Программа Мир в объективе

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка.
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже
поверхностный анализ человеческой деятельности позволяет с полной
уверенностью утверждать: наиболее эффективным и удобным для восприятия
видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация
графическая. Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в
настоящий момент и пользуется большой популярностью у учащихся. Умение
работать с различными графическими редакторами является важной частью
информационной компетентности ученика. Цифровая графика, как одна из
значимых тем школьного курса информатики, активизирует процессы
формирования самостоятельности школьников, поскольку связана с обучением
творческой информационной технологии, где существенна доля элементов
креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных
образов, их оформление средствами компьютерной графики, разработка
компьютерных моделей требует от учащихся проявления личной инициативы,
творческой самостоятельности, исследовательских умений. Данная тема
позволяет наиболее полно раскрыться учащимся, проявить себя в различных
видах
деятельности
(проектировочной,
конструктивной,
оценочной,
творческой, связанной с самовыражением и т.д.).
Данная программа способствует развитию познавательных интересов
учащихся; творческого мышления; повышению интереса к фотографии, имеет
практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области
информационных технологий и практических навыков работы с графической
информацией является составным элементом общей информационной
культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста
профессионального мастерства.
В объединение принимаются учащиеся с 5-9 классов, желающие научиться
самостоятельно, пользоваться современной цифровой фототехникой.
Фотокружок прививает
учащихся любовь к
технике,
развивает
наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию. Настоящая
программа рассчитана на 34 часа и является начальной ступенью овладения
комплексом минимума знаний и практических навыков, последующих для
последующей самостоятельной работы. Работа объединения проводится в
течение одного года по 1 часу в неделю. При выполнении работ следует
максимально использовать личную инициативу учащихся, с тем, чтобы
поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и
современных тем. Данный курс способствует развитию познавательной
активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к
информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий. Специфика
кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость,

собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в
решении проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это
заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести
уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся
могут применить в различных областях знаний, а также они являются
фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области
трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Нормативно-правовая основа программы














Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на
01.07.2020);
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» ;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 №16) ;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от29.05.2015 г. № 996-р ;
Концепция развития дополнительного образования детей,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р;
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному
проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;













Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от
05.05.2018
№
298н
«Об
утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направленииинформации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневыепрограммы)»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 №
ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»;
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от
20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019);
Устав МБОУ «Сизовская средняя школа»;
- Учебный план дополнительного образования МБОУ «Сизовская
средняя школа» на 2022/2023 учебный год

Направленность - техническая
Новизна данной программы в том, что она предназначена для обучения с
нулевого уровня школьников нескольким видам деятельности: цифровым
технологиям получения и обработки изображения наряду с изучением
традиционных процессов в фотографии и видеографии. Она дает возможность
ребенку расширить и на практике применить свои знания – создать видео- и
фото- продукт. Данная программа не дает ребенку «уйти в виртуальный мир»,
она учит видеть красоту реального окружающего мира посредством искусства
фотографии и видеосъемки, способствует формированию эстетической
культуры. Используются педагогические технологии: групповое обучение,
технология сотрудничества, проектная деятельность.
Актуальность
В школе, проводится большое количество общешкольных и классных мероприятий,
каждое мероприятие – это один из многих дней, которые будущие выпускники будут
вспоминать как лучшие годы, в своей жизни, проведенные в школе. Как правило, такие

мероприятия, фотографируются одним человеком, ответственным за фотосъемку в
школе. Но часто, за кадром остаются самые интересные моменты, это моменты
повседневной жизни учеников, на уроке, на перемене, на каникулах. Для того чтобы
запечатлеть такие сюжеты, необходимо назначить в каждом классе человека
ответственного за фотосъёмку, лучшей кандидатурой будут сами ученики, которые
будут фотокорреспондентами