Пояснительная записка. Программа по родному (украинскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету. Программа по родному (украинскому) языку предусматривает взаимосвязанное усвоение обучающимися звукового и лексического состава украинского языка с первого года обучения, изучение системы украинского языка с использованием курса русского языка. Общая характеристика учебного предмета Изучение родного (украинского) языка на уровне начального общего образования нацелено на развитие и совершенствование умений обучающихся общаться на украинском языке в устной и письменной формах, понимать слушаемую речь. В ходе изучения предмета у обучающихся формируются представления об украинском языке как живом, развивающемся явлении, украинский язык становится инструментом познания национальной культуры и самореализации в ней. В связи с этим программа по родному (украинскому) языку включает в себя не только темы, касающиеся внутреннего устройства языка, но и вопросы реализации языковой системы в речи‚ сведения о взаимосвязи украинского языка с культурой украинского народа и общероссийской многонациональной культурой, отражает те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. В содержании программы по родному (украинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке. Язык и культура», «Систематический курс» (фонетика и орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация), «Виды речевой деятельности. Развитие речи» (слушание, говорение, чтение, письмо). Цели изучения учебного предмета Изучение родного (украинского) языка направлено на достижение следующих целей: воспитание интереса к изучению родного украинского языка, уважительного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству общения; формирование коммуникативных способностей обучающихся (развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи), включение их в практическую речевую деятельность; формирование у обучающихся определённого круга знаний об украинском языке; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе. Место учебного предмета в учебном плане Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (украинского) языка, во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю). По учебному плану МБОУ «Сизовская средняя школа» на изучение родного языка (украинского) во 2 классе отведено 1 час, всего 34 часа. Содержание учебного предмета Содержание обучения во 2 классе. Общие сведения о языке. Язык и культура. Украинский язык в ряду славянских языков, единство восточнославянского языкового пространства. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Формулы речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее). Фонетика и орфоэпия. Смыслоразличительная функция звуков, различение звуков и букв. Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные гласные звуки, отсутствие в украинском языке качественной редукции гласных в безударном положении. Классификация согласных звуков украинского языка. Различение на слух звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Практическое усвоение и совершенствование нормативного произношения звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д’], ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка. Непарные твердые согласные украинского языка. Совершенствование произношения слов с апострофом перед я, ю, є, ї (твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’а́со]). Долгие согласные мягкие звуки в украинском языке, их обозначение при письме удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання). Обозначение при письме звука [o] после мягкого согласного, обозначение при письме звукосочетания [й’о]: льон и знайомий. Постановка ударения в словах в соответствии с нормами современного литературного языка, отработка правильного произношения слов, в которых обычно допускают ошибки в ударении. Использование учебного орфоэпического словаря для решения практических задач. Правильное интонирование основных типов предложений. Графика. Назначение абзаца (красной строки), употребление знака переноса и других небуквенных графических средств (апостроф «’»), характерных для украинского языка (в пределах изученного). Лексика. Слово и его значение. Культурно-маркированная лексика. Тематические группы слов. Распределение слов на тематические группы. Слова однозначные и многозначные (простые случаи). Определение значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового словаря учебника. Синонимы и антонимы (простые случаи). Морфемика. Изменяемые и неизменяемые слова. Корень как обязательная часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и форм слова, однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (без введения терминов) на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы «хто?» («кто?»), «що?» («что?») (имя существительное). Изменение слов, отвечающих на вопросы «хто?» («кто?»), «що?» («что?»), по числам (один – много). Имена собственные и нарицательные. Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы «який?» («какой?»), «яка?» («какая?»), «яке?» («какое?»), «які?» («какие?») (имя прилагательное). Связь имён прилагательных с именами существительными. Изменение имён прилагательных по числам. Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы «що робити?» («что делать?»), «що зробити?» («что сделать?») (глагол). Предлог: значение и употребление в речи. Общее представление о предлоге. Синтаксис. Словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Предложение как единица языка. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Орфография и пунктуация. Планируемые образовательные результаты В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (украинского) языка, являющегося частью истории и культуры страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (украинского) языка в Российской Федерации и в субъекте; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами; уважение к своему и другим народам России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами; 2) духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств); неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения; 4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета; 5) трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов); 6) экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (украинского) языка); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (украинского) языка). В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (украинского) языка с языковыми явлениями русского языка; объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы; находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: словарь, справочник; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников); соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); подготавливать небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы); проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. Предметные результаты К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику; основным формулам речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее); понимать смыслоразличительную функцию звуков; классифицировать гласные и согласные звуки