Программа Спортивные игры Баскетбол

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы



















1.1. Пояснительная записка
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
на 31.07. 2020);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» ;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом
Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию
и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 г. № 996-р ;
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневыепрограммы)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-






психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 №
ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 №
131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019);
Устав МБОУ «Сизовская средняя школа»;
- Учебный план дополнительного образования МБОУ «Сизовская средняя
школа» на 2022/2023 учебный год

Направленность – физкультурно - спортивная.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее
количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов,
что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень
соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает
также психологическую подготовку.
Актуальность заключается в том, что у детского населения России в последнее
десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации
здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим
веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни
необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на
сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной
активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет
оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского
организма. На учебно-тренировочных занятиях учащиеся получают определенные
навыки игры в баскетбол. Данные занятия позволяют учащимся получить
определённые навыки игры в баскетбол. Занятия способствуют укреплению костносвязочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В
процессе занятий баскетболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты
и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 13 до17 лет и
реализуются в течение учебного года. Программа служит основным документом для
эффективного построения многолетней подготовки резервов юных баскетболистов и
содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного
возраста.
Педагогическая целесообразность программы. Программа составлена на основе
личностно-ориентированного подхода. Для достижения высоких показателей
реализации программы каждому обучающемуся подбирается индивидуальный
комплекс выполнения упражнений, правильнее сказать – комплекс один, а вот
подходы к выполнению и их интенсивность разная, в зависимости от возможностей и
целей ребенка и педагога. При подборе комплекса учебный материал
дифференцируется с учётом физических и психологических особенностей каждого
обучающегося.
Адресат программы. Учащиеся в возрасте от 13 до 17 лет, независимо от пола,
проявляющие интерес к занятиям спортом, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья. Для обучения по программе комплектуются разновозрастные
группы. Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и

соответствия его объема возрастным особенностям. Создаются условия для
дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с уровнем
предварительной подготовки, возрастными, психофизическими особенностями.
Объем программы и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (36 часов).
 условия набора детей в объединение: принимаются все желающие;
 условия формирования групп: группа разновозрастная;
 общая нагрузка программы составляет 36 часов
Формы обучения.
Программа предполагает очную форму обучения.
Количество учащихся 30 человек
Нормы наполнения групп –25-30 человек.
Особенности организации образовательного процесса
Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного
процесса происходит в группах. Группы разновозрастные. Состав группы:
постоянный; занятия: групповые. Образовательный процесс строится на основе
дифференцированного обучения и учета индивидуальных способностей и
возможностей каждого учащегося. Программа предусматривает широкое
использование всех видов межпредметных связей. Повышение интереса у учащихся к
занятиям спортом это основной мотив повседневной работы педагога. Этому
способствует применение различных методов и приемов работы, умелое сочетание и
чередование теоретических и практических занятий. Основной показатель работы
спортивной секции по баскетболу - стабильность состава занимающихся, динамика
прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по
уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях
физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и
теоретической подготовки, результаты участия в соревнованиях.
Режим занятий расписание занятий составляется в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия,
предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после
окончания основного учебного процесса. Продолжительность занятия исчисляется в
академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут. В группы
записываются все желающие по заявлению и согласию родителей и законных
представителей.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Задачи:
Обучающие:
- освоить технику игры в баскетбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:

- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование техникотактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных
сил юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к
общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в
будущем.
1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Для школьников баскетбол является не только увлекательной атлетической игрой,
включенной в образовательную программу, но и эффективным средством физического
воспитания.
Баскетбол как особо подвижная игра с максимальным уровнем физической нагрузки
решает задачи по укреплению здоровья, развитию ловкости и координации, быстроты
реакции, а также закаливанию характера обучающих, воспитанию духа коллективизма
и соперничества, ответственности.
1.4. Содержание программы
Учебный план
№п/п

