Рабочая программа родной язык русский 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне начального общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована
на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном
языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной
язык (русский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому
учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не
к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом

Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о
диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного
курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и
поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно
практикоориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности
ориентироваться в
пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое миниисследование, проект,
наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее» —
включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об
изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории,
языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в
языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых
единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях;
формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование

умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое
освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и
осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения,
адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из
ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать
предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров,
стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
— осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание
значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать,
любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
— овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
— овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка
(прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах
русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными
русскому языку;

— совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
— совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
— совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским
литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
— приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 17
часов в 4 классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с качествами и чувствами людей (например,
добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); связанные с обучением. Лексические единицы с

национально-культурной семантикой, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец,
сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с
родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с
пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но
различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о
происхождении слов). Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова
в языках других народов.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в
речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на
пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и
предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Различные виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка
и культуре русского народа.
Приёмы работы с примечаниями к тексту. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Соотношение частей прочитанного или прослушанного текста: установление причинноследственных отношений этих
частей, логических связей между абзацами текста. Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление первоначального и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных
словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) на уровне начального общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты при реализации основных направлений воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного
русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли
русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов
России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе
через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,

уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в
том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием
адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в
искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе

приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений; экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий,
приносящих ей вред; ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные
интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для
классификации языковых единиц; классифицировать
языковые единицы;

находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя
вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:

выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем
способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей)
правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с
учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные
действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и
дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной
задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный
материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования,
распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать
последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную
ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями
мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в
произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
— осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с изученными темами;
правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа,
элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в
современных ситуациях речевого общения;
— соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного
числа настоящего и будущего времени;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации
подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
— редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
— соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках
изученного);

— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения
нормы формообразования;
— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
— пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу,
извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или
работы одноклассника, мини-доклад;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и о культуре русского народа;
— владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных
текстов об истории языка и культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных,
выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
— соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинноследственные отношения
этих частей, логические связи между абзацами текста;

— составлять план текста, не разделённого на абзацы;
— приводить объяснения заголовка текста;
— владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
— владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с
изменением лица;
— создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастерклассах, связанных с народными промыслами;
— создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и
представлять его в устной форме;
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
— редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла;
— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять
первоначальный и отредактированный тексты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

2

Язык в действии

3

3

Секреты речи и текста

7

4

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

2

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».