Рабочая программа Литературное чтение на родном русском языке 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) на уровне начального общего образования
подготовлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений
в статьи 11 и 14 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации” на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г. № 64100), Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2
июня 2020 г.) и с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
(РУССКОМ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в
образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном
(русском) языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою
специфику.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по
учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли
литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от
поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и
художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического
пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой

культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире,
национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения
культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о
том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной
традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература
устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной
традиции в сознании младших школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:





воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному
наследию и современности, к традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:








формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества;
воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в
культурно- языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской
литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского
сознания и отражённых в родной литературе;
обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений
русской литературы;





формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении;
развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о
прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составлена на основе требований к предметным результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 17 часов в 4 классе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА
Я и книги
Испокон века книга растит человека
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например:
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава«Книжка с картинками»).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например:
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».

Любовь всё побеждает
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости,
любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например:
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья
Такое разное детство
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные исторические эпохи: взросление, особенности
отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например:
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы«Про печку», «Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю
Придуманные миры и страны
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Родная страна во все времена сынами сильна
Люди земли Русской
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).

Что мы Родиной зовём
Широка страна моя родная
Произведения, отражающие любовь к Родине; красоту различных уголков родной земли. Например:
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе
Под дыханьем непогоды
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их
развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время грозы».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной
деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:



становление ценностного отношения к своей Родине - России, в том числе через изучение художественных
произведений, отражающих историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;





сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение
ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений
и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых
в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:







признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых
средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в
том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:




уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том
числе информационной) при поиске дополнительной информации;



бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов
речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:



осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений;
экологического воспитания:




бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:




первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда
литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том
числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе
круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:



сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;








объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:







с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с
речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа
текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:





выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации,
для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в
словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);





соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:










воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения,
выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:






формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;





ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:




планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:







устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:







осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в
обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;




передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или
краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для
разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов

всего

контрольные
работы

Дата
изучения

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

практические
работы
1. Раздел «Мир детства»

1.1.

Я и книги

3

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/biblioteka

1.2.

Я взрослею

3

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/biblioteka

1.3.

Я и моя семья

3

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru

ttp://www.nachalka.com/biblioteka
1.4.

Я фантазирую
и мечтаю

Итого по разделу

1

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/biblioteka

10
2. Раздел «Россия – Родина моя»

2.1.

Люди земли Русской

2

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/biblioteka

2.2.

Что мы Родиной зовём

2

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/biblioteka

2.3.

О родной природе

3

school-collection.edu.ru
http://windows.edu/ru
ttp://www.nachalka.com/biblioteka

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВОЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

7
17

0

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».