно развитой и ответственной личности, на формирование патриотических чувств.
В учебном процессе могут быть реализованы различные типы уроков: урок-лекция, урок-беседа и т. д. В результате обучения в начальной школе будет обеспечена
готовность обучающихся к получению дальнейшего образования в основной школе и будет достигнут необходимый уровень их общекультурного и
литературного развития.

Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Литературное чтение на
родном языке» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке» отводится 1 час в неделю во всех классах начального общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школьными тропинками
Владимир Фетисов. «Хто чому навчається» («Кто чему учится»). Анатолий Костецкий. «Головна професія» («Главная профессия»). Наталя Забила. «Про
дівчинку Маринку» («О девочке Маринке»).
Щедрая осень
Василий Сухомлинский. «Я хочу сказати своє слово» («Я хочу сказать свое слово»).
Олег Орач. «Журавлина пісня» («Журавлиная песня»).
Устное народное творчество
Колискові (Колыбельные). Загадки (Загадки).
Лічилки (Считалки).
Скоромовки (Скороговорки).
Твой друг – книга Мария Пригара. «Про книгу» («О книге»).
Остап Вишня. «Любіть книгу» («Любить книгу»).
Татьяна
Волгина.
«Буває книгам страшно»
(«Бывает
Зимняя сказка
Леся Украинка. «Мамо, йде вже зима» («Мама, уже идет зима»).
Леонид Глебов. «Зимова пісня» («Зимняя песня»).
Валентина Малышко. «Веселий Новий рік» («Веселый Новый год»).
Доброта как солнышко согреет

книгам страшно»).

Василий Сухомлинский. «Покинуте кошеня» («Брошенный котенок»).
Василий Чухлиб. «Паводок» («Наводнение»).
Андрей Мястковский. «Казка про яблуньку» («Сказка о яблоньке»).
В мире народных сказок
Українська народна казка «Рукавичка» (Украинская народная сказка
«Рукавичка»).
Російська
народна
казка «Лисичка»
(Русская
народная
сказка
«Лисичка»).
Білоруська народна казка «Легкий хліб» (Белорусская народная сказка
«Легкий хлеб»).
Болгарська народна казка «Виноградар і змія» (Болгарская народная сказка «Виноградарь и змея»).
Писатели детям Тарас Шевченко. Стихотворения по выбору.
Иван Франко. «Лисиця та журавель» («Лиса и журавль»).
Всеволод Нестайко. «Руденький» («Рыженький»).
Василий
Сухомлинский.
«Горбатенька дівчинка»
(«Горбатенькая девочка»).
Весенняя природа
Леся Украинка. «На зеленій гірці» («На зеленой горочке»).
Анна Чубач. «Я беру своє відерце» («Я беру свое ведерко»).
Василий Сухоминский. «Весняний вітер» («Весенний ветер»).
Человек рождается в труде
Лидия Компаниец. «Га? Не чую!» («А? Не слышу!»).
Елена Журливая. «Маленька хазяєчка» («Маленькая хозяюшка»).
Андрей Мястковский. «Мудра голка» («Мудрая иголка»).
Українська народна казка «Батьківські поради» (Украинская народная сказка «Родительские советы»).
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание. Восприятие на слух звучащей речи: текста, читаемого вслух учителем и одноклассниками, высказываний собеседников, адресованных себе вопросов.
Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, ответы на вопросы по ее содержанию и формулирование собственных вопросов.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового чтения к чтению целыми словами, постепенное увеличение скорости чтения. Формирование мотива читать
вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного чтения (чтение отдельных предложений с интонационным
выделением знаков препинания на начальном этапе, жанровые требования и ограничения самого читаемого текста).
Чтение про себя. Самостоятельное чтение текста небольшого объема. Нахождение в изучаемом тексте необходимых сведений, а также нахождение в словарях
нужных словарных статей и извлечение из них требуемой информации в рамках выборочного чтения. Освоение разных видов чтения
(изучающее, выборочное, ознакомительное).

Говорение. Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных
впечатлений, передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте). Освоение
особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать свое отношение к ним (согласие/несогласие). Умение спорить,
опираясь на содержание текста.
Письмо. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи
выразительных средств языка (синоним, антоним, олицетворение, сравнение), короткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям.
Работа с текстом художественного произведения. Анализ заголовка, анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоциональносмысловых доминант (основная мысль, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе).
Определение особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности (антоним, синоним, олицетворение, сравнение). Умение
определять характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), сравнительный анализ поведения
разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В
результате работы с текстом выработка умений устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев, понимать авторскую точку
зрения, выделять основную мысль текста, обнаруживать выразительные средства.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Малые жанры фольклора (считалки, загадки, скороговорки, приговорки, пословицы и
поговорки, потешки), причти, колыбельные, народные песни, народные сказки. Литературные авторские произведения. Произведения
классиков украинской литературы (стихотворения, рассказы). Произведения классиков украинской детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки).
Литературоведческая
пропедевтика.
Различение

типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание

художественных

в

текстах

приемов (сравнение, олицетворение и др.) и понимание причин их использования.

