ФРП СОО Родная литература (русская) 10-11 классы

Министерство просвещения Российской Федерации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сизовская средняя школа»
Сакского района Республики Крым

Федеральная рабочая программа
среднего общего образования

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)
(базовый уровень)
(для 10-11 классов)

Федеральная рабочая программа среднего общего образования «Родная
литература (русская)» (базовый уровень) для 10-11 классов соответствует
Федеральной образовательной программе среднего общего образования,
утверждённой приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023г. №371

2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Общая характеристика учебного предмета
«Родная литература (русская)»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Цели изучения предмета «Родная литература (русская)»
Место учебного предмета «Родная литература (русская)»
в учебном плане  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Личностные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Метапредметные результаты  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Предметные результаты (10—11 классы)  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Предметные результаты по классам
10 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
11 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

4
5
7
9
10
10
14
18
19
21

Содержание учебного предмета «Родная литература
(русская)»  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 23
10 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 23
11 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 24
Тематическое планирование  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 27
10 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 27
11 класс  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 35

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа среднего общего образования по
учебному предмету «Родная литература (русская)» составлена
в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г № 317-ФЗ „О внесении изменений в статьи 11 и 14
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации“» на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном стандарте
среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г №732 «О внесении изменений в
фе-деральный государственный образовательный стандарт
средне-го общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 мая 2012 г № 413»), а также федеральной рабочей
программы воспитания для общеобразовательных организаций
с учётом Концепции преподавания русского языка и литера
туры в Российской Федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р)
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература
(русская)» среднего общего образования разработана с целью
сохранения и развития культурного и языкового разнообразия
многонационального
народа
Российской
Федерации,
формирования
российской
гражданской
идентичности
обучающихся (Указ Президента РФ от 06 12 2018 г № 703 «О
внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, утверждённую
Указом Президента РФ от 19 12 2012 г № 1666»), реализации
права на изучение родного русского языка, на сохранение русской культурной доминанты, присущей всем народам .
.

4

Рабочая программа

.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания.
Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому
в поликультурной языковой среде русская литература должна
изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку
и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Являясь частью предметной области «Родной язык и родная
литература», учебный предмет «Родная литература (русская)»
тесно связан с предметом «Родной язык (русский)» и способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой
культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» также непосредственно связан с предметом «Литература» из предметной
области «Русский язык и литература», наряду с которым вносит свой вклад в формирование у обучающихся культуры восприятия и понимания литературных текстов, освоение ими современных читательских практик. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

5

особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература» и обусловленные:
66 отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в круговороте
истории России, загадочная русская душа, духовные основы
русской культуры, человек в поисках счастья);
66 построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;
66 более подробным освещением историко-культурного фона
эпохи создания изучаемых литературных произведений,
расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» не повторяет содержание курса «Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности обучающихся 10—11 классов в изучении
родной русской литературы как особого, эстетического средства
познания русской национальной культуры и самореализации
в ней. В курс родной русской литературы включены значительные произведения русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившие национальные особенности
русской литературы и культуры.
В Примерной рабочей программе учебного предмета «Родная
литература (русская)» для среднего общего образования прослеживается преемственность как с курсом «Родная литература
(русская)» для основного общего образования (в области концептуальных основ, целей и задач, принципа отбора произведений), так и с курсом «Литература» предметной области «Русский язык и литература» в 10—11 классах (по целям и задачам
литературного образования в целом, осмыслению поставленных в литературе проблем, пониманию коммуникативно-эстетических возможностей языка литературных произведений,
основам литературоведения и др.).
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная
литература (русская)» для среднего общего образования строится на сочетании проблемно-тематического, историко-литературного и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения русской классики и современной литературы, которые актуализируют вечные
проблемы и ценности в контексте этнокультурных традиций
русского народа.
В программе курса родной русской литературы для 10 класса
выделяются три содержательные линии, представляющие со6

Рабочая программа

бой проблемно-тематические блоки, внутри которых содержание структурировано на основе историко-литературного и хронологического принципов:
—— «Времена не выбирают»;
—— «Тайны русской души»;
—— «В поисках счастья».
Программа курса родной русской литературы для 11 класса
также включает три содержательные линии, в которых прослеживается продолжение заявленных в предыдущем классе тем
и проблем:
—— «Человек в круговороте истории»;
—— «Загадочная русская душа»;
—— «Существует ли формула счастья?».
В тематические блоки программы включены литературные
произведения с ярко выраженными национально-специфическими явлениями, образами и мотивами, отражёнными средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог
искусств в русской культуре).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного
предмета «Литература», входящего в образовательную область
«Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная
литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно
обеспечить достижение следующих целей:
66 формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества, в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части русской культуры;
66 включение старшеклассников в культурно-языковое поле
родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской литературе как носителям культуры своего народа;
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

7

формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;
66 расширение представлений о родной русской литературе как
художественном отражении традиционных духовно-нравственных российских и национально-культурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном
решении следующих взаимосвязанных учебных задач:
66 расширение представлений о художественной литературе
как одной из основных национально-культурных ценностей
народа, как особого способа познания жизни;
66 обеспечение культурной самоидентификации, националь­
ного самосознания, чувства патриотизма, формирующих
национально-культурную идентичность и способность
­
к меж­этническому диалогу (на основе развития способности
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции);
66 формирование устойчивой мотивации к систематическому
чтению как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, как форме
приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры, как особому способу познания жизни, культурной самоидентификации, чувства причастности к истории, традициям своего народа
и осознания исторической преемственности поколений;
66 формирование знаний о базовых концептах русского языка,
создающих художественную картину мира, ключевых проб­
лемах произведений русской литературы;
66 развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание
произведений разных жанров;
66 формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской литературы и умений
самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов и познавательной учебной проектноисследовательской деятельности;
66 развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на
историко-культурной основе; сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием
информационно-коммуникационных технологий и применением различных форм работы в медиапространстве; исполь66

