Рабочая программа Родной язык (украинский) 2 класс

Пояснительная записка.
Программа по родному (украинскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету.
Программа по родному (украинскому) языку предусматривает взаимосвязанное усвоение обучающимися звукового и лексического состава
украинского языка с первого года обучения, изучение системы украинского языка с использованием курса русского языка.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение родного (украинского) языка на уровне начального общего образования нацелено на развитие и совершенствование умений
обучающихся общаться на украинском языке в устной и письменной формах, понимать слушаемую речь. В ходе изучения предмета у обучающихся
формируются представления об украинском языке как живом, развивающемся явлении, украинский язык становится инструментом познания
национальной культуры и самореализации в ней. В связи с этим программа по родному (украинскому) языку включает в себя не только темы,
касающиеся внутреннего устройства языка, но и вопросы реализации языковой системы в речи‚ сведения о взаимосвязи украинского языка с культурой
украинского народа и общероссийской многонациональной культурой, отражает те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
В содержании программы по родному (украинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке. Язык и
культура», «Систематический курс» (фонетика и орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация), «Виды
речевой деятельности. Развитие речи» (слушание, говорение, чтение, письмо).
Цели изучения учебного предмета
Изучение родного (украинского) языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание интереса к изучению родного украинского языка, уважительного отношения к языку как к духовному наследию народа и средству
общения;
формирование коммуникативных способностей обучающихся (развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи),
включение их в практическую речевую деятельность;
формирование у обучающихся определённого круга знаний об украинском языке;
формирование российской гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Место учебного предмета в учебном плане
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (украинского) языка, во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю). По учебному плану
МБОУ «Сизовская средняя школа» на изучение родного языка (украинского) во 2 классе отведено 1 час, всего 34 часа.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения во 2 классе.
Общие сведения о языке. Язык и культура.
Украинский язык в ряду славянских языков, единство восточнославянского языкового пространства.

Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику. Формулы
речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее).
Фонетика и орфоэпия.
Смыслоразличительная функция звуков, различение звуков и букв.
Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные гласные звуки, отсутствие в украинском языке качественной редукции гласных в
безударном положении.
Классификация согласных звуков украинского языка. Различение на слух звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков. Практическое
усвоение и совершенствование нормативного произношения звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б], са[д], ся[д’],
ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка. Непарные твердые согласные украинского языка.
Совершенствование произношения слов с апострофом перед я, ю, є, ї (твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед
сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’а́со]).
Долгие согласные мягкие звуки в украинском языке, их обозначение при письме удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання).
Обозначение при письме звука [o] после мягкого согласного, обозначение при письме звукосочетания [й’о]: льон и знайомий.
Постановка ударения в словах в соответствии с нормами современного литературного языка, отработка правильного произношения слов, в
которых обычно допускают ошибки в ударении.
Использование учебного орфоэпического словаря для решения практических задач.
Правильное интонирование основных типов предложений.
Графика.
Назначение абзаца (красной строки), употребление знака переноса и других небуквенных графических средств (апостроф «’»), характерных для
украинского языка (в пределах изученного).
Лексика.
Слово и его значение.
Культурно-маркированная лексика.
Тематические группы слов. Распределение слов на тематические группы.
Слова однозначные и многозначные (простые случаи). Определение значения слова по контексту или уточнение значения с помощью толкового
словаря учебника.
Синонимы и антонимы (простые случаи).
Морфемика.
Изменяемые и неизменяемые слова.
Корень как обязательная часть слова.
Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и форм слова, однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов
с омонимичными корнями.
Морфология.
Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (без введения терминов) на основании общего грамматического значения,
морфологических признаков и синтаксической роли
Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы «хто?» («кто?»), «що?» («что?») (имя существительное). Изменение слов, отвечающих
на вопросы «хто?» («кто?»), «що?» («что?»), по числам (один – много). Имена собственные и нарицательные.

Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы «який?» («какой?»), «яка?» («какая?»), «яке?» («какое?»), «які?» («какие?»)
(имя прилагательное). Связь имён прилагательных с именами существительными. Изменение имён прилагательных по числам.
Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы «що робити?» («что делать?»), «що зробити?» («что сделать?») (глагол).
Предлог: значение и употребление в речи. Общее представление о предлоге.
Синтаксис.
Словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
Предложение как единица языка. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Предложения по цели высказывания
(повествовательные, вопросительные, побудительные). Виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Выделение в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Орфография и пунктуация.
Планируемые образовательные результаты
В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение родного (украинского) языка, являющегося частью истории и
культуры страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (украинского) языка в Российской
Федерации и в субъекте;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;
уважение к своему и другим народам России;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;
2) духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния
и чувств);
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с
использованием недопустимых средств языка);
3) эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;
4) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в
процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм
речевого этикета;
5) трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия
в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);
6) экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы над текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
7) ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (украинского) языка);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании (в том числе познавательный
интерес к изучению родного (украинского) языка).
В результате изучения родного (украинского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные
действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц,
сравнивать языковые единицы и явления родного (украинского) языка с языковыми явлениями русского языка;
объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;
находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем
вопросов;
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом
(классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (с
помощью словарей, справочников);
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию,
зафиксированную в виде таблиц, схем.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
подготавливать небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы);
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
Предметные результаты
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику;
основным формулам речевого этикета на украинском языке (приветствие, прощание, благодарность, просьба, пожелание и прочее);

понимать смыслоразличительную функцию звуков;
классифицировать гласные и согласные звуки украинского языка;
различать гласные звуки [а], [о], [у], [и], [і], [е], ударные и безударные гласные звуки;
понимать произносительные особенности гласных в безударном положении;
различать на слух звонкие-глухие, твёрдые-мягкие согласные звуки;
усваивать и совершенствовать на практике нормативное произношение звонких согласных в конце слова и слога (отсутствие оглушения): ду[б],
са[д], ся[д’], ві[з], ло[ж]ка, ка[з]ка, бері[з]ка;
классифицировать непарные твёрдые согласные украинского языка;
совершенствовать произношение слов с апострофом перед я, ю, є, ї (твёрдое произношение согласных звуков [б], [п], [в], [м], [ф], [р] перед
сочетаниями [й’а], [й’у], [й’е], [й’і] типа [мй’а́со]);
обозначать при письме долгие согласные мягкие звуки удвоенными согласными (багаття, навчання, змагання);
обозначать при письме звук [o] после мягкого согласного и звукосочетание [й’о]: льон и знайомий;
ставить ударение в словах в соответствии с нормами современного литературного языка;
использовать знание алфавита украинского языка при работе со словарями;
использовать орфоэпический словарь для решения практических задач;
правильно интонировать основные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные);
понимать назначение абзаца (красной строки);
употреблять знак переноса и небуквенные графические средства (апостроф «’»), характерные для украинского языка (в пределах изученного);
иметь представление о культурно-маркированной лексике;
определять однозначные и многозначные слова (простые случаи);
определять значение незнакомого слова по контексту или уточнять в толковом словаре учебника;
объединять слова в тематические группы (подбирать слова с общим значением);
различать и употреблять синонимы и антонимы (простые случаи);
различать изменяемые и неизменяемые слова;
выделять в словах корень и находить родственные (однокоренные) слова; отличать однокоренные слова от синонимов и слов с омонимичными
корнями;
переносить слова с учётом морфемного членения;
делить части речи на самостоятельные и служебные (без употребления терминов) на основании общего грамматического значения,
морфологических признаков и синтаксической роли;
определять части речи по задаваемым к ним вопросам;
находить имя существительное, определять его значение;
различать имена собственные и нарицательные;
находить глагол, определять его значение;
находить имя прилагательное, определять его значение, связь с именами существительными;
изменять имена прилагательные по числам;
иметь общее представление о предлоге как части речи;
определять словосочетание как сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически;