Содержание
всег
о

Кол-во часов
в том числе
теоре практиче
тичес
ских
ких
3

форма
аттестации/
контроля

1

Теоретическая подготовка

3

2

Общая физическая подготовка:
1.общеразвивающие упражнения;
2.легкоатлетические упражнения и
акробатические упражнения;
3.подвижные игры и эстафеты;
Специальная физическая подготовка:
1.упражнения для развития быстроты;
2.упражнения для развития скоростносиловых качеств;
3.упражнения для укрепления мышц,
развития ловкости и специальной
выносливости.
Основы техники и тактики игры в
баскетбол
Учебно-тренировочные игры
Контрольные нормативы и участие в
соревнованиях
Итого

3

1

2

3

1

2

тест,
наблюдение

21

6

15

наблюдение

4
2

соревнования
нормативы

3

4
5
6

4
2
36

11

25

входной
контроль
собеседование

Содержание изучаемого курса
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (3ч)
Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре и спорте.
Физическое воспитание школьников. Массовые
развития физической культуры среди населения.
Краткий обзор развития баскетбола. История возникновения. Развитие вида спорта в
России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по
баскетболу в России. Краткая характеристика вида спорта как средства физического
воспитания.
2. Гигиенические знания и навыки. Использование естественных факторов
природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Правила
закаливания. Гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом.
3. Основы техники и тактики баскетбола. Понятие о технике игры в баскетбол.
Основные технические приемы. Значение технической подготовки. Понятие о тактике
игры. Характеристика тактических действий в баскетболе. Правила игры в баскетбол.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА(3 ч)
Общая физическая подготовка осуществляется на основе программы по физической
культуре для 7—11-х классов средней школы. В качестве основных средств общей
физической подготовки применяются:
гимнастические упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с
предметами, висы, упоры, лазание, метания, прыжки;
спортивные игры (ручной мяч); занимающиеся должны хорошо овладеть
передачами и ловлей мяча, ведением его, изучить индивидуальные тактические
действия и простые взаимодействия игроков в нападении и защите;
подвижные игры, с предметами, с преодолением несложных препятствий и на
быстроту реакции; легкоатлетические упражнения - в основном применяются
преимущественно бег на короткие дистанции, кроссы, прыжки и метания.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (3 ч)
Упражнения для развития быстроты. Бег (рывки) с высокого и низкого
старта на 20—30 м лицом вперед, боком вперед, спиной вперед. Передвижение
приставными шагами правым и левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед,
двойными шагами и скачками.
Во время передвижения одним из указанных выше способов ускорения в
определенных границах площадки и в ответ на сигналы. Во время ходьбы в колонну
по одному вдоль границ площадки по сигналу последний в колонне делает рывок и,
обогнав колонну, идет впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д. Кроме бега,
при обгоне применяются и другие способы перемещения. Бег с изменением
направления — оббегание препятствий (стоек, набивных мячей и т. п.) или
занимающихся, идущих в колонне. Различные перемещения в сочетании с
бросками и ловлей набивных мячей.
Соревнования в беге на 20, 30, 60 м, а также на быстроту перемещения другими
способами (на время). Специальные эстафеты с бегом, передвижением приставными
шагами и различным сочетанием способов перемещения, а также с переноской груза
(набивных мячей и т. п.) и преодолением препятствий.