8

Рабочая программа

зовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем; творчески перерабатывать художественные тексты,
создавать собственные высказывания, содержащие аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный
предмет «Родная литература (русская)» входит в предметную
область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения.
На изучение предмета «Родная литература (русская)» в 10—
11 классах отводится 1 час в неделю. Общее количество времени
на два года обучения ориентировочно составляет 68 часов
(34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).
При этом резерв учебного времени, составляющий 6 часов
в каждом классе, отводится на вариативную часть, которая
предусматривает изучение произведений, отобранных составителями рабочих программ для реализации регионального компонента содержания литературного образования, учитывающего в том числе национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» не ущемляет права обучающихся, изучающих иные (не русский) родные
языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной
дисциплины, не может рассматриваться как время для углуб­
лённого изучения основного курса «Литература».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)»
на уровне среднего общего образования направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных
и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по родной литературе (русской) достигаются
в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценнос­
тями, отражёнными в произведениях русской литературы,
­принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Оте­чества
и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей
программы по родной литературе (русской) для среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических, демократических ценностей, в том числе
10

Рабочая программа

в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе
в рамках школьного литературного образования, в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе
и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России в контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите
­Отечества, ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской литературы;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях родной литературы (русской) и литератур народов России;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы
и ценности, в том числе и при анализе литературного произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивого буду­
щего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

11

ни, в соответствии с традициями народов России, в том числе
отражёнными в литературных произведениях;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений; способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество русского и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе художественной литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства, этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе русского фольклора;
готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности, в том
числе при выполнении творческих работ по родной (русской)
литературе;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм при­
чинения вреда физическому и психическому здоровью, в том
числе при оценке поведения и поступков литературных героев;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе воспитанные на положительных примерах
из художественной литературы;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы, в том числе
ориентируясь на профессиональный выбор и поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию,
к продуктивной читательской деятельности на протяжении
всей жизни;
12

Рабочая программа

экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем, в том числе на основе осмысления
идейно-тематического содержания родной литературы (русской) и литератур народов России;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества,
в том числе на основе осмысления идейно-тематического содержания произведений родной литературы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на основе интерпретации литературных
произведений; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в произведениях родной литературы
(русской);
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и литератур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные
произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность, в том
числе на литературные темы, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения
обучающимися программы среднего общего образования, включая программу по родной литературе (русской), у обучающихся
совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение
принимать ответственность за своё поведение, способность
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

13

адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный читательский опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения Примерной рабочей
программы среднего общего образования по родной литературе
(русской) должны отражать:

Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему
в произведениях художественной литературы, рассматривать
её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для
сравнения литературных героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том числе при изучении литературных произведений;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе
при выполнении проектов по родной (русской) литературе;
14

Рабочая программа

развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем, в том числе с опорой на собственный читательский
опыт;
2) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности на основе материала по родной литературе (русской), навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания
по родной литературе (русской), его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией, ключевыми понятиями и методами современного
литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать
задачу при изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый
опыт, в том числе читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения произведений родной литературы (русской), в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы
и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
3) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, сиРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

15

стематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления при освоении программы курса родной
литературы (русской);
создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад, реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных
и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:
1) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том
числе на уроке родной литературы (русской) и во внеурочной
деятельности по предмету;
распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, опираясь на примеры из литературных произведений;
владеть различными способами общения и взаимодействия
в парной и групповой работе на уроках родной литературы (русской);
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств в процессе анализа литературного
произведения;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы на уроке и во внеурочной деятельности по
родной литературе (русской);
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллек­
тива;
16

Рабочая программа

принимать цели совместной деятельности, организовывать
и координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы на уроках и во внеурочной деятельности по предмету «Родная литература (русская)»;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть
инициативным;

Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, включая освоение программы курса родной литературы (русской), и в жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям, в том числе отображённым
в художественном произведении;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой на читательский опыт;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение;
оценивать приобретённый опыт с учётом знаний по родной
(русской) литературе;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, в том числе при изучении родной (русской) литературы, постоянно повышать свой образовательный, культурный уровень;
2) самоконтроль:
давать оценку новых ситуаций, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

17

ситуации, выбора верного решения, опираясь на примеры из
художественных произведений курса родной (русской) литературы;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения
по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при
анализе результатов деятельности, в том числе на занятиях по
учебному предмету «Родная литература (русская)»;
3) принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности, в том числе в процессе чтения художественной литературы и обсуждения литературных героев и проблем,
поставленных в произведениях родной (русской) литературы;
признавать своё право и право других на ошибки в дискуссиях на литературные темы;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя знания по учебному предмету «Родная литература (русская)».

