Рабочая программа Родной язык (украинский) 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Родной язык (украинский)».
Программа по родному языку (украинскому) включает в себя темы, касающиеся внутреннего устройства языка, и сведения о взаимосвязи
украинского языка с культурой. В процессе изучения родного (украинского) языка у обучающихся формируется уважительное отношение к родному
(украинскому) языку, интерес к его изучению, желание им пользоваться в разных ситуациях общения, а также чувство патриотизма, любовь к
родному краю, уважение к языкам и культурам.
Изучение родного (украинского) языка позволяет обучающимся уяснить национально-культурную специфику украинского языка, выявить общее и
специфическое в украинском и русском языках.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)»
В основе Программы лежит системно-деятельностный подход, являющийся методологией федерального государственного образовательного
стандарта.
Программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Программа позволяет учителю:
1) реализовать в процессе преподавания родного (украинского) языка современные подходы к достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования
(далее – ФГОС ООО);
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной (украинский) язык» по годам
обучения в соответствии с ФГОС ООО;
Данная Программа разработана для обучающихся, владеющих или слабо владеющих украинским языком.
В содержании программы по родному (украинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке. Язык и речь.
Языки культура», «Разделы науки о языке» (фонетика и орфоэпия, графика, орфография, лексикология и фразеология, морфемика и
словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация); «Текст». Содержательные линии тесно взаимосвязаны, определяют предмет обучения и
его структуру.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)»
Изучение родного (украинского) языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание интереса к изучению родного (украинского) языка, сознательного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству
общения, ответственности за языковую культуру как национальную ценность, осознание эстетической ценности украинского языка;
- развитие у обучающихся умения использовать средства родного (украинского) языка – его стилями, типами, жанрами во всех видах речевой
деятельности;
- расширение знаний о специфике родного (украинского) языка, основных языковых единицах в соответствии с разделами науки о языке;
- формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного языка (украинского) в 5 классе, – 68 часов (2 часа в неделю). Согласно годовому
календарному графику МБОУ «Сизовская средняя школа» на изучение родного языка (украинского) отводится 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (УКРАИНСКИЙ)»
Общие сведения о языке. Язык и речь. Язык и культура.
Язык как средство общения. Значение языка в жизни людей.
Украинский язык – основа существования народа, средство сохранения культурного и исторического наследия.
Общее представление о речи как деятельности. Общение как важный фактор культуры человека. Разновидности общения, цель общения, основные
правила общения.
Текст.
Текст как продукт речевой деятельности. Тема, основная мысль, структура текста. Устная и письменная формы текста.
Простой план готового текста.
Типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Общее представление о стилях речи (художественном, научном, разговорном).
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.
Фонетика, графика, орфоэпия как разделы науки о языке.
Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков речи при письме. Алфавит.
Слог. Ударение. Произношение ударных и безударных гласных. Произношение согласных звуков. Орфоэпический словарь.
Фонетическая транскрипция.
Уподобление согласных звуков.
Упрощение в группах согласных.
Чередование гласных и согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных при письме.
Орфография как раздел науки о языке.
Понятие «орфограмма». Орфографический словарь.
Правила употребления мягкого знака.
Правила употребления апострофа.
Удвоение букв для обозначения долгих мягких согласных и для обозначения совпавших согласных звуков на стыке морфем.
Написание слов иностранного происхождения.
Лексикология.
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.
Словарный состав украинского языка. Общеупотребительные (нейтральные) и стилистически окрашенные слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Разные виды лексических словарей (толковый, переводной словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов).
Морфемика. Орфография.
Морфемика как раздел науки о языке.
Морфема – минимальная значимая единица языка, часть слова. Основа слова. Виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание).
Морфемный анализ слов.
Однокоренные слова и формы слова.
Изменяемые и неизменяемые слова.
Произношение и написание приставок пре-, при-, прі-.
Написание приставок роз- (розі-), з- (зі-, с-).
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание и его признаки. Разновидности словосочетаний.
Предложение, его грамматическая основа.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Распространенные и нераспространенные предложения.
Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Предложения с однородными членами.
Предложение с обращением.
Сложные предложения.
Прямая речь. Диалог.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами, с обращением, между частями сложного предложения, соединенными бессоюзной
связью, а также перед союзами і, й, та, а, але, щоб, тому що, коли, який. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогом.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (украинском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
родном (украинском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в
образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (украинского)
языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (украинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других
народов России, ценностное отношение к родному (украинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважениек символам России,
государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (украинском) языке, сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой,
навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в
диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (украинском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата
цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
использовать родной (украинский) язык как средство общения и основу существования народа, объяснять значение родного (украинского) языка;
владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского
опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;
работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный
текст; составлять простой план текста;
различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;
использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в
практике создания текста (в рамках изученного);
иметь представление об основных разделах лингвистики, основных единицах языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);
характеризовать звуки родного (украинского) языка, понимать различие между звуком и буквой, проводить фонетический анализ слова;
соблюдать нормы орфоэпии родного (украинского) языка, работать с орфоэпическим словарём;
оперировать понятием «орфограмма», распознавать изученные орфограммы, работать с орфографическим словарём;
применять знания по орфографии в практике правописания;
объяснять лексическое значение слова; различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться на практике разными видами лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов);
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);
правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;
проводить морфемный анализ слова;
применять знания по морфемике в практике правописания;
владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;
определять признаки словосочетания, находить в нём главное и зависимое слово, иметь представление о разновидностях словосочетаний;

определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) и правильно употреблять
знаки препинания в конце предложений;
определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого;
находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), различать и самостоятельно
составлять распространённые, нераспространённые предложения;
находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;
выделять в предложении обращение, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями, правильно ставить знаки препинания в предложениях с
ними;
выполнять синтаксический анализ простого предложения;
различать простое и сложное предложение;
правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, а также перед союзами і, й, та, а,
але, щоб, тому що, коли, який;
соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс – 34 ч.
Тематические
блоки, темы
Общие сведения о
языке. Язык и
культура
Язык и речь

Основное содержание по темам
Язык как средство общения.
Значение языка в жизни людей.
Украинский язык – основа
существования народа, средство
сохранения культурного и
исторического наследия»

Колво
часо
в
1

Основные виды деятельности обучающихся
Слушание вводной лекции учителя о языке как средстве общения, о
значении украинского языка в жизни людей.
Коллективная беседа: роль украинского языка в сохранении национальной
культуры и познании окружающей действительности.
Индивидуальная работа: составление устного высказывания «Как с
помощью языка человек познает мир?»

Общее представление о речи как
деятельности. Общение как важный
фактор культуры человека.
Разновидности общения, цель
общения, основные правила
общения

Текст

1

Групповая работа: сравнение определений понятий устной и письменной
речь, выявление общего и различного.
Работа в парах: участие в диалогах, беседах, дискуссиях на различные
темы, соблюдая правила речевого этикета.
Индивидуальная работа: составлять устное монологическое высказывание
на основе читательского опыта

Текст как продукт речевой
3
деятельности. Тема, основная мысль,
структура текста. Устная и
письменная формы текста. Простой
план готового текста. Типы текстов
(описание, повествование,
рассуждение). Общее представление
о стилях речи (художественном,
научном, разговорном)

Групповая работа: работа с несколькими источниками информации по
выявлению признаков текста.
Совместная работа с текстом: определение темы и основной мысли
текста, ключевых слов; составление простого плана.
Дифференцированное задание: составление собственных текстов,
пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, планом.
Учебный диалог: выявление особенностей разных типов речи.
Упражнение: определение типов речи заданных текстов.
Совместная работа по составлению таблицы «Стили речи».
Понимание содержания прослушанных и прочитанных текстов различных
функционально-смысловых типов речи.
Исследовательская работа: определение принадлежности текста к
функционально-смысловому типу речи.
Правильное беглое, осознанное и выразительное чтение текстов разных
стилей и жанров на украинском языке.
Творческая работа: составление собственного текста по заданным
характеристикам

Разделы науки о языке
Фонетика. Графика. Фонетика, графика, орфоэпия как
Орфоэпия.
разделы науки о языке. Звуки языка
Орфография
и звуки речи. Гласные и согласные
звуки. Согласные твердые и мягкие,
звонкие и глухие. Обозначение
звуков речи на письме. Алфавит.
Соотношение звуков и букв. Слог.
Ударение. Произношение ударных и
безударных гласных. Основные
правила переноса слов.

9

Совместная работа: взаимосвязь фонетики, графики, орфоэпии как
разделов науки о языке.
Выявление существенных признаков звуков языка и звуков речи.
Работа с таблицей «Согласные и гласные звуки».
Индивидуальная работа: охарактеризовать гласные и согласные звуки в
предложенных словах, составить фонетическую транскрипцию.
Самостоятельная работа: выполнение фонетического анализа слова.
Групповая работа: сравнение алфавитов украинского и русского языков,
соотношение букв и звуков в укрианском и русском языке.
Анализ таблицы «Соотношение букв и звуков в украинском языке».