Систематизация знаний обучающихся о малых жанрах украинского народного творчества и усвоение понятия «устное народное творчество». Формирование
элементов литературоведческих представлений. Представление о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (сказки,
малые фольклорные формы: загадки, считалки, пословицы и т. д.). Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, поэзия. Особенности
стихотворного текста (ритм, рифма). Освоение понятий «тема» и «основная мысль». Практическое различение произведений разного жанрового характера (без
освоения понятия «жанр»). Представление о герое произведения, об авторе- рассказчике.
Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста (сказка, рассказ,
стихотворение, пословица, загадка и т. д.). Понимание разницы между художественными и научно-познавательными текстами. Понимание отличий прозаического
и стихотворного текстов. Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или
лирического героя – в лирическом произведении).

Творческая деятельность обучающихся. Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям. Умение читать выразительно поэтический и
прозаический текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Умение
анализировать иллюстрации в учебнике, сравнивать их с художественными текстами. Практическое освоение малых фольклорных анров (считалки,
загадки, скороговорки, приговорки, пословицы и поговорки, потешки), сочинение собственных текстов и их инсценировка с помощью выразительных средств
(мимики, жестов, интонации). Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших сочинений) делиться личными наблюдениями и впечатлениями
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (украинском) языке» на уровне начального общего образования у выпускников будут
сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно- этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности;
физического

воспитания,

формирования культуры

здоровья

и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные

интересы,

активность,

инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными учебными
познавательными действиями:
базовые логические действия:
сравнивать

различные

тексты, устанавливать основания

для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

объединять части объекта/объекты (тексты) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации текстов, классифицировать предложенные тексты;
находить закономерности и противоречия в текстовом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять

недостаток

информации для

решения

учебной

и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного анализа текста (классификации, сравнения,
исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (с
помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей/законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы по результатам работы с текстами.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными
коммуникативными действиями
общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять

уважительное

отношение

к

собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять

совместные проектные

задания

с

опорой

на предложенные образцы.

В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке» в 1–4 классах обучающийся овладеет универсальными
коммуникативными действиями
самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить полученный результат с поставленной учебной задачей по анализу текста;
находить и исправлять ошибки, допущенные при работе с текстами.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (украинском) языке» в 1–4 классах обеспечивает:
понимание места и роли украинской литературы в едином культурном пространстве Российской Федерации, среди литератур народов Российской
Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы
украинского народа в создании особого культурного, морально-этического и эстетического пространства;
освоение смыслового чтения, понимание смысла и значения элементарных понятий теории литературы (чтение вслух, чтение про себя, жанры
художественных и фольклорных произведений, анализ прочитанных литературных произведений, изобразительные и выразительные средства
украинского языка);
приобщение к восприятию и осмыслению информации, представленной в текстах, сформированность читательского интереса и эстетического вкуса

обучающихся (использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), работа с текстом (вопросы к тексту,
план текста), чтение по ролям, выполнение творческих работ).
Предметные результаты

2 класс
Обучающийся научится:
–

читать вслух (владеть техникой осознанного и правильного чтения вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов, с

соблюдением при чтении орфоэпических интонационных норм), уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя;
–

понимать смысл прочитанных или воспринятых на слух произведений;

–

задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному тексту;

–

самостоятельно определять тему и выделять главную мысль произведения;

–

определять хронологическую последовательность событий в произведении;

–

сопоставлять название произведения с его темой (о природе, о сверстниках, о добре, зле и т. д.);

–

строить короткое монологическое высказывание (краткий и развернутый ответ на вопрос учителя);

–

характеризовать литературного героя, давать оценку его поступкам;

–

читать наизусть 2–3 стихотворения разных авторов;

–

ориентироваться в книге, учебнике, опираясь на ее аппарат (обложку, оглавление, иллюстрации);
различать и называть отдельные жанры фольклора (пословицы и поговорки, считалки, загадки, скороговорки, приговорки, потешки);

–

находить

в

тексте

–

читать художественное произведение по ролям;

–

пересказывать текст с изменением лица рассказчика;

