ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (украинский)». Программа по родному языку (украинскому) включает в себя темы, касающиеся внутреннего устройства языка, и сведения о взаимосвязи украинского языка с культурой. В процессе изучения родного (украинского) языка у обучающихся формируется уважительное отношение к родному (украинскому) языку, интерес к его изучению, желание им пользоваться в разных ситуациях общения, а также чувство патриотизма, любовь к родному краю, уважение к языкам и культурам. Изучение родного (украинского) языка позволяет обучающимся уяснить национально-культурную специфику украинского языка, выявить общее и специфическое в украинском и русском языках. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)» В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного образовательного стандарта. Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания. Программа позволяет учителю: 1) реализовать в процессе преподавания родного (украинского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее – ФГОС ООО); 2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной (украинский) язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО; Данная Программа разработана для обучающихся, владеющих или слабо владеющих украинским языком. В содержании программы по родному (украинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке. Язык и речь. Языки культура», «Разделы науки о языке» (фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация); «Текст». Содержательные линии тесно взаимосвязаны, определяют предмет обучения и его структуру. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)» Изучение родного (украинского) языка направлено на достижение следующих целей: - воспитание интереса к изучению родного (украинского) языка, сознательного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность, осознание эстетической ценности украинского языка; - развитие у обучающихся умения использовать средства родного (украинского) языка – его стилями, типами, жанрами во всех видах речевой деятельности; - расширение знаний о специфике родного (украинского) языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке; - формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, рекомендованных для изучения родного языка (украинского) в 5 классе, – 68 часов (2 часа в неделю). Согласно годовому календарному графику МБОУ «Сизовская средняя школа» на изучение родного языка (украинского) отводится 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)» Общие сведения о языке. Язык и речь. Язык и культура. Язык как средство общения. Значение языка в жизни людей. Украинский язык – основа существования народа, средство сохранения культурного и исторического наследия. Общее представление о речи как деятельности. Общение как важный фактор культуры человека. Разновидности общения, цель общения, основные правила общения. Текст. Текст как продукт речевой деятельности. Тема, основная мысль, структура текста. Устная и письменная формы текста. Простой план готового текста. Типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Общее представление о стилях речи (художественном, научном, разговорном). Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Фонетика, графика, орфоэпия как разделы науки о языке. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков речи при письме. Алфавит. Слог. Ударение. Произношение ударных и безударных гласных. Произношение согласных звуков. Орфоэпический словарь. Фонетическая транскрипция. Уподобление согласных звуков. Упрощение в группах согласных. Чередование гласных и согласных звуков. Обозначение мягкости согласных при письме. Орфография как раздел науки о языке. Понятие «орфограмма». Орфографический словарь. Правила употребления мягкого знака. Правила употребления апострофа. Удвоение букв для обозначения долгих мягких согласных и для обозначения совпавших согласных звуков на стыке морфем. Написание слов иностранного происхождения. Лексикология. Лексикология как раздел науки о языке. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Словарный состав украинского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Разные виды лексических словарей (толковый, переводной словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов). Морфемика. Орфография. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема – минимальная значимая единица языка, часть слова. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание). Морфемный анализ слов. Однокоренные слова и формы слова. Изменяемые и неизменяемые слова. Произношение и написание приставок пре-, при-, прі-. Написание приставок роз- (розі-), з- (зі-, с-). Синтаксис и пунктуация. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание и его признаки. Разновидности словосочетаний. Предложение, его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Предложение с обращением. Сложные предложения. Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, с обращением, между частями сложного предложения, соединенными бессоюзной связью, а также перед союзами і, й, та, а, але, щоб, тому що, коли, який. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (украинском) языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (украинском) языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство); 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (украинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (украинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (украинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважениек символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (украинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (украинском) языке; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; проводить выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: использовать родной (украинский) язык как средство общения и основу существования народа, объяснять значение родного (украинского) языка; владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы; работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст; составлять простой план текста; различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи; использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного); иметь представление об основных разделах лингвистики, основных единицах языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение); характеризовать звуки родного (украинского) языка, понимать различие между звуком и буквой, проводить фонетический анализ слова; соблюдать нормы орфоэпии родного (украинского) языка, работать с орфоэпическим словарём; оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы, работать с орфографическим словарём; применять знания по орфографии в практике правописания; объяснять лексическое значение слова; различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова; распознавать синонимы, антонимы, омонимы; пользоваться на практике разными видами лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов); проводить лексический анализ слов (в рамках изученного); распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие); правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово; проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике в практике правописания; владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации; определять признаки словосочетания, находить в нём главное и зависимое слово, иметь представление о разновидностях словосочетаний; определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений; определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого; находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), различать и самостоятельно составлять распространённые, нераспространённые предложения; находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; выделять в предложении обращение, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними; выполнять синтаксический анализ простого предложения; различать простое и сложное предложение; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, а также перед союзами і, й, та, а, але, щоб, тому що, коли, який; соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс – 34 ч. Тематические блоки, темы Общие сведения о языке. Язык и культура Язык и речь Основное содержание по темам Язык как средство общения. Значение языка в жизни людей. Украинский язык – основа существования народа, средство сохранения культурного и исторического наследия» Колво часо в 1 Основные виды деятельности обучающихся Слушание вводной лекции учителя о языке как средстве общения, о значении украинского языка в жизни людей. Коллективная беседа: роль украинского языка в сохранении национальной культуры и познании окружающей действительности. Индивидуальная работа: составление устного высказывания «Как с помощью языка человек познает мир?» Общее представление о речи как деятельности. Общение как важный фактор культуры человека. Разновидности общения, цель общения, основные правила общения Текст 1 Групповая работа: сравнение определений понятий устной и письменной речь, выявление общего и различного. Работа в парах: участие в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы, соблюдая правила речевого этикета. Индивидуальная работа: составлять устное монологическое высказывание на основе читательского опыта Текст как продукт речевой 3 деятельности. Тема, основная мысль, структура текста. Устная и письменная формы текста. Простой план готового текста. Типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Общее представление о стилях речи (художественном, научном, разговорном) Групповая работа: работа с несколькими источниками информации по выявлению признаков текста. Совместная работа с текстом: определение темы и основной мысли текста, ключевых слов; составление простого плана. Дифференцированное задание: составление собственных текстов, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, планом. Учебный диалог: выявление особенностей разных типов речи. Упражнение: определение типов речи заданных текстов. Совместная работа по составлению таблицы «Стили речи». Понимание содержания прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Исследовательская работа: определение принадлежности текста к функционально-смысловому типу речи. Правильное беглое, осознанное и выразительное чтение текстов разных стилей и жанров на украинском языке. Творческая работа: составление собственного текста по заданным характеристикам Разделы науки о языке Фонетика. Графика. Фонетика, графика, орфоэпия как Орфоэпия. разделы науки о языке. Звуки языка Орфография и звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Соотношение звуков и букв. Слог. Ударение. Произношение ударных и безударных гласных. Основные правила переноса слов. 9 Совместная работа: взаимосвязь фонетики, графики, орфоэпии как разделов науки о языке. Выявление существенных признаков звуков языка и звуков речи. Работа с таблицей «Согласные и гласные звуки». Индивидуальная работа: охарактеризовать гласные и согласные звуки в предложенных словах, составить фонетическую транскрипцию. Самостоятельная работа: выполнение фонетического анализа слова. Групповая работа: сравнение алфавитов украинского и русского языков, соотношение букв и звуков в укрианском и русском языке. Анализ таблицы «Соотношение букв и звуков в украинском языке». Лексикология Произношение согласных звуков. Орфоэпический словарь. Уподобление согласных звуков. Упрощение в группах согласных. Чередование гласных и согласных звуков. Фонетическая транскрипция. Непарные по твердости-мягкости согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Правила употребления мягкого знака. Правила употребления апострофа. Удвоение букв для обозначения долгих мягких согласных и для обозначения совпавших согласных на стыке морфем. Написание слов иностранного происхождения. Орфография – раздел правописания. Понятие «орфограмма». Правила орфографии. Орфографический словарь Лексикология как раздел науки о языке. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Словарный состав украинского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Разные виды лексических словарей (толковый, переводной словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов, омонимов). Лексические нормы. Фразеологизмы (ознакомительно). Происхождение (этимология) слова Различение звуков [ґ] і [г], обозначаемых буквами ґ и г. Игра: привести наибольшее количество слов с буквой ґ. Работа в парах: редактирование текста с неправильным переносом слов с одной строки на другую. Исследовательская работа: употребление мягкого знака и апострофа. Работа в парах: чтение текста с соблюдением норм произношения. Упражнение: нахождение в тексте слов с упрощением групп согласных звуков. Работа в группах: составление кластера «Обозначение мягкости согласных на письме». Составление таблицы чередований у – в, і – й. Упражнение: подбор однокоренных слов с чередованием гласных и согласных звуков. Совместная работа: образование слов с удвоенными буквами. Работа в парах: обозначить орфограммы с словах. Работа с орфоэпическим и орфографическим словарями. Упражнение: употребление на письме сочетаний йо, ьо. Письменная работа: использование знаний по фонетике и орфографии в практике правописания слов 5 Совместная работа: различие лексического и грамматического значений слова. Работа в парах: определение лексических значений однозначных и многозначных слов. Упражнение: найти в тексте слова, использованные в переносном значении. Групповая работа: способы толкования лексического значения слов. Творческая работа: составление текста-описания природы, используя общеупотребительные и стилистически окрашенные слова. Работа в парах: подбор синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Работа с разными видами лексических словарей (толковым, переводным словарем, словарем синонимов, антонимов, паронимов, омонимов). Самостоятельная работа: проведение лексического анализа слова. Работа с таблицей «Источники украинской фразеологии». Творческая работа: определение фразеологизма по иллюстрации. Знакомство с этимологическим словарем, происхождением слова Морфемика. Орфография Синтаксис. Пунктуация (ознакомительно). Этимологический словарь Морфемика как раздел науки о 3 языке. Морфема – минимальная значимая единица языка, часть слова. Основа слова (корень, суффикс, приставка), окончание (у изменяемых слов). Однокоренные слова и формы слова. Изменяемые и неизменяемые слова. Произношение и написание приставок пре-, при-, прі-. Написание приставок роз- (розі), з- (зі-, с-). Стилистические возможности суффиксов и приставок Словосочетание. Главное и 8 зависимое слово в словосочетании. Разновидности словосочетаний. Предложение, его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложения с однородными членами. Предложение с обращением. Сложные предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обращении, между частями сложного предложения, соединенными бессоюзной связью, а также перед союзами і, й, та, а, але, щоб, тому що, коли, який. Прямая Работа в парах: составление кластера «Основные виды морфем». Исследовательская работа: словообразующие и формообразующие морфемы. Индивидуальная работа: выделение морфем в слове. Упражнение: выделение падежных окончаний и основы слова. Самостоятельная работа: проведение морфемного анализа слова. Совместная работа по опознаванию однокоренных слов и форм слова. Письменные упражнения: правописание приставок пре-, при-, прі-, приставок роз- (розі-), з- (зі-, с-) Владение основными понятиями синтаксиса и пунктуации. Групповая работа: сравнение предложения и словосочетания, выявление их сходств и различий. Выделение словосочетаний из предложения, распознавание словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Творческая работа: составление словосочетаний, отражающих основную мысль иллюстраций. Индивидуальная работа: нахождение в предложениях грамматической основы. Работа в парах: составление текстов с использование разных видов предложений по цели высказывания. Упражнение: выделение в предложении второстепенных членов (определений, дополнений, обстоятельств). Самостоятельная работа: преобразование нераспространенных предложений в распространенные. Дифференцированная работа: составление предложений с однородными членами по схемам. Групповая работа: исправление пунктуационных ошибок в предложениях с однородными членами. Исследовательская работа: сравнение обращения и подлежащего. Индивидуальная работа: составление предложений с обращениями. Самостоятельная работа: выполнение синтаксический анализ простого предложения. речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом Совместная работа: беседа о способах передачи чужой речи. Работа в парах: составление текста с использованием прямой речи. Индивидуальная работа: составление предложений с прямой речью. Творческая работа: составление диалогов Повторение – 1 ч. Проверочные и творческие работы (контрольные работы, изложение, сочинение, проектная работа и пр.) – 3 ч.