Упражнения для привития навыков быстрого рывка с места и быстроты
ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 10—15 м из
исходных положений: сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по
отношению, - к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег зигзагами с остановками и изменением направления. «Челночный бег» на 5 и 10м.
(общий пробег за одну попытку 20—30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале
пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. По принципу «челночного»
бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках.
Передвижение (бег, приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль
границ площадки. По сигналу — выполнение определенного задания: ускорение,
остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360° —
прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т. д. То же, но
занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии в сетке.
То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал занимающиеся
выполняют определенное действие.
Подвижные игры; «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые
различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты
игры «Салочки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше
заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Упражнения для преимущественного укрепления мышц, участвующих в
выполнении основных технических приемов игры. Передачи. Сгибание и
разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями,
сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на
месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных
суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, В стороны, вниз, пальцы
вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но
опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя
руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа.
Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.
Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и
ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистями и пальцами)
Многократные передачи баскетбольного (футбольного) мяча о стену и ловля.
Поочередная ловля и броски набивных и баскетбольных мячей, которые со всех
сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о
площадку. Упражнения для кистей рук с гантелями. Сжимание теннисного
(резинового) мяча.
П о д а ч и мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой
амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с
максимальным прогибанием в грудной части при замахе. Броски мяча снизу одной
и двумя руками
Нападающие удары.Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой
рукой) в цель на стене (высота 1,5—2 м) или на полу; расстояние от 5 до 10 м.
Метание выполняется с места, с разбега, после поворотов, в прыжке. Соревнование на
точность метания малых мячей.
Упражнения на развитие прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног с
взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (или двумя)
в руках. Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно

согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица —
быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться).
Многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля после
приземления. Стоя на расстоянии 1—1,5 м от стены (щита) с набивным
(баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться,
снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д.
(выполняются ритмично, без лишних подскоков). То же, но без касания мячом стены
(с 14 лет — прыжки на одной ноге). Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в
движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же . с отягощением (2—3
набивными мячами в руках). Вспрыгивание на сложенные гимнастические маты
(высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также
увеличивается постепенно. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением
препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево,
отталкиваясь двумя ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча,
отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага.
Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей,
укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки.
Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по
лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине.
Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора
присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора стоя на
коленях. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры
руками. Перекат в сторону согнувшись с поворотом на 180° из седа ноги врозь с
захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись.
Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на
лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на руках с помощью и опорой
ногами о стену (с 13 лет для мальчиков).
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов
и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами.
Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной
стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад
прогнувшись из стойки на лопатках и на руках с помощью. Кувырок назад
прогнувшись через плечо (с 14 лет).
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО БАСКЕТБОЛУ(21ч)
Техническая подготовка
1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на
одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной
скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против
игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от
груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от
плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача
одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача
одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля

высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча
в движении.
3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением
направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой
поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с
правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в
баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после
ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя
руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в
баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с
места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после
ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней
дистанции.
Тактическая подготовка
Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч
после отскока от щита. Быстрый прорыв. Вырывание мяча. Выбивание мяча.
Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными
тактическими действиями.
Учебно-тренировочные игры (4ч)
Контрольные нормативы и участие в соревнованиях (2 ч)
.

1.5. Планируемые результаты
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков:
По окончании года обучения обучающиеся будут знать: историю возникновения
баскетбола; обзор развития баскетбола в России; сведения из анатомии,
физиологии, гигиены, врачебный контроль; методику спортивной тренировки,
планирование, построение разминки; технику баскетбола; морально-волевой
облик спортсмена;
уметь: показывать комплексы физических упражнений и на развитие быстроты,
общей и скоростной выносливости, гибкости, координации движений, силы, на
формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия и обучать
других выполнению этих комплексов; углублённо разучить атакующий удар, а
также их комбинации. Владеть основами техники баскетбола, взаимодействовать
со сверстниками в процессе занятий.
К моменту завершения программы обучающиеся научатся:
 Основам знаний о здоровом образе жизни.
 технике и тактике игры в баскетбол;
 тактическим приемам

 проводить специальную разминку, самостоятельно организовать проведение
спортивных игр.
Учащиеся сумеют развить качества личности:
 Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
 Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
 Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в
коллективе.
 Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе,
республике, стране.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебный период - с 01 сентября по 31 мая.
Количество учебных недель – 36 недель.
Продолжительность каникул – 01 июня – 31 августа.
На освоение учебного материала отводится 36 часов в год.
График занятий: 1 раз в неделю, занятия по 45 мин.
Необходимым условием организации занятий является соблюдение санитарногигиенических требований и техники безопасности.
При планировании теоретических и соревнований учитываются сезонные
изменения погоды. Во время каникул планируются массовые мероприятия:
соревнования.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
6
17
18
1
9
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов

итоговый контроль

4

нормативы

наблюдение

соревнования

март

соревнования

4

наблюдение

наблюдение

февраль

наблюдение

4

наблюдение

1 полугодие

наблюдение

наблюдение

наблюдение

январь

наблюдение

4

наблюдение

наблюдение

4

наблюдение

декабрь

наблюдение

Уровень базовый

наблюдение

тест

наблюдение

ноябрь

наблюдение

4

наблюдение

наблюдение

наблюдение

октябрь

наблюдение

4

наблюдение

наблюдение

наблюдение

месяц

сентябрь

наблюдение

4

наблюдение

наблюдение

1

собеседование

тест
собеседование
3

соревнования

кол-во кол-во кол-во
часов в часов в учебных
месяц неделю недель

2

нормативы

аттестация/форма
контроля

Календарный учебный график
год обучения 2022/2023 г.г.
2 полугодие
апрель
май

4

2.2.Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Кадровое обеспечение – учитель физической культуры, имеющий высшее
образование, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и
выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные
обязанности.
Материально-техническое обеспечение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Щиты с кольцами
Стойки для обводки
Гимнастическая стенка
Гимнастическая скамейка
Скакалки
Гимнастические маты
Мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные
Гантели различной массы

Формы аттестации
Текущий контроль, выполнение нормативов, участие в соревнованиях (внутри
образовательного учреждения между классами, на муниципальном уровне).
Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия
зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых
проводятся занятия.
Периодически целесообразно выделять на общую физическую подготовку
отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются знакомые
упражнения и игры. В основной части изучается техника упражнений баскетбола и
проводятся спортивные игры.
Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей
технике и тактике вида спорта. Основным средством ее являются специальные
упражнения (подготовительные).
Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения
техникой и тактикой игры (укрепление кистей рук; развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в. выполнении технических приемов, упражнения для
развития прыгучести, акробатические, упражнения с набивными мячами, развитие
быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения в ответных действиях на
сигналы, различные игры). Систематическое применение подготовительных
упражнений ускоряет процесс обучения техническим приемам и создает
предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков.
Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения
с предметами: набивными, баскетбольными, волейбольными, теннисными мячами; со
скакалкой.
Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет
отличительную особенность обучения детей технике.
Обучение тактическим действиям - одна из главных задач подготовки старших
школьников. Формирование тактических умений начинается с первых шагов с
развития у учащихся быстроты реакции, и ориентировки, сообразительности, а
также умений, специфичных для игровой деятельности. Сюда относиться умение
принять, правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение

взаимодействовать с другими игроками; умение наблюдать и быстро выполнять
ответные действия и т.д.
Способы определения результативности:
- выполнение контрольных испытаний (упражнений);
- участие в соревнованиях.
- беседа;
- диагностика.
Формы подведения итогов реализации программы – контрольные испытания:
освоение теоретической подготовки: в виде тестирования по изученному
материалу;
физическая
подготовка:
уровень
общей
физической
подготовленности определяется при выполнении контрольных нормативов
по ОФП, проводимых в начале и конце учебного года; участие в
соревнованиях внутришкольного и муниципального уровня.

2.3.Формы учебной деятельности
Основная форма учебно-тренировочное занятие,предусмотрены планом открытые
занятия, турниры, соревнования.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование
учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую
документацию:
·программа спортивной секции «Спортивные игры:баскетбол»;
·годовой план - график прохождения материала;
·поурочные планы;
·журнал учёта работы, посещаемости.
Алгоритм учебного занятия: подготовительная часть (15-25% времени), основная
(70-80%), заключительная (2-5%). Время рассчитываем от продолжительности занятия
45 минут. Групповая работа, круговая тренировка, использование нестандартного
оборудования.
2.4. Список литературы
Литература для преподавателя:
1. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь,
1997.
2. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004.
3. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001.
4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр
«Академия».2008.

5. Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная программа
подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года в
Лондоне (баскетбол). - М., РФБ, 2005.
6. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В.
Структура подготовки
баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле
(методические разработки). Москва 2002г.
7. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ.
Астрель. 2006. 216 с.
8. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010.
9. Программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования
СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004.
10.Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом
в спортивных играх. - М., 1996.
11.Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие
под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с.
12.Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе:
обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009.
13.Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. СП. 2000. 58 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002
2. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. ACT.
2007
3. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. ACT. 2006
4. Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004
5. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002
6. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999
7. Леонов А.Д. Малый А. А. Баскетбол - книга для учащихся - Киев, Радянська
школа, 1989
1.
2.
3.
4.
5.

6.

Дополнительная литература:
Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от
простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008.
Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола.
Москва, 2010.
Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2006.
Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный
баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с.
Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика
обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск,
2011.
Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения
против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002.

7. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва,
2009.
8. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке.
Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва,
2010.
9. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на
английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012.
10.100 лет российского баскетбола: история, события, люди (Текст) : справочник
/ Автор-составитель В.Б. Квасков. – М.: Советский спорт. 2006. – 274 с.:ил.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола
2. www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации
баскетбола
3. www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола
4. www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России
4. www.mbl.su - Вэб-сайт Московской баскетбольной лиги
5. www.cskabasket.com - Вэб-сайт ПБК "ЦСКА" Москва
6. 7.www.vtb-league.com Вэб-сайт лиги ВТБ
7. www.euroleague.net - Вэб-сайт Евролиги

Раздел 3. Приложения

3.1.Оценочные материалы
С целью оценки результатов освоения программного материала, определения
степени достижения цели и решения поставленных задач, а также влияния
физических упражнений на организм обучающихся осуществляется медикопедагогический контроль. Контроль должен быть комплексным, проводиться
регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных
критериях.
Контроль за состоянием здоровья, допуск к занятиям баскетболом и участия в
соревнованиях осуществляется медицинскими работниками – врачами
медицинских учреждений.
Допуск к занятиям на спортивно-оздоровительном этапе проводится на основании
заключения о состоянии здоровья от педиатров детской поликлиники по месту
жительства.
Обучающиеся ежегодно проходят медицинское обследование и по результатам
обследования осуществляется допуск к занятиям спортом. Для оперативного
контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к
тренировочным нагрузкам (после болезни, травмы), а также допуска
обучающегося к тренировочным занятиям и соревнованиям - осуществляются
текущие медицинские наблюдения.
Педагогический контроль за физической подготовленностью осуществляется
тренером-преподавателем с помощью контрольных упражнений, которые
представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств.
Текущий контроль проводится для определения уровня освоения программного
материала, физической и спортивной подготовленности обучающихся.
Основными критериями оценки обучающихся на спортивно- оздоровительном
этапе являются:
 регулярность посещения занятий;
 положительная динамика развития физических качеств обучающихся;
 уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической
культуры и спорта, гигиены, самоконтроля;
 отсутствие медицинских противопоказаний для занятий.
Тестирование (контрольные нормативы) проводится два раза в год (сентябрь,
май) и позволяет установить конечный результат работы, сопоставить их с
исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно- воспитательного
процесса.
Выполнение контрольных нормативов - важнейший критерий для перевода
обучающихся на этапы начальной и тренировочной подготовки.
Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности
учащихся выполняется комплекс контрольных упражнений:

Нормативы для оценки результатов освоения теоретического материала

Оцениваемые
параметры

Контрольные
упражнения (тесты)

Теоретическая
подготовка

Тест (Приложение
№1,2)

Тесты

№

1 Ведение мяча с обводкой стоек
(через 3 м). Отрезок 15 м. туда и
обратно
2 Челночный бег 3х10м с ведением
мяча (сек).

3 Штрафной
бросков).

4

бросок

(из

10

Бросок в кольцо после ведения
мяча (из 10 попыток).

5 Броски мяча в стенку с 3 м. и
ловля после отскока за 30 сек
(количество раз).