–

сочинять небольшие стихотворения по образцу;

–

писать

короткие

средства

сочинения

художественной

по

личным

выразительности (синонимы, антонимы);

наблюдениям

и впечатлениям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации Программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Список произведений для внеклассного чтения и чтения наизусть определяется учителем самостоятельно в зависимости от уровня подготовки
обучающихся, также для внеклассного чтения могут быть отобраны литературные произведения с учетом этнокультурных особенностей региона.
2 класс – 34 ч.
Тема,
раздел
курса
Школьными
тропинками

Программное содержание
Владимир Фетисов
«Хто чому навчається» («Кто чему
учится»).
Анатолий Костецкий
«Головна професія» («Главная
профессия»).
Наталя Забила
«Про дівчинку Маринку» («О
девочке Маринке»)

Кол-во
часов
3

Основные виды деятельности обучающихся
Коллективная беседа о школе, любимых предметах и выборе будущей
профессии.
Работа в парах: диалог о том, кто какие профессии считает самыми главными;
аргументирование своего выбора.
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие текста.
Чтение по цепочке.
Работа с текстом художественного произведения.
Беседа по прочитанному тексту: ответы на вопросы, понимание смысла
прочитанного произведения.
Составление вопросов по тексту. Пересказ текста по
опорным словам.
Пересказ текста с изменением лица рассказчика.
Построение короткого монологического высказывания по теме урока.
Работа с текстом художественного произведения: поиск в тексте средств
художественной выразительности.
Творческая работа: иллюстрирование прочитанного текста.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения

Щедрая осень Василий Сухомлинский
«Я хочу сказати своє слово» («Я
хочу сказать свое слово»).

2

Учебный диалог об осени, о красоте осенней природы родного края.
Слушание: восприятие на слух звучащей речи, понимание звуковой и
смысловой стороны слова.
Словарная работа: объяснение значений слов с помощью толкового словаря.
Работа с текстом художественных произведений: нахождение в
текстах средств художественной выразительности, определение образной
системы прочитанных текстов.
Выразительное чтение текстов. Чтение по цепочке.
Работа в парах: иллюстрирование прочитанного материала

2

Беседа с учителем о малых жанрах фольклора.
Учебный диалог о колыбельных как фольклорном жанре, обсуждение в парах
знакомых колыбельных песен.
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое восприятие текста,
переход от чтения вслух к чтению про себя. Творческая работа:
иллюстрирование прочитанных текстов.
Сочинение загадок и считалок по образцу.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре.
Игра: «Кто быстрее» (произнесение скороговорок)

Олег Орач
«Журавлина пісня» («Журавлиная
песня»)

Устное
народное
творчество

Колискові
(Колыбельные).
Загадки (Загадки).
Лічилки (Считалки).
Скоромовки
(Скороговорки)

Твой другкнига

Мария Пригара
«Про книгу» («О книге»).

3

Учебная беседа о книгах.
Работа в парах: диалог о чтении и любимых книгах. Самостоятельная работа:
иллюстрирование любимой книги и презентация результата перед
одноклассниками.
Чтение: чтение вслух с установкой на смысловое восприятие произведения,
переход от чтения вслух к чтению про себя.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанных текстов.
Работа с текстом художественного произведения: определение темы
прочитанного произведения, нахождение в тексте средств художественной
выразительности.
Декламирование: выразительное чтение фрагмента текста.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы, участие в
дидактической игре.
Игра: «Угадай книгу» – следует угадать книгу по ее описанию (книги берутся из
заранее подготовленного учителем списка)

2

Учебная беседа о зимней природе родного края.
Чтение вслух и про себя: чтение с установкой на смысловое

Остап Вишня
«Любіть книгу» («Любите книгу»).
Татьяна Волгина
«Буває книгам страшно»
(«Бывает книгам страшно»)

Зимняя
сказка

Леся Украинка
«Мамо, йде вже зима» («Мама, идет
уже зима»).

2
Леонид Глебов
«Зимова пісня» («Зимняя песня»).
Валентина Малышко
«Веселий новий рік» («Веселый
новый год»)

восприятие текста, выразительное чтение текста.
Работа с текстом художественного произведения: определение темы и главной
мысли прочитанного произведения, определение средств выражения чувств героя,
соотнесение пословицы с главной мыслью произведения.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного.
Пересказ с изменением лица рассказчика. Сочинение небольшого
стихотворения по образцу.
Словесное иллюстрирование с опорой на текст произведения.
Декламирование: выразительное чтение выбранного текста.
Заучивание стихотворений наизусть.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения.
Инсценирование

Доброта
как
солнышко
согреет

Василий Сухомлинский
«Покинуте кошеня» («Брошенный
котенок»).

