Рабочая программа Родной (русский) язык 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по родному (русскому) языку на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по родному (русскому) языку разработана для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы начального общего образования. Программа по родному (русскому) языку разработана с
целью оказания методической помощи педагогическому работнику в создании рабочей программы по учебному
предмету «Родной (русский) язык.
Программа по родному (русскому) языку позволит педагогическому работнику:
 реализовать в процессе преподавания родного (русского) языка современные подходы к достижению
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в ФГОС НОО;
 определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Родной
(русский) язык» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО;
 разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса.
Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных ФГОС НОО для
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа по родному (русскому) языку
ориентирована на сопровождение учебного предмета «Русский язык», входящего в предметную область «Русский язык
и литературное чтение».
2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
В соответствии с ФГОС НОО родной (русский) язык входит в предметную область «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», представленное в программе по родному (русскому)
языку, соответствует ФГОС НОО.
Содержание программы по родному (русскому) языку направлено на удовлетворение потребности обучающихся
в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
В содержании программы по родному (русскому) языку предусматривается расширение сведений, имеющих
отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚
внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом. Программа по родному (русскому) языку отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
Основные содержательные линии программы по родному (русскому) языку соотносятся с основными
содержательными линиями учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования, но не
дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами изучения родного (русского) языка являются:
 совершенствование у обучающихся как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка
и речи, развитие языковой интуиции, изучение исторических фактов развития языка;
3

 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое миниисследование, проект, наблюдение, анализ и другие), включение обучающихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе по родному (русскому) языку выделяются три блока.
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение
знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национальнокультурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов
России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением
языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических
ситуациях, формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка,
развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой
речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного), развитие
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков обучающихся (умениями определять цели общения, участвовать в
речевом общении), расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных
центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
4

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Целями изучения родного (русского) языка являются:
 осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа,
понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание
национального своеобразия русского языка, формирование познавательного интереса к родному языку и желания его
изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
 овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России, воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России, овладение культурой межнационального общения;
 овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка
(прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах
русского литературного языка и русском речевом этикете, овладение выразительными средствами русского языка;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским
литературным языком в разных ситуациях его использования, обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
5

 приобретение

практического

опыта

исследовательской

работы

по

русскому

языку,

воспитание

самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (русского) языка, – 118 часов: в 1 классе – 33 часа (1
час в неделю), во 2 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 4 классе – 17 часов (0,5
часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Русский язык: прошлое и настоящее.
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа.
Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта:
дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и другие);
как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и другие).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание.
Словарь в картинках.
6

Язык в действии.
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа
по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Секреты речи и текста.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи.
Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно
поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре
русского народа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы по родному (русскому) языку на уровне начального общего
образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
7

Гражданско-патриотическое воспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение родного русского
языка, отражающего историю и культуру страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка
как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
 уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных
произведений;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
 признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского
опыта;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств
для выражения своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).
8

Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова,
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в
том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых
способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных
произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
9

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе
языка как одной из составляющих целостной научной картины мира), познавательные интересы, активность,
инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения родного (русского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных
универсальных учебных действий:
 сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц,
устанавливать аналогии языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые
единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем
алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно
выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
10

 выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного
алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать
выводы.
У

обучающегося будут сформированы

следующие

базовые исследовательские действия

как

часть

познавательных универсальных учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев), проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование,
выполнять по предложенному плану проектное задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования), формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для
уточнения;
11

 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном
источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного
учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова,
о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно создавать
схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в
знакомой среде, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение, строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой
12

ситуацией;
 подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах
наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для
преодоления речевых и орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике,
использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибки;
 сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по
предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
13

 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных
задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной (русский) язык» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить
воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурноязыковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка, приобщение к литературному
наследию русского народа, обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета, расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров.

14

1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным темам
программы по родному (русскому) языку:
 распознавать

слова

с

национально-культурным

компонентом

значения,

обозначающие

предметы

традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значения устаревших слов по указанной тематике;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
 понимать значения русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
 осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного
человека;
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения;
 соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках
изученного);
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
 уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и другие);
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке в
15

соответствии с ситуацией общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории
языка и культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные
факты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

1

Секреты речи и текста

12

0

2

Язык в действии.

9

0

3

Русский язык: прошлое и настоящие

8

0

4

Секреты речи и текста.

4

0

33

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

0

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».