украинского языка; различать гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные гласные звуки; понимать произносительные особенности гласных в безударном положении; различать на слух звонкие-глухие, твёрдые-мягкие согласные звуки; усваивать и совершенствовать на практике нормативное произношение звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д’], ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка; классифицировать непарные твёрдые согласные украинского языка; совершенствовать произношение слов с апострофом перед я, ю, є, ї (твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’а́со]); обозначать при письме долгие согласные мягкие звуки удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання); обозначать при письме звук [o] после мягкого согласного и звукосочетание [й’о]: льон и знайомий; ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка; использовать знание алфавита украинского языка при работе со словарями; использовать орфоэпический словарь для решения практических задач; правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные); понимать назначение абзаца (красной строки); употреблять знак переноса и небуквенные графические средства (апостроф «’»), характерные для украинского языка (в пределах изученного); иметь представление о культурно-маркированной лексике; определять однозначные и многозначные слова (простые случаи); определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника; объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением); различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи); различать изменяемые и неизменяемые слова; выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные) слова; отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями; переносить слова с учётом морфемного членения; делить части речи на самостоятельные и служебные (без употребления терминов) на основании общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли; определять части речи по задаваемым к ним вопросам; находить имя существительное, определять его значение; различать имена собственные и нарицательные; находить глагол, определять его значение; находить имя прилагательное, определять его значение, связь с именами существительными; изменять имена прилагательные по числам; иметь общее представление о предлоге как части речи; определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически; иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на украинском языке, определять связь слов в предложении, задавая смысловые вопросы; различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); ставить необходимый знак конца предложения – вопросительный или восклицательный, точку; осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение); различать типы текстов – описание, повествование, рассуждение (первичное ознакомление), называть их особенности; слушать аудиозаписи (несложные песни на украинском языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания; воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся; владеть алгоритмом списывания текста; вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на украинском языке; находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде; списывать или писать под диктовку тексты из нескольких несложных предложений; владеть различными правилами переноса слов; проверять безударные гласные в корне слова; определять чередования гласных и согласных звуков в корне слова; использовать мягкий знак (ь) и букв я, ю, є, і для обозначения мягкости согласных; владеть правилами написания слов типа сонце, серце, чесний; писать прописную букву в именах собственных, а также в начале предложения. писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные мини-сочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Темы и ситуации общения Кол-во К.Р часов Я, моя Родина, мои друзья 11 Знакомство. Мои друзья. Приветствия. Лексика: обогащение и активизация словарного запаса школьников, повторение слов по изучаемым темам. Усвоение синонимов и антонимов и устойчивых словосочетаний (без употребления терминов). Человек. Части тела. Гигиена. Здоровье человека. У врача. Во что играем: народные игры. Моя семья. помогаем друг другу. Как мы В школу – с удовольствием 7 Школа. Класс. Учебные принадлежности. На уроке. Перемена. Дежурные по классу. Предметные знания и умения Фонетика и орфоэпия: знакомство с понятиями гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, слог, ударение. Закрепление и совершенствование орфоэпических умений: чёткое произношение звуков [о], [а] во всех слогах, всегда твёрдый звук [ч], звуки [шч] на месте буквы щ; всегда мягкий звук [ц’]; чёткое произношение звонких согласных в слабой позиции (не оглушаются); произношение неслогового звука [у] на месте буквы в после гласных в начале и в конце слога и перед согласными в начале слова; произношение фрикативного звука [г] в словах с этим звуком и окончаниях имён прилагательных – ого; произношение звука [ґ] в самых употребляемых словах украинского языка; произношение звуков [дж], [дз], [дз’]. Произношение звука [й] в сочетаниях с апострофом, смягчённое произношение согласных [ж’], [ш’] перед [і] правильное произношение мягких долгих согласных звуков [т'], [ц':а], [с':а]в глагольных формах. Грамматика: Закрепление и совершенствование грамматических умений: практическое усвоение терминов (предложение, точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак); употребление указательных и личных местоимения для устранения повторов, употребление предлогов, форм обращений, чередований. Существительные, которые в русском и украинском языках различаются родом. Любим, ценим, бережем 16 то, что нас окружает. 1 Графика и письмо: звук и буква. Буква – знак звука. Украинский алфавит. Написание букв украинского алфавита. Употребление букв і, и, е, є в словах. Написание слов с апострофом, буквосочетанием ьо, йо (без употребления терминов и правил). Правила записи предложений. Культура оформления письменных работ. Мой дом. Посуда и еда. Одежда и обувь. Украинские обереги. Традиционные украинские блюда. Растения и животные. Овощи и фрукты. Домашние и дикие животные и птицы. Уход за домашними питомцами. Родина. Город, село. Транспорт. Магазины. Почта. Украинское государство. Киев – столица Украины. Профессии. Профессии и занятия членов семьи. Свободное время. Мир увлечений: наши любимые занятия. Времена года. Праздники. Время Всего Окончания в грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов. 34 1 Речевые умения: развитие умения слушать и понимать украинскую речь, различение межъязыковых омонимов (неделя-неділя, луна-луна), слушание и распознавание текстов разных жанров. Развитие умения правильно отвечать на вопросы учителя, вступать и поддерживать диалог по заданию учителя, употребляя этикетную лексику, строить вопрос с целью получения информации. Развитие умения пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составлять рассказ по содержанию рисунка или описание, строить высказывание (3-4 предложения) о себе. Знакомство с украинским алфавитом, развитие навыка чтения слов и предложений. Развитие умения правильно читать предложения.