3

Коллективная беседа о доброте и добрых поступках.
Учебный диалог на тему того, что мы называем добротой и какие примеры видим
в литературных произведениях (с опорой на личный читательский опыт).
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие текста,
выразительное чтение текста.
Чтение по цепочке.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного
произведения.
Работа с текстом художественного произведения: определение темы
прочитанного произведения, нахождение в тексте и понимание значения и
роли средств художественной выразительности.
Построение короткого монологического высказывания по теме урока.
Рассказывание: составление небольшого рассказа на основе собственных
наблюдений.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы

5

Учебная беседа о родстве славянских народов и их устном народном творчестве.
Знакомство со сказками разных славянских народов. Чтение вслух:
выразительное чтение текста.
Инсценирование сказки по выбору.
Учебный диалог: прогнозирование содержания произведения по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам, ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Работа с текстом художественного произведения: соотнесение заглавия с
содержанием, определение отношения (позиции) автора, характеристика героя
произведения, оценка его поступков.
Пересказ текста: подробный пересказ текста.
Интерпретация литературного произведения: чтение по ролям. Закрепление
пройденного материала: ответы на вопросы

Василий Чухлиб
«Паводок» («Наводнение»).
Андрей Мястковский
«Казка про яблуньку» («Сказка о
яблоньке»)

В мире
народных
сказок

Українська народна казка
«Рукавичка» (Украинская
народная сказка
«Рукавичка»).
Російська народна казка «Лисичка»
(Русская народная сказка
«Лисичка»).
Білоруська народна казка «Легкий
хліб» (Белорусская народная сказка
«Легкий хлеб»).
Болгарська народна казка
«Виноградар і змія» (Болгарская
народная сказка
«Виноградарь и змея»)

Писатели
детям

Тарас Шевченко
Стихотворения по выбору.

3

Учебная беседа о детской литературе.
Чтение вслух: чтение с установкой на смысловое восприятие текста.
Чтение по цепочке.
Учебный диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанных
произведений.
Работа с текстом художественного произведения: характеристика лирического
героя произведения, нахождение в тексте средств художественной
выразительности.
Рассказ по рисункам и иллюстрациям.
Декламирование: выразительное чтение подготовленного фрагмента текста.
Творческая работа: краткое сочинение по личным наблюдениям и впечатлениям.
Закрепление пройденного материала: участие в беседе с целью обобщения,
участие в дидактической игре

3

Коллективная беседа о весне и пробуждении природы после зимы.
Учебный диалог: прогнозирование содержания произведения по заголовку,
иллюстрациям, ключевым словам, ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста.
Работа с текстом художественного произведения: соотнесение заглавия с
содержанием, определение отношения (позиции) автора, характеристика героя
произведения, оценка его поступков.
Заучивание стихотворений наизусть. Пересказ текста:
подробный пересказ текста.
Сочинение небольшого стихотворения о весне по аналогии. Интерпретация
литературного произведения: чтение по ролям. Закрепление пройденного
материала: ответы на вопросы

Иван Франко
«Лисиця та журавель»
(«Лиса и журавль»).
Всеволод Нестайко
«Руденький» («Рыженький»).
Василий Сухомлинский
«Горбатенька дівчинка»
(«Горбатенькая девочка»)

Весен
няя
прир
ода

Леся Украинка
«На зеленій гірці» («На
зеленой горочке»).
Анна Чубач
«Я беру своє відерце» («Я беру свое
ведерко»).
Василий Сухоминский
«Весняний вітер» («Весенний
ветер»)

Человек
рождается
в труде

Лидия Компаниец
«Га? Не чую!» («А? Не слышу!»).
Елена Журливая
«Маленька хазяєчка» («Маленькая
хозяюшка»).
Андрей Мястковский
«Мудра голка» («Мудрая иголка»).

Всего – 33 ч
Резерв – 1 ч.

Українська народна казка
«Батьківські поради» (Украинская
народная сказка
«Родительские советы»)

5

Коллективная беседа о труде и его пользе для человека. Учебный
диалог: ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Работа с текстом художественного произведения: соотнесение заглавия с
содержанием, определение отношения (позиции) автора, характеристика героя
произведения, оценка его поступков.
Инсценирование сказки.
Сочинение сказки по предложенному образцу.
Закрепление пройденного материала: ответы на вопросы. Игра: «Полезные
советы» (подобрать карточки с написанными советами к иллюстрациям по
проблематике урока)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».