РП Литературное чтение на родном (русском) языке 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке на уровне начального общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке разработана для организаций, реализующих
программы начального общего образования. Программа по литературному чтению на родном (русском) языке
направлена на оказание методической помощи образовательным организациям и учителю и позволит:
 реализовать в процессе преподавания литературного чтения на родном (русском) языке современные подходы
к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
 определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание литературного чтения на
родном (русском) языке по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
 разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса.
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке направлена на формирование понимания места
и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и
передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей, понимания роли
фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и
эстетического пространства субъекта Российской Федерации, на формирование понимания родной литературы как
одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления
национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций,

формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом
чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу содержания программы по
литературному чтению на родном (русском) языке положена идея о том, что русская литература включает в себя
систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их
сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает преемственную связь
прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ
(РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
В программе по литературному чтению на родном (русском) языке представлено содержание, изучение которого
позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы, взаимосвязь русского языка и русской
литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Литературное чтение на родном
(русском) языке направлено на расширение литературного и культурного кругозора обучающихся, произведения
фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения обучающихся,
позволяют обеспечить знакомство обучающихся с ключевыми для национального сознания и русской культуры
понятиями. Предложенные обучающимся для чтения и изучения произведения русской литературы отражают разные
стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие,
милосердие, совесть, правда, любовь и другие).
При определении содержания литературного чтения на родном (русском) языке в центре внимания находятся:
 важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении
длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть).

Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия обучающихся на уровне
начального общего образования произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную
специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает обучающимся понять
ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры;
 интересы обучающегося: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники
обучающегося, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе по литературному
чтению на родном (русском) языке культурно-исторические понятия. В программу по литературному чтению на
родном (русском) языке включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути
взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров, отбор произведений позволяет
обучающемуся глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе по
литературному чтению на родном (русском) языке представлено значительное количество произведений современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и
понятны современному обучающемуся.
 произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений
образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог
искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке» содержание обучения для
каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя».
Программа по литературному чтению на родном (русском) языке предусматривает выбор произведений из
предложенного списка в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, а также вариативный компонент
содержания, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России в целях

выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике.
Произведения региональных авторов учителя могут включать в рабочие программы по своему выбору и с учётом
национально-культурной специфики региона.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Целями изучения литературного чтения на родном (русском) языке являются:
 воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной
культуры;
 включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному
наследию и современности, к традициям своего народа;
 осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской
культуры;
 развитие читательских умений.
Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей
многонационального российского общества;
 воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося
в культурно-языковое пространство своего народа, формирование у обучающегося интереса к русской литературе как
источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;

 формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального
русского сознания и отражённых в родной литературе;
 обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения
произведений русской литературы;
 формирование

потребности

в

постоянном

чтении

для

развития

личности,

для

речевого

самосовершенствования;
 совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении;
 развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных
высказываний о прочитанном.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературного чтения на родном (русском) языке – 118
часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю),
в 4 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.

Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок, стихов. Например:
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим людям. Например:
В.В. Бианки «Сова».
Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственно-этической ценности, значимой для
национального русского сознания. Например:
Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как нравственном ориентире. Например:
С.П. Алексеев «Медаль».
В.В. Голявкин «Этот мальчик».

Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях. Например:
С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
Е.В. Григорьева «Мечта».
Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа. Например:
В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В.И. Дале» (фрагмент).
М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.

Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём. Например:
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В.А. Жуковский «Жаворонок».
А.С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах, отражение этих представлений в
фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М.С. Пляцковский «Колокольчик».
В.А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благинина «Журавушка».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения
федеральной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным
направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение художественных
произведений, отражающих историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
 уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных
произведений и фольклора;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в фольклорных и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
 признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского
опыта;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых
средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания

и сопереживания чувствам других людей;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
 сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в
том числе с использованием примеров художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
 физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами, неприятие действий,

приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда
литературоведческих понятий;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в
том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при
выборе круга чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне начального общего
образования

у

обучающегося

будут

сформированы

познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
 сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии
текстов;
 объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
 находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма
наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при
анализе текстов;

 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
У

обучающегося будут сформированы

следующие

базовые исследовательские действия

как

часть

познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии
с речевой ситуацией;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное мини исследование, выполнять по предложенному плану
проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового
анализа текста, формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном
источнике: в словарях, справочниках;

 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
 анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
 понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления результатов работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных
учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
ситуацией;
 подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных
учебных действий:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом
текстов;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
 находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в течение четырёх лет обучения
должно обеспечить:
 понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности народа, как особого способа
познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных
ценностей и традиций;
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения произведений
русской литературы;
 осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для познания себя, мира,
национальной истории и культуры, для культурной самоидентификации, для приобретения потребности в
систематическом чтении русской литературы;
 ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков героев с нравственными
нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев;
 овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
 совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение элементарными приёмами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов);
 применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования (умения

участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение
ссылками на текст, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде
пересказа, полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения);
 самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга чтения;
 использование справочных источников для получения дополнительной информации.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам
программы по литературному чтению на родном (русском) языке:
 ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными
нормами;
 владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и
видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
 совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и
про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации художественных и учебных текстов;
 применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать
в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на
текст;
 обогащать собственный круг чтения;
 соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с впечатлениями от других видов
искусства.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел 1. Мир детства.
1.1

Я и книги.

4

1.2

Я взрослею

7

1.3

Я и моя семья.

5

1.4

Я фантазирую и мечтаю.

3

Итого по разделу

19

1
1

2

Раздел 2. Россия – Родина моя.
Люди земли русской.
Народные праздники, связанные с
временами года.

4

О родной природе.

7

1

Итого по разделу

15

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2.1
2.2
2.3

4

3

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».