иметь представление о необходимом порядке слов в предложении на украинском языке, определять связь слов в предложении, задавая
смысловые вопросы;
различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске
(восклицательные и невосклицательные);
ставить необходимый знак конца предложения – вопросительный или восклицательный, точку;
осознанно выделять в устной речи одно из слов предложения (логическое ударение);
различать типы текстов – описание, повествование, рассуждение (первичное ознакомление), называть их особенности;
слушать аудиозаписи (несложные песни на украинском языке, фольклор) с установкой на понимание их содержания;
воспринимать на слух речь учителя и других обучающихся;
владеть алгоритмом списывания текста;
вести устный диалог и формулировать элементарные монологические высказывания на заданную тему на украинском языке;
находить в учебном тексте нужную информацию, заданную в явном виде;
списывать или писать под диктовку тексты из нескольких несложных предложений;
владеть различными правилами переноса слов;
проверять безударные гласные в корне слова;
определять чередования гласных и согласных звуков в корне слова;
использовать мягкий знак (ь) и букв я, ю, є, і для обозначения мягкости согласных;
владеть правилами написания слов типа сонце, серце, чесний;
писать прописную букву в именах собственных, а также в начале предложения.
писать короткие тексты на заданную тему (повествовательные мини-сочинения) и изложения на основе нескольких несложных предложений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы и ситуации общения Кол-во К.Р
часов
Я, моя Родина, мои друзья 11
Знакомство.
Мои друзья.

Приветствия.

Лексика: обогащение и активизация словарного запаса школьников, повторение
слов по изучаемым темам. Усвоение синонимов и антонимов и устойчивых
словосочетаний (без употребления терминов).

Человек.
Части
тела.
Гигиена. Здоровье человека. У
врача.
Во что играем: народные
игры.
Моя
семья.
помогаем друг другу.

Как

мы

В школу – с удовольствием
7
Школа. Класс. Учебные
принадлежности.
На
уроке.
Перемена. Дежурные по классу.

Предметные знания и умения

Фонетика и орфоэпия: знакомство с понятиями гласные и согласные, твёрдые и
мягкие согласные, слог, ударение. Закрепление и совершенствование орфоэпических
умений: чёткое произношение звуков [о], [а] во всех слогах, всегда твёрдый звук [ч],
звуки [шч] на месте буквы щ; всегда мягкий звук [ц’]; чёткое произношение звонких
согласных в слабой позиции (не оглушаются); произношение неслогового звука [у] на
месте буквы в после гласных в начале и в конце слога и перед согласными в начале слова;
произношение фрикативного звука [г] в словах с этим звуком и окончаниях имён
прилагательных – ого; произношение звука [ґ] в самых употребляемых словах
украинского языка; произношение звуков [дж], [дз], [дз’]. Произношение звука [й] в
сочетаниях с апострофом, смягчённое произношение согласных [ж’], [ш’] перед [і]
правильное произношение мягких долгих согласных звуков [т'], [ц':а], [с':а]в глагольных
формах.
Грамматика:
Закрепление и совершенствование грамматических умений: практическое
усвоение терминов (предложение, точка, запятая, вопросительный знак,
восклицательный знак); употребление указательных и личных местоимения для
устранения повторов, употребление предлогов, форм обращений, чередований.
Существительные, которые в русском и украинском языках различаются родом.

Любим, ценим, бережем 16
то, что нас окружает.

1

Графика и письмо: звук и буква. Буква – знак звука. Украинский алфавит.
Написание букв украинского алфавита. Употребление букв і, и, е, є в словах. Написание
слов с апострофом, буквосочетанием ьо, йо (без употребления терминов и правил).
Правила записи предложений. Культура оформления письменных работ.

Мой дом. Посуда и еда.
Одежда и обувь. Украинские
обереги.
Традиционные
украинские блюда.
Растения
и
животные.
Овощи и фрукты. Домашние и
дикие животные и птицы. Уход за
домашними питомцами.



Родина. Город, село.
Транспорт.
Магазины.
Почта.
Украинское
государство.
Киев – столица Украины.
Профессии. Профессии и
занятия членов семьи. Свободное
время. Мир увлечений: наши
любимые занятия.
Времена года. Праздники.
Время
Всего

Окончания в грамматических формах имён существительных, имён прилагательных,
глаголов.

34

1

Речевые умения: развитие умения слушать и понимать украинскую речь, различение
межъязыковых омонимов
(неделя-неділя, луна-луна), слушание и распознавание
текстов разных жанров. Развитие умения правильно отвечать на вопросы учителя,
вступать и поддерживать диалог по заданию учителя, употребляя этикетную лексику,
строить вопрос с целью получения информации. Развитие умения пересказывать
прочитанный или прослушанный текст, составлять рассказ по содержанию рисунка или
описание, строить высказывание (3-4 предложения) о себе. Знакомство с украинским
алфавитом, развитие навыка чтения слов и предложений. Развитие умения правильно
читать предложения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».