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (10—11 КЛАССЫ)
Предметные результаты освоения Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества; включение
в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры своего народа;
2) осознание тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности; понимание родной литературы (русской) как художественного отражения традиционных духовно-нравственных
российских и национально-культурных ценностей;
3) сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству познания культуры своего народа
и других культур на основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним; как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной
и мировой культуры;
4) понимание родной литературы (русской) как особого способа познания жизни, культурной самоидентификации; сформированность чувства причастности к истории, традициям сво18

Рабочая программа

его народа; осознание исторической преемственности поколений;
5) понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской), сопоставление их с текстами литератур народов России и зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;
6) владение умениями филологического анализа художественного текста; выявление базовых концептов национального
языка, создающих художественную картину мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом, семья, очаг и др.; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка родной литературы (русской); свободное использование понятийного аппарата теории литературы и др.;
7) сформированность умения интерпретировать изученные
и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы (русской) на историко-культурной основе, сопоставлять
их с произведениями других видов искусств, в том числе­
с использованием информационно-коммуникационных технологий; владение умением использовать словари и справочную
лите­
ратуру, опираясь на ресурсы традиционных библиотек
и электронных библиотечных систем;
8) владение умениями познавательной, учебной проектноисследовательской деятельности; умением осуществлять ли­
тературоведческое исследование историко- и теоретико-лите­
ратурного характера с использованием первоисточников, научной и критической литературы, в том числе в электронном
формате с применением различных форм работы в медиапространстве;
9) владение умениями творческой переработки художественных текстов, создания собственных высказываний, содержащих аргументированные суждения и самостоятельную оценку прочитанного (развёрнутые ответы на вопросы, рецензии на
самостоятельно прочитанные произведения, сочинения, эссе,
доклады, рефераты и др.).

Предметные результаты по классам
10 класс
1) Осознавать причастность к отечественным традициям,
к исторической преемственности поколений на основе установления связей литературы с фактами социальной жизни, идеологическими течениями и особенностями культурного развития страны в конкретную историческую эпоху;
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

19

2) понимать взаимосвязь между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности в контексте осмысления произведений родной (русской) литературы второй половины XIX — XXI в. собственным интеллектуально-нравственным ростом;
3) иметь устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и других культур, проявлять уважительное отношение к ним; владеть умением внимательно читать, понимать
и самостоятельно интерпретировать художественный текст;
4) знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) второй половины XIX —
XXI в. в аспекте проблемно-тематических блоков «Времена не
выбирают», «Тайны русской души», «В поисках счастья»;
5) владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью
и традицией; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений;
6) владеть умениями осмысливать художественную картину жизни, созданную автором в литературном произведении;
выявлять в произведениях художественной литературы об­
­
разы, темы, идеи, проблемы и выражать своё читательское
­отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных
и письменных высказываниях; участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) владеть умениями анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов и понятий,
изученных в курсе литературы, выявлять их роль в произведении; уметь применять их в речевой практике;
8) владеть умением сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерпретациями
в других видах искусств (живопись, театр, кино, музыка и др.);
9) владеть современными читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования, прочитанного в устной
и письменной форме, информационной переработки текстов
в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов, рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее
250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;
20

Рабочая программа

10) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, в том числе с разными информационными источниками, с использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных
систем.
11 класс:
1) Осознавать причастность к отечественным традициям;
уметь соотносить произведения родной (русской) литературы
XX — начала XXI в. с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы как неотъемлемой части культуры в духовном и культурном развитии общества;
2) осознавать взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности в контексте осмысления произведений родной литературы (русской) и собственного интеллектуально-нравственного роста;
4) знать содержание и понимать ключевые проблемы произведений родной литературы (русской) ХХ — начала XXI в.
в аспекте проблемно-тематических блоков «Человек в круговороте истории», «Загадочная русская душа», «Существует ли
формула счастья?»;
5) владеть умением определять и учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественных текстов, выявлять связь литературных произведений со временем написания, с современностью
и традицией; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание литературных произведений; выявлять
«сквозные темы» и ключевые проблемы родной литературы
(русской);
6) выявлять в произведениях художественной литературы
образы, темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение
к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных
высказываниях; свободно владеть устной и письменной речью;
участвовать в дискуссии на литературные темы;
7) владеть умениями самостоятельного анализа и интерпретации художественных произведений в единстве формы и содержания с использованием теоретико-литературных терминов
и понятий, изученных в курсе литературы;
8) владеть умением самостоятельно сопоставлять произведения родной литературы (русской) с их художественными интерРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

21

претациями в других видах искусств (живопись, театр, кино,
музыка и др.);
9) осознавать литературное произведение как явление словесного искусства, язык художественной литературы в его эстетической функции, определять изобразительно-выразительные
средства русского языка и комментировать их роль в художественных текстах;
10) владеть современными читательскими практиками,
культурой восприятия и понимания литературных текстов,
умениями самостоятельного истолкования прочитанного в устной и письменной форме, информационной переработки текстов в виде аннотаций, отзывов, докладов, тезисов, конспектов,
рефератов, а также сочинений различных жанров (объём не менее 250 слов); умением редактировать и совершенствовать собственные письменные высказывания;
11) осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность, работая с разными информационными
источниками, в том числе с использованием медиапространства
и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем.