Лексикология

Произношение согласных звуков.
Орфоэпический словарь.
Уподобление согласных звуков.
Упрощение в группах согласных.
Чередование гласных и согласных
звуков. Фонетическая транскрипция.
Непарные по твердости-мягкости
согласные. Обозначение мягкости
согласных на письме. Правила
употребления мягкого знака.
Правила употребления апострофа.
Удвоение букв для обозначения
долгих мягких согласных и для
обозначения совпавших согласных
на стыке морфем. Написание слов
иностранного происхождения.
Орфография – раздел правописания.
Понятие «орфограмма». Правила
орфографии. Орфографический
словарь
Лексикология как раздел науки о
языке. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение
слова. Словарный состав
украинского языка.
Общеупотребительные
(нейтральные) и стилистически
окрашенные слова. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Разные виды
лексических словарей (толковый,
переводной словарь, словари
синонимов, антонимов, паронимов,
омонимов). Лексические нормы.
Фразеологизмы (ознакомительно).
Происхождение (этимология) слова

Различение звуков [ґ] і [г], обозначаемых буквами ґ и г.
Игра: привести наибольшее количество слов с буквой ґ.
Работа в парах: редактирование текста с неправильным переносом слов с
одной строки на другую.
Исследовательская работа: употребление мягкого знака и апострофа.
Работа в парах: чтение текста с соблюдением норм произношения.
Упражнение: нахождение в тексте слов с упрощением групп согласных
звуков.
Работа в группах: составление кластера «Обозначение мягкости
согласных на письме».
Составление таблицы чередований у – в, і – й.
Упражнение: подбор однокоренных слов с чередованием гласных и
согласных звуков.
Совместная работа: образование слов с удвоенными буквами.
Работа в парах: обозначить орфограммы с словах.
Работа с орфоэпическим и орфографическим словарями.
Упражнение: употребление на письме сочетаний йо, ьо.
Письменная работа: использование знаний по фонетике и орфографии в
практике правописания слов
5

Совместная работа: различие лексического и грамматического значений
слова.
Работа в парах: определение лексических значений однозначных и
многозначных слов.
Упражнение: найти в тексте слова, использованные в переносном
значении.
Групповая работа: способы толкования лексического значения слов.
Творческая работа: составление текста-описания природы, используя
общеупотребительные и стилистически окрашенные слова.
Работа в парах: подбор синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Работа с разными видами лексических словарей (толковым, переводным
словарем, словарем синонимов, антонимов, паронимов, омонимов).
Самостоятельная работа: проведение лексического анализа слова.
Работа с таблицей «Источники украинской фразеологии».
Творческая работа: определение фразеологизма по иллюстрации.
Знакомство с этимологическим словарем, происхождением слова

Морфемика.
Орфография

Синтаксис.
Пунктуация

(ознакомительно). Этимологический
словарь
Морфемика как раздел науки о
3
языке. Морфема – минимальная
значимая единица языка, часть
слова. Основа слова (корень,
суффикс, приставка), окончание (у
изменяемых слов). Однокоренные
слова и формы слова. Изменяемые и
неизменяемые слова. Произношение
и написание приставок пре-, при-,
прі-. Написание приставок роз- (розі), з- (зі-, с-). Стилистические
возможности суффиксов и приставок
Словосочетание. Главное и
8
зависимое слово в словосочетании.
Разновидности словосочетаний.
Предложение, его грамматическая
основа. Виды предложений по цели
высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные).
Восклицательные предложения.
Распространенные и
нераспространенные предложения.
Второстепенные члены
предложения: дополнение,
определение, обстоятельство.
Предложения с однородными
членами. Предложение с
обращением. Сложные предложения.
Знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при
обращении, между частями
сложного предложения,
соединенными бессоюзной связью, а
также перед союзами і, й, та, а, але,
щоб, тому що, коли, який. Прямая

Работа в парах: составление кластера «Основные виды морфем».
Исследовательская работа: словообразующие и формообразующие
морфемы.
Индивидуальная работа: выделение морфем в слове.
Упражнение: выделение падежных окончаний и основы слова.
Самостоятельная работа: проведение морфемного анализа слова.
Совместная работа по опознаванию однокоренных слов и форм слова.
Письменные упражнения: правописание приставок пре-, при-, прі-,
приставок роз- (розі-), з- (зі-, с-)

Владение основными понятиями синтаксиса и пунктуации.
Групповая работа: сравнение предложения и словосочетания, выявление
их сходств и различий.
Выделение словосочетаний из предложения, распознавание
словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Творческая работа: составление словосочетаний, отражающих основную
мысль иллюстраций.
Индивидуальная работа: нахождение в предложениях грамматической
основы.
Работа в парах: составление текстов с использование разных видов
предложений по цели высказывания.
Упражнение: выделение в предложении второстепенных членов
(определений, дополнений, обстоятельств).
Самостоятельная работа: преобразование нераспространенных
предложений в распространенные.
Дифференцированная работа: составление предложений с однородными
членами по схемам.
Групповая работа: исправление пунктуационных ошибок в предложениях
с однородными членами.
Исследовательская работа: сравнение обращения и подлежащего.
Индивидуальная работа: составление предложений с обращениями.
Самостоятельная работа: выполнение синтаксический анализ простого
предложения.

речь. Диалог. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью и
диалогом

Совместная работа: беседа о способах передачи чужой речи.
Работа в парах: составление текста с использованием прямой речи.
Индивидуальная работа: составление предложений с прямой речью.
Творческая работа: составление диалогов

Повторение – 1 ч.
Проверочные и творческие работы (контрольные работы, изложение, сочинение, проектная работа и пр.) – 3 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».