высокий
М
Д
10
11
8,8
9,8
8,5
9,5
8,4
9,4
8,6
9,0
8,3
8,6
8,1
8,5
8,0
8,4
5
5
5
5
6
6
6
6
5
5
6
6
7
7
8
8
19
18
20
19
21
20
22
20

Значение результата
для получения оценки
«зачтено»
не
менее50%
правильных ответов

результат
средний
М
Д
10,5 11,5
9,0
10
8,8
9,7
8,7
9,6
8,9
9,2
8,5
8,8
8,4
8,7
8,3
8,6
4
4
4
4
5
5
5
5
4
4
5
5
6
6
7
7
18
17
19
18
19
18
20
19

М
11
9,3
9,0
9,0
9,2
8,8
8,7
8,6
3
3
4
4
3
4
5
6
17
18
18
19

низкий
Д
12
10,3
10
10
9,4
9,0
9,0
9,0
3
3
4
4
3
4
5
6
16
17
17
19

3.2. Методические материалы
Для повышения интереса обучающихся к занятиям баскетболом, решения
развивающих и воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные
формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы создают у учащихся
предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель
использует объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы
применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий,
видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления
об изучаемых действиях. Практические методы:17 23 метод упражнений; игровой;
соревновательный,
круговой тренировки. Главным из них является метод
упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом, по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
сформировались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки
предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах

(станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических
способностей занимающихся. Для реализации Программы необходимы материальнотехническое, информационное и кадровое обеспечение.
3.3 Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема занятия

Кол- Дата
во по
часов плану

по
факту

Форма
аттестации/
контроля

сентябрь

1

Физическая культура
и спорт в России.

1

входной
контроль

2

Гигиенические знания
и навыки.

1

собеседование

1

собеседование

1

наблюдение

Основы техники и
тактики баскетбола
Общеразвивающие
4
упражнения
Итого за месяц
3

4

октябрь

Легкоатлетические
упражнения,
5
акробатические
упражнения;
Подвижные игры и
6
эстафеты
Упражнения для
7
развития быстроты
Упражнения для
8
развития скоростносиловых качеств;
Итого за месяц

наблюдение
1

1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение

1
4

ноябрь

9

Упражнения для
укрепления мышц, для
разви-тия ловкости и
специальной
выносливости.

наблюдение

10

ТБ на занятиях в
спортивном зале, на
занятиях бас-кетболом.
Переда-ча, ведение,
броски мяча

1

11-12 Ловля, передача мяча
Итого за месяц

2
4

наблюдение

1
1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение
промежуточный
контроль

1

наблюдение

декабрь

13
14
15

Ведение с обводкой.
Броски мяча
Штрафной бросок
Специальные
16
упражнения и
комбинации.
Итого за месяц
Итого за 1 полугодие

1
4
16

Примечание
(корректировка
)

январь

Ведение с разной
высотой отскока.
19
Круговая тренировка
Вырывание и
20
выбивание мяча
Итого за месяц
17-18

2
1
1

наблюдение
наблюдение
наблюдение

4

февраль

Индивидуальная
защита.
Специальные
22
упражнения и
комбинации.
Ведение с разной
высотой отскока с
23
изменением
направления
Позиционное
24
нападение
Итого за месяц
21

1

наблюдение
наблюдение

1
наблюдение
1

1

наблюдение

4

март

25

Прессинг.
Бросок одной рукой в
26-27
прыжке
28
Круговая тренировка
Итого за месяц

1
2
1
4

наблюдение
наблюдение
наблюдение

апрель

29
30

Нападение быстрым
прорывом.
Специальные
упражнения и
комбинации.
Игра в баскетбол

3132
Итого за месяц
май
33Контрольные
34
нормативы и участие в
соревнование в
группах
35Соревнование.
36
Итоговое занятие
Итого за месяц
Итого за 2 полугодие
Итого за год

1

наблюдение
наблюдение

1
2

соревнования

4
нормативы

2

2
4
20
36

итоговый
контроль


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».