22

Примерная рабочая программа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
10 КЛАСС
Раздел 1. ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ
Враг этот был — крепостное право
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: А. И. Герцен «Сорока-воровка» (в сокращении), Л. Н. Толстой «Утро помещика» (фрагменты), «Поликушка» (фрагменты), Н. С. Лесков «Житие одной бабы» (фрагменты) и др.
Хождение в народ
В. Г. Короленко. Рассказы и фрагменты романа (одно произведение по выбору). Например: «Чудная», «Девку привезли»
(глава из романа «История моего современника») и др.
Время — это испытанье
Стихотворения (одно по выбору). Например: А. С. Кушнер.
«Времена не выбирают…», В. С. Высоцкий «Оплавляются свечи…», А. А. Вознесенский «Живите не в пространстве, а во времени…» и др.

Раздел 2. ТАЙНЫ РУССКОЙ ДУШИ
Русский Гамлет
И. С. Тургенев. Рассказы и повести (одно произведение по
выбору). Например: «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник
лишнего человека» и др.
Не стоит земля без праведника
Н. С. Лесков. Рассказы (один по выбору). Например: «Кадетский монастырь», «Пигмей», «Инженеры-бессребреники» и др.
(из цикла «Праведники»).
Любовью всё спасается
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: Ф. М. Достоевский «Столетняя», «Кроткая» (из «Дневника писателя»), А. П. Чехов «Душечка», «Дуэль», «Верочка»
и др.
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

23

Раздел 3. В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ
Не накажи меня подобным счастьем
Повести и романы (одно произведение по выбору). Например: Н. Г. Помяловский «Мещанское счастье» (фрагменты),
И. Н. Потапенко «Не герой» (фрагменты) и др.
И безумно, мучительно хочется счастья
С. Я. Надсон. Стихотворения (одно по выбору). Например:
«Я вчера ещё рад был отречься от счастья…», «Я долго счастья
ждал…», «Любовь — обман, и жизнь — мгновенье…» и др.
Главное — перевернуть жизнь
А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например: «Невеста», «О любви» и др.
На свете счастье есть
Рассказы и повести (три произведения по выбору). Например: А. Я. Яшин «Первый гонорар», «Угощаю рябиной»;
Ю. В. Буйда «О реках, деревьях и звёздах», «Свинцовая Анна»;
Г. И. Полонский «Доживём до понедельника» и др.

11 КЛАСС
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ
На далёкой Гражданской
Стихотворения (три по выбору). Например: М. И. Цветаева
«Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..», «Юнкерам,
убитым в Нижнем»; Н. Н. Асеев «Марш Будённого», «Кумач»;
М. А. Волошин «Гражданская война», «Бойня» и др.
Жить вне России
Рассказы (один по выбору). Например: В. В. Набоков «Бритва»; И. С. Шмелёв «Russie» (из цикла «Рассказы о России зарубежной»), очерк «Душа Родины» и др.
Лагерь — отрицательная школа
В. Т. Шаламов. Рассказы (один по выбору). Например:
«Дождь», «Посылка», «Хлеб» и др.
24

Рабочая программа

Я не участвую в войне — она участвует во мне
А. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например: «Взыскание погибших», «Одухотворённые люди» и др.
Стихотворения (два по выбору). Например: Ю. П. Кузнецов
«Возвращение» («Шёл отец, шёл отец невредим…»), «Память»
(«Снова память тащит санки по двору…»); Ю. Д. Левитанский
«Ну что с того, что я там был…», «Послание юным друзьям»
(«Я, побывавший там, где вы не бывали…») и др.
Россия — это совесть
И. Грекова. Рассказы и повести (одно произведение по выбору). Например: «Скрипка Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)
и др.

Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША
Любовь и милосердие
Рассказы и повести (два произведения по выбору). Например: В. В. Вересаев «Марья Петровна», Б. А. Пильняк «Первый
день весны», Н. А. Тэффи «Дэзи», К. М. Симонов «Малышка»
и др.
Бывает всё на свете хорошо
А. Г. Битов. Рассказы (один по выбору). Например: «Солнце», «Большой шар», «Автобус», «Пятница, вечер» и др. (из
цикла «Аптекарский остров»).
Дорогие мои старики
Б. П. Екимов. Рассказы (один по выбору). Например: «Родня», «Старые люди», «Родительская суббота», «Старый да малый» и др.
Бессмертно всё
А. А. Тарковский. Стихотворения (два по выбору). Например: «Вот и лето прошло…», «Жизнь, жизнь» («Предчувствиям
не верю, и примет…»), «Первые свидания» и др.

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

25

Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?
И надо спешить жить
Стихотворения (одно по выбору). Например: М. А. Светлов
«Гренада», «Каховка», «Моя поэзия»; В. В. Маяковский «Домой!» и др.
В чём заключается счастье?
М. М. Зощенко. Рассказы (один по выбору). Например: «Счастье», «Семейное счастье» и др.
Если б я мог вернуть рассвет!
В. О. Богомолов. Рассказы (один по выбору). Например:
«Первая любовь», «Сердца моего боль» и др.
А счастье всюду
Рассказы (два по выбору). Например: В. М. Сотников «Совпадение», В. С. Токарева «Самый счастливый день», «Золотой
ключик»; Т. Е. Веденская «Сияющие аметисты» и др.

