РП Основы финансовой грамотности

Программа учебного курса «Финансовая культура» для основного общего образования включает: пояснительную записку,
содержание учебногокурса, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного курса, характеристику особенностей изучения
тем по финансовой грамотности и формирования финансовой культуры на уровне основного общего образования, место в
структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения и по
классам.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения каждого
класса, а также раскрываются формы организации обучения и характеристика деятельностей на основе Единой рамки
компетенций по финансовой грамотности, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного курса «Финансовая культура» на уровне основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основногообщего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной
программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по
разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой
грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе
разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с
совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыкови умений
ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области
финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом
планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и
обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное
освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки:
«Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура потребления», «Услуги в сфере финансов»,
«Риски и финансовая безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.
Примерная рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на преемственности с программой для начального
общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных
подростков с использованием активных методов обучения.

Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную
технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных
технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практикоориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни.
Содержание программы учитывает возрастные особенностиобучающихся и направлено на постепенное освоение всего
комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный материал для 5
класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества,
а также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.
Задачи реализации учебного курса «Финансовая культура»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о
мире финансов вобласти финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли
государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования,
страхования, будущего пенсионного обеспечения;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации —в подростковом возрасте, становление её финансовой
культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования;
способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений;
мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании
интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека вобласти финансово-экономических отношений: получать
из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные о деньгах, банковских услугах;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практическойдеятельности, необходимых для активного участия в
экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими,
правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах;
для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом;

содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание»,
«История», Математика», «География».
Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности. Шаги к современной финансовой культуре»
5 класс
Раздел 1. Финансовое планирование:
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов
семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета.
Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое
поведение. Контроль расходов.
Раздел 2. Финансовые решения в семье:
Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные
деньги. Безналичные деньги.Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность,
причины и виды инфляции. Подушка финансовойбезопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и
финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы
и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и
обязательства. Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса
«Финансовая культура» на уровне основного общего образования
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания тем по формированию
финансовой культуры в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного курса
«Финансовая культура» распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и
требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы воспитания, рамки
финансовой компетентности школьников, Рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по организации
финансовой грамотности в общеобразовательной школы.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы учебного курса «Финансовая культура» для основного
общего образования (5 класс).
Гражданское воспитание:
Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся
в ней).
Патриотическое воспитание:
Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициямразных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетическое воспитание:

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) ииных форм вреда для физического
и психического здоровья; соблюдениеправил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляясобственный опыт и не осуждая других;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической исоциальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность; интерес кпрактическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный
выбор и построениеиндивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей.
Экологическое воспитание:
Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценка возможных последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина ипотребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Ценности научного познания:
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремлениесовершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по
характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением
и простейшими
свойствами
понятия,
конкретизировать понятие примерами,использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперироватьпонятиями),
а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный
признак классификации социальныхфактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходеисследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть
инструментамиоценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;

воспринимать стрессовуюситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие
гарантий успеха
Метапредметные результаты
2. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; устанавливать существенный
признак классификации социальныхфактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравниватьнесколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию,
мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходеисследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть
инструментамиоценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебнойзадачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
3.

Овладение универсальными учебными коммуникативнымидействиями

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя
(свою точку зрения) в устных иписьменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуацийи смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение ксобеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемойтемы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с
ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс ирезультат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний обизучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение
к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (не достижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:

различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же
право другого;принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу
«Финансовая культура» (5):
1) освоение и применение системы знаний о роли и формах денег в цифровом обществе; личном финансовом
планировании, жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской национальной валюте, национальной платежной
системе; государственном бюджете, налогах, правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях социальной
защиты и помощи российским семьям; банках и их функциях, банковских вкладах; инфляции и её последствиях; человеческом
капитале; роли наёмного труда в цифровом обществе; роли предпринимательства и его видах; основах инвестирования,
страхования, пенсионного обеспечения; цифровых услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности при
использовании цифровых финансовых услуг; видах финансового мошенничества; защите прав потребителей финансовых
услуг;
2) умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой
жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории
нашей Родины);
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) действий участников финансовых отношений;
государственной социальной помощи российским семьям; использования сбережений, изменения стоимости активов; способов
защиты персональных данных, использования банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных финансовых инструментов;
кредитов;государственных электронных услуг;

4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное поведение в сфере финансов: составлять личный
финансовый план, связанный сконкретными финансовыми целями, определять пути достижения этих целей ипрогнозировать
сроки их достижения; предпринимать меры предосторожностипри использовании различных видов денег и операциях с ними;
оценивать полезность приобретаемого товара или услуги с его ценой; участвовать всоставлении семейного бюджета; выделять
плюсы и минусы использования заёмных средств; находить информацию о товарах и услугах, в том числе финансовых, и
осознавать назначение этой информации; предпринимать меры предосторожности при использовании различных видов денег и
операциях с ними; прогнозировать риски, связанные с использованием финансовых продуктов, банковских услуг; обладать
навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том числе при пользовании наличными деньгами, банковскими
картами, банкоматами, обменом валют и др.);
5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными целями и финансовым планированием и
инвестированием; формированием семейного и личного бюджета и бюджетной дисциплиной личности; ответственности
потребителя финансовых услуг, предпринимателя; роли финансов в обеспечении рационального и ответственного потребления
ресурсов и защитыокружающей среды; государственной политикой и социальными гарантиями;
6) умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений,
процессов, связанных с использованием финансов, в том числе для аргументированного объяснения роли информации и
финансовых технологий в современном мире при использовании финансов; социальной и личной значимости здорового образа
жизни, рационального финансового поведения, роли непрерывного образования, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества; необходимости правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления
личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в
финансовые отношения;
7) умение с опорой на финансовые знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и
аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, налогам,процессам социальной
действительности, связанным с миром финансов, ролью государства в поддержке молодежи;
8) умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические финансовые задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в сфере финансов;
9) овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике, в том числе извлечений из законодательства
Российской Федерации; умениесоставлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу,

диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
10) овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по
заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикацийсредств массовой
информации (далее — СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
11) умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека,
личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
12) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным,
правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций, применения
недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
13) приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни дляреализации и защиты прав
человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана; для выбора профессии
и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; а также опыта публичного представления результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
14) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших
документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме);
15) приобретение опыта осуществления совместной, включая взаимодействиес людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности
культуры и традиций народов России.

5 класс

 осваивать и применять знания о личном финансовом планировании; личном бюджете, семейном бюджете; бюджетном
балансе; роботизациии финансах; влиянии денег на окружающую среду;
 приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и нелегальных доходов; источников доходов семейного
бюджета;
 виды расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и доходы (личные и семейные) в
краткосрочном периоде;
 осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;
 решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении; бюджетном балансе; расчёте, времени на накопление
определенной суммы денег с учетом текущих доходов и расходов;
 овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей в контекстезнаний о постановке жизненных целей, выбора
финансовых инструментов; осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной и безналичной форме;
 приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах прирешении финансовых задач, осуществлении проектной
иисследовательской деятельности, при взаимодействии с представителями разных этнических групп.

Тематическое планирование
5 класс (34 часа)

№ п/п

Раздел, тема урока

Содержание программы

1.
1.1

Финансовое планирование (13 ч)
Жизненные цели и финансовый план

1.2

Доходы и их виды

1.3
1.4

Расходы и их виды
Личный
и
семейный
сбережения, накопления

Жизненные цели и потребности.
Краткосрочные цели. Среднесрочные
цели. Долгосрочные цели. Жизненный
цикл. Финансовые цели. Личный
финансовый план
Доходы. Виды и источники доходов

Содержание финансовой
компетентности

Оценивать свои ежемесячные
расходы с точки зрения их
необходимости;
определять приоритетные траты;
участвовать
в
составлении
семейного бюджета;
выбирать товар или услугу в
Расходы. Виды и источники расходов соответствии
с
реальными
финансовыми
возможностями,
не
бюджет, Сбережения. Накопления. Личный
бюджет. Семейный бюджет. Дефицит. выходить за рамки бюджета;
выявлять наличие возможностей
Профицит. Финансовая дисциплина
сокращения расходов;
следить за своими расходами и
доходами и при необходимости их
корректировать;
составлять личный финансовый
план, связанный с конкретными
финансовыми целями; определять
пути достижения этих целей и
прогнозировать
сроки
их
достижения откладывать деньги
на определенные цели;
использовать мобильный банк,

№ п/п

2.
2.1

Раздел, тема урока

Содержание программы

Сбережения и способы увеличения доходов семейного бюджета (13 ч)
Деньги и их роль в семье
Деньги и их функции. Виды денег.
Обмен. Собственность. Имущество.
Сущность, причины и виды инфляции.
Подушка финансовой безопасности

Содержание финансовой
компетентности
Интернет-банк,
электронные
деньги
и
кошельки
для
осуществления
покупок
и
платежей;
использовать цифровые ресурсы
для
сбора
информации
о
доступных вариантах сделок.

Определять приоритетные траты;
участвовать
в
составлении
семейного бюджета;
считать расходы и доходы (личные
и семейные) в краткосрочном
периоде;
выбирать товар или услугу в
соответствии
с
реальными
финансовыми возможностями, не
выходить за рамки бюджета;
выявлять наличие возможностей
сокращения расходов.

№ п/п

Раздел, тема урока

Содержание программы

2.2

Финансовые решения и способы их
принятия. Налоговое поведение

Виды
решений.
Особенности
мышления и проблемы восприятия.
Стереотипы
и
потребности.
Альтернативные решения и пути.
Характеристики
налогового
поведения
Финансовое
обеспечение
и
поддержка.
Природа
экономии.
Анализ предложений. Инструменты
экономии.
Софинансирование
расходов

2.3

Родители и дети: роль в принятии
финансовых решений

2.4

Способы правильного потребления и Ответственное
личная ответственность
Имущество
Конкурентные
предложения

и

потребление.
обязательства.
финансовые

Содержание финансовой
компетентности
Следить за своими расходами и
доходами и при необходимости
их корректировать;
составлять личный финансовый
план, связанный с конкретными
финансовыми целями; определять
пути достижения этих целей и
прогнозировать
сроки
их
достижения;
откладывать
деньги
на
определенные цели;
рассчитывать, сколько времени
потребуется, чтобы накопить
определенную сумму денег с
учетом текущих доходов и
расходов.

№ п/п
2.5

3.
4.

Раздел, тема урока
Риски и способы их снижения

Содержание программы

Природа финансовых рисков. Виды
рисков.
Финансовая
неопределенность.
Подходы
к
управлению финансовыми рисками.
Прогнозирование, анализ и оценка
последствий возможных финансовых
рисков. Учет рисков в финансовом
плане
Практикумы, проектная деятельность (8 ч)
Итоговое повторение (1 ч)

Содержание финансовой
компетентности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».