26

Примерная рабочая программа

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

27

2ч
6ч
34 ч

Развитие речи

Резерв

Всего

Враг этот
был — крепостное право
(5 ч)

Основные виды деятельности обучающихся

Рассказы и повести
(два произведения по
выбору). Например:
А. И. Герцен «Сорока-воровка» (в сокращении), Л. Н. Толстой
«Утро помещика»

Эмоционально откликаться на прочитанное и выражать своё личное отношение к нему.
Составлять план (тезисы) вступительной статьи к разделу учеб­
ника.
Выявлять основное содержание и проблемы статьи о писателе.
Конспектировать лекцию учителя. Выразительно читать художественный текст.

Раздел 1. ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ

Основное содержание

2ч

Проверочные работы

Тематический
блок/раздел

24 ч

Чтение, изучение и обсуждение

10 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

28

Рабочая программа

Хождение
в народ
(2 ч)

Тематический
блок/раздел

Выявлять основное содержание и проблемы статьи о писателе.
Выразительно читать и инсценировать художественный
текст.
Анализировать текст, подтверждая своё мнение цитатами.
Характеризовать сюжет и героев произведения, его идейно-эмоциональное содержание.
Осмысливать и составлять лексические и историко-культурные
комментарии.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.

Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе. Осмысливать лексические
и историко-культурные комментарии и составлять свои комментарии на основе справочной литературы и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Работать со словарём литературоведческих терминов. Анализировать художественный текст, подтверждая своё мнение цитатами.
Характеризовать сюжет и героев произведения, его идейно-эмоциональное содержание. Сопоставлять литературные тексты по
заданным основаниям, в том числе с иллюстративным материалом. Составлять устный или письменный монологический ответ
на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение, рецензию.
Составлять и реализовывать программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме

(фрагменты), «Поликушка» (фрагменты),
Н. С. Лесков «Житие
одной бабы» (фрагменты) и др.

В. Г. Короленко. Рассказы и фрагменты
романа (одно произведение по выбору).
Например: «Чудная»,
«Девку привезли»
(глава из романа
«История моего современника») и др.

Основные виды деятельности обучающихся

Основное содержание

Продолжение

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

29

Русский Гамлет
(2 ч)

Время — это
испытанье
(1 ч)

Выявлять основное содержание и проблемы статьи о поэте.
Осмысливать и составлять лексические и историко-культурные
комментарии. Выразительно читать и анализировать поэтический
текст, подтверждая своё мнение цитатами.
Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям,
в том числе с произведениями других видов искусств.
Заучивать стихотворения наизусть.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта

И. С. Тургенев. Рассказы и повести (одно
произведение по выбору). Например: «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека» и др.

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника.
Конспектировать лекцию учителя.
Знакомиться с фактами творческой биографии писателя и устанавливать их связь с проблематикой раздела.
Выразительно читать художественный текст.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Раздел 2. ТАЙНЫ РУССКОЙ ДУШИ

Стихотворения (одно
по выбору). Например: А. С. Кушнер.
«Времена не выбирают…», В. С. Высоцкий
«Оплавляются свечи…», А. А. Вознесенский «Живите не
в пространстве, а во
времени…» и др.

Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям,
в том числе с иллюстративным материалом и произведениями
других искусств и культур.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме

30

Рабочая программа

Не стоит земля
без праведника
(2 ч)

Тематический
блок/раздел

Н. С. Лесков. Рассказы (один по выбору).
Например: «Кадетский монастырь»,
«Пигмей», «Инженеры-бессребреники»
и др. (из цикла «Праведники)

Основное содержание

Знакомиться с фактами творческой биографии писателя и устанавливать их связь с проблематикой раздела.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Выразительно читать художественный текст.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Работать со словарём литературоведческих терминов. Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге,
­работать в паре и в группе.

Работать со словарём литературоведческих терминов.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.
Анализировать идейно-художественное содержание произведения, выявлять его проблематику, особенности сюжета и композиции с учётом жанровой специфики.
Характеризовать героев произведения с использованием различных видов цитирования.
Сопоставлять литературные тексты по заданным основаниям.
Составлять устный или письменный монологический ответ на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения

Основные виды деятельности обучающихся

Продолжение

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

31

Любовью всё
спасается
(4 ч)

Рассказы и повести
(два произведения по
выбору). Например:
Ф. М. Достоевский
«Столетняя», «Кроткая» (из «Дневника
писателя»), А. П. Чехов «Душечка», «Дуэль», «Верочка» и др.

Знакомиться с фактами творческой биографии писателя и устанавливать их связь с проблематикой раздела.
Конспектировать лекцию учителя.
Выразительно читать художественный текст.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.
Анализировать идейно-художественное содержание произведения, выявлять его проблематику, особенности сюжета и композиции с учётом жанровой специфики.
Характеризовать героев произведения с использованием различных видов цитирования.
Выявлять актуальность философской проблематики прочитанных произведений.

Анализировать идейно-художественное содержание произведения, выявлять его проблематику, особенности сюжета и композиции с учётом жанровой специфики.
Характеризовать героев произведения с использованием различных видов цитирования.
Сопоставлять литературные тексты по заданным основаниям.
Составлять устный или письменный монологический ответ на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме

32

Рабочая программа

Не накажи
меня подобным
счастьем
(2 ч)

Тематический
блок/раздел

Сопоставлять литературные тексты по заданным основаниям,
в том числе с произведениями других видов искусства.
Составлять устный или письменный монологический ответ на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение. Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения произведений по изученной теме.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта

Основные виды деятельности обучающихся

Повести и романы
(одно произведение по
выбору). Например:
Н. Г. Помяловский
«Мещанское счастье»
(фрагменты),
И. Н. Потапенко «Не
герой» (фрагменты)
и др.

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника.
Знакомиться с новым литературным именем, определять роль
и место выбранного писателя в истории русской литературы середины XIX в.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать фрагменты
текста, отвечать на вопросы, в том числе в письменном виде, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, владеть разными
видами пересказа.
Определять идейно-тематическое содержание произведения, место произведения в контексте литературного процесса середины
XIX в. Анализировать язык художественного произведения в его
эстетической функции, находить «крылатые слова» в тексте произведения. Составлять историко-культурный комментарий с использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы.

Раздел 3. В ПОИСКАХ СЧАСТЬЯ

Основное содержание

Продолжение

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

33

С. Я. Надсон. Стихо­
творения (одно по выбору). Например:
«Я вчера ещё рад был
отречься от счастья…», «Я долго счастья ждал…», «Любовь — обман,
и жизнь — мгновенье…» и др.

А. П. Чехов. Рассказы
(один по выбору). Например: А. П. Чехов
«Невеста», «О любви»
и др.

И безумно, мучительно хочется счастья
(1 ч)

Главное —
­перевернуть
жизнь
(2 ч)

Читать, эмоционально воспринимать историко-культурный материал, связанный с биографией писателя.
Выразительно читать текст, отвечать на вопросы, самостоятельно
формулировать вопросы к тексту, участвовать в дискуссии, владеть разными видами пересказа.
Определять идейно-тематическое содержание произведения с учётом историко-культурного контекста и контекста творчества писателя, литературного процесса в России начала XX в.

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию о жизни и деятельности поэта, выявлять его роль в истории русской литературы последней четверти XIX в.
Выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть.
Определять лирический сюжет, тематическое своеобразие, художественно-изобразительные средства поэтического текста. Аргументировано высказывать своё отношение к поэзии автора. Анализировать язык художественного произведения в его эстетической функции. Составлять историко-культурный комментарий
с использованием теоретико-литературных терминов и понятий,
изученных в курсе литературы. Работать со справочной литературой, с ресурсами традиционных библиотек и электронными биб­
лиотечными системами. Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта

Работать со справочной литературой, с ресурсами традиционных
библиотек и электронными библиотечными системами.
Писать сочинение.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта, осуществлять литературоведческое исследование
историко- и теоретико-литературного характера

34

Рабочая программа

На свете счастье есть
(3 ч)

Тематический
блок/раздел

Рассказы и повесть
(три произведения по
выбору). Например:
А. Я. Яшин «Первый
гонорар», «Угощаю
рябиной»; Ю. В. Буйда «О реках, деревьях
и звёздах», «Свинцовая Анна»; Г. И. Полонский «Доживём до
понедельника» и др.

Основное содержание

Знакомиться с фактами биографии писателя, определять место
автора в истории литературного процесса второй половины
ХХ в.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в дискуссии.
Определять идейно-тематическое содержание произведения, его
жанровые и художественные особенности, выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Сопоставлять произведение родной литературы с его художественными интерпретациями в других видах искусств (театр,
кино), в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Выявлять связь литературного произведения со временем написания, с современностью и традициями; раскрывать конкретноисто­рическое и общечеловеческое содержание.
Сопоставлять персонажей разных произведений, близких по
идейно-тематическому содержанию.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Работать со справочной литературой, в том числе в электронном
формате, владеть навыками работы в медиапространстве с соблюдением правовых и этических норм, с использованием норм информационной безопасности.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта

Основные виды деятельности обучающихся

Продолжение

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

35

24 ч
2ч
2ч
6ч
34 ч

Чтение, изучение и обсуждение

Проверочные работы

Развитие речи

Резерв

Всего

11 КЛАСС

Соотносить художественные тексты писателей на основе диалога
культур. Работать со словом, составлять историко-культурный
комментарий, расширять словарный запас.
Работать со справочной литературой, в том числе в электронном
формате, владеть навыками работы в медиапространстве с соблюдением правовых и этических норм, с использованием норм информационной безопасности.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта, литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера, в том числе с разными информационными источниками, с использованием медиапространства
и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем

36

Рабочая программа

Жить вне России
(1 ч)

На далёкой
Гражданской
(2 ч)

Тематический
блок/раздел
Основные виды деятельности обучающихся

Рассказы (один по выбору). Например:
В. В. Набоков «Бритва», И. С. Шмелёв
«Russie» (из цикла
«Рассказы о России

Стихотворения (три по
выбору). Например:
М. И. Цветаева «Ox,
грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..»,
«Юнкерам, убитым
в Нижнем»; Н. Н. Асеев «Марш Будённого»,
«Кумач»; М. А. Волошин «Гражданская
война», «Бойня» и др.

Выявлять основное содержание и проблемы статьи о писателе.
Выразительно читать и анализировать художественный текст,
подтверждая своё мнение цитатами.
Характеризовать сюжет и героев произведения, его идейно-эмоциональное содержание. Анализировать язык художественного
произведения в его эстетической функции. Составлять историко-

Эмоционально откликаться на прочитанное и выражать своё личное отношение к нему.
Составлять план (тезисы) вступительной статьи к разделу учебника.
Конспектировать лекцию учителя.
Выразительно читать и анализировать поэтический текст, подтверждая своё мнение цитатами.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям,
в том числе с иллюстративным материалом.
Заучивать стихотворения наизусть.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК В КРУГОВОРОТЕ ИСТОРИИ

Основное содержание

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

37

В. Т. Шаламов. Рассказы (один по выбору). Например:
«Дождь», «Посылка»,
«Хлеб» и др.

А. Платонов. Рассказы (один по выбору).
Например: «Взыскание погибших», «Одухотворённые люди»
и др.

Лагерь — отрицательная школа
(1 ч)

Я не участвую
в войне — она
участвует во
мне
(2 ч)

зарубежной»), очерк
«Душа Родины» и др.

Выявлять основное содержание и проблемы статей о писателе
и поэтах.
Выразительно читать и анализировать прозаический и поэтический тексты, подтверждая своё мнение цитатами.
Эмоционально откликаться на прочитанное и выражать своё личное отношение к нему

Выявлять основное содержание и проблемы статьи о писателе.
Выразительно читать и анализировать художественный текст
с использованием теоретико-литературных терминов и понятий,
изученных в основном курсе литературы, подтверждая своё мнение цитатами.
Характеризовать сюжет и героев произведения, его идейно-эмоциональное содержание.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии.
Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям,
в том числе с иллюстративным материалом и произведениями
других искусств и культур.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе

культурный комментарий с использованием теоретико-литературных терминов и понятий, изученных в курсе литературы.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии,
высказывания писателей.
Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.
Составлять устный или письменный монологический ответ

38

Рабочая программа

Россия — это
совесть
(2 ч)

Тематический
блок/раздел

Выявлять основное содержание и проблемы статьи о писателе.
Выразительно читать и анализировать художественный текст,
подтверждая своё мнение цитатами.
Характеризовать сюжет и героев произведения, его идейно-эмоциональное содержание.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии.
Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.

Характеризовать сюжет и героев прозаического произведения, его
идейно-эмоциональное содержание.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.
Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям,
в том числе с произведениями других видов искусств, соотносить
поэтические тексты на основе диалога культур.
Заучивать стихотворения наизусть.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме

Стихотворения (два по
выбору). Например:
Ю. П. Кузнецов «Возвращение» («Шёл
отец, шёл отец невредим…»), «Память»
(«Снова память тащит
санки по двору…»);
Ю. Д. Левитанский
«Ну что с того, что
я там был…», «Послание юным друзьям»
(«Я, побывавший там,
где вы не бывали…»)
и др.

И. Грекова. Рассказы
и повести (одно произведение по выбору).
Например: «Скрипка
Ротшильда», «Перелом» (фрагменты)
и др.

Основные виды деятельности обучающихся

Основное содержание

Продолжение

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

39

Любовь и милосердие
(4 ч)

Рассказы и повести
(два произведения по
выбору). Например:
В. В. Вересаев «Марья
Петровна»,
Б. А. Пильняк «Первый день весны»,
Н. А. Тэффи «Дэзи»,
К. М. Симонов «Малышка» и др.

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника.
Конспектировать лекцию учителя.
Знакомиться с фактами творческой биографии писателя и устанавливать их связь с проблематикой раздела.
Выразительно читать художественный текст.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работать со справочной литературой, владеть навыками
работы в медиапространстве с соблюдением правовых и этических
норм, с использованием норм информационной безопасности.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.
Анализировать идейно-художественное содержание произведения, выявлять его проблематику, особенности сюжета и композиции с учётом жанровой специфики.
Характеризовать героев произведения с использованием различных видов цитирования.

Раздел 2. ЗАГАДОЧНАЯ РУССКАЯ ДУША

Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта, работая с разными информационными источниками, в том числе с использованием медиапространства и ресурсов
традиционных библиотек и электронных библиотечных систем

40

Рабочая программа

Бывает всё на
свете хорошо
(1 ч)

Тематический
блок/раздел

А. Г. Битов. Рассказы
(один по выбору).
­Например: «Солнце»,
«Большой шар»,
­«Автобус», «Пятница,
вечер» и др. (из цикла
«Аптекарский
остров»)

Основное содержание

Знакомиться с фактами творческой биографии писателя и устанавливать их связь с проблематикой раздела.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Выразительно читать художественный текст.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе. Анализировать идейно-художественное содержание произведения, выявлять его проблематику, особенности сюжета и композиции с учётом жанровой специфики.

Выявлять нравственные проблемы в прочитанных произведениях, обосновывать их актуальность и выражать к ним личностное
отношение. Сопоставлять литературные тексты по заданным основаниям, в том числе с использованием иллюстративного материала учебника.
Составлять устный или письменный монологический ответ на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение.
Составлять и реализовывать программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме

Основные виды деятельности обучающихся

Продолжение

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

41

Дорогие мои
старики
(2 ч)

Б. П. Екимов. Рассказы (один по выбору).
Например: «Родня»,
«Старые люди», «Родительская суббота»,
«Старый да малый»
и др.

Знакомиться с фактами творческой биографии писателя и устанавливать их связь с проблематикой раздела.
Конспектировать лекцию учителя. Выразительно читать художественный текст.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы, в том числе в электронном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном
диалоге, работать в паре и в группе.
Анализировать идейно-художественное содержание произведения, выявлять его проблематику, особенности сюжета и композиции с учётом жанровой специфики.
Характеризовать героев произведения с использованием различных видов цитирования.
Устанавливать связь нравственной проблематики прочитанных
произведений с традиционными ценностями русского народа, обосновывать её актуальность и выражать личностное отношение.

Характеризовать героев произведения с использованием различных видов цитирования. Выявлять особенности мировоззрения
и идейно-эмоционального состояния героев.
Сопоставлять литературные тексты по заданным основаниям,
в том числе с кинофильмами.
Составлять устный или письменный монологический ответ на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение.
Составлять и реализовать программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме

42

Рабочая программа

Бессмертно всё
(1 ч)

Тематический
блок/раздел

А. А. Тарковский.
Стихотворения (два по
выбору). Например:
«Вот и лето прошло…», «Жизнь,
жизнь» («Предчувствиям не верю, и примет…»), «Первые свидания» и др.

Основное содержание

Знакомиться с фактами творческой биографии поэта и устанавливать их связь с проблематикой раздела.
Составлять тезисный план статьи учебника.
Выразительно читать поэтический текст, в том числе наизусть.
Эмоционально откликаться на прочитанное и выражать к нему
личное читательское отношение.
Осмысливать лексические и историко-культурные комментарии
и составлять свои комментарии на основе справочной литературы
и с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Работать со словарём литературоведческих терминов. Обоснованно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, работать в паре и в группе.
Анализировать идейно-художественное содержание стихотворения, выявлять его стилистические особенности и определять характер лирического героя.

Сопоставлять литературные тексты по заданным основаниям,
в том числе на основе диалога культур.
Сопоставлять произведение с его художественными интерпретациями в других видах искусств (театр, кино), в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Составлять устный или письменный монологический ответ на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение. Составлять и реализовать программу самостоятельного чтения произведений по изученной
теме

Основные виды деятельности обучающихся

Продолжение

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

43

И надо спешить
жить
(1 ч)

Стихотворения (одно
по выбору). Например: М. А. Светлов
«Гренада», «Каховка», «Моя поэзия»;
В. В. Маяковский
«Домой!» и др.

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию вступительной статьи к разделу учебника, составлять
к ней план (тезисы).
Знакомиться с фрагментами биографии поэта, определять его
роль и влияние на молодых литераторов.
Выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть.
Определять сюжет, тематическое своеобразие, художественноизобразительные средства стихотворного текста.
Аргументировано высказывать своё отношение к нему.
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий, расширять словарный запас.

Раздел 3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ?

Осмысливать нравственно-философские проблемы стихотворения
и выявлять их вневременное звучание.
Сопоставлять поэтические тексты по заданным основаниям, в том
числе с их художественными интерпретациями в других видах искусств (театр, кино, музыка и др.).
Составлять устный или письменный монологический ответ на выбранную тему, в том числе творческого характера.
Писать сочинение-рассуждение. Составлять и реализовать программу самостоятельного чтения произведений по изученной
теме.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта, исследования историко- и теоретико-литературного
характера с использованием первоисточников, научной и критической литературы, работая с разными информационными источниками, в том числе с использованием медиапространства и ресурсов традиционных библиотек и электронных библиотечных систем

44

Рабочая программа

Если б я мог
вернуть

В чём заключается счастье?
(2 ч)

Тематический
блок/раздел

В. О. Богомолов. Рассказы (один по выбо-

М. М. Зощенко. Рассказы (один по выбору). Например: «Счастье», «Семейное счастье» и др.

Основное содержание

Знакомиться с фактами биографии писателя, определять место автора в истории литературного процесса второй половины ХХ в.

Выявлять основное содержание статьи о писателе, составлять
план или тезисы к статье.
Выразительно читать и анализировать художественный текст,
подтверждая своё мнение цитатами.
Определять идейно-тематическое содержание произведения, его
жанровые и художественные особенности, выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Характеризовать сюжет и героев произведения.
Составлять лексические и историко-культурные комментарии.
Сопоставлять художественные тексты по заданным основаниям.
Аргументированно отвечать на вопросы и участвовать в коллективном диалоге, работать в паре и в группе.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме.
Работать со справочной литературой, в том числе в электронном
формате, применяя навыки работы в медиапространстве с соблюдением правовых и этических норм информационной безопасности. Участвовать в разработке коллективного/индивидуального
учебного проекта

Работать со справочной литературой, с ресурсами традиционных
библиотек и электронными библиотечными системами.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта

Основные виды деятельности обучающихся

Окончание

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ). Базовый уровень. 10—11 классы

45

ру). Например: «Первая любовь», «Сердца
моего боль» и др.

Рассказы (два по выбору). Например:
В. М. Сотников «Совпадение»; В. С. Токарева «Самый счастливый день», «Золотой
ключик»; Т. Е. Веденская «Сияющие аметисты» и др.

рассвет!
(2 ч)

А счастье всюду
(3 ч)

Знакомиться с фактами биографии писателя, этапами творческой
деятельности.
Эмоционально воспринимать и выразительно читать текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в дискуссии.
Определять идейно-тематическое содержание произведения, его
жанровые и художественные особенности, выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Соотносить художественные тексты писателей на основе диалога
культур.
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий, расширять словарный запас.
Работать со справочной литературой, в том числе в электронном
формате, применяя навыки работы в медиапространстве с соблюдением правовых и этических норм информационной безопасности.
Составлять и осуществлять программу самостоятельного чтения
произведений по изученной теме.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта

Эмоционально воспринимать и выразительно читать текст, отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы к тексту, участвовать в дискуссии.
Определять идейно-тематическое содержание произведения, его
жанровые и художественные особенности, выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий, расширять словарный запас.
Работать со справочной литературой, интернет-ресурсами.
Участвовать в разработке коллективного/индивидуального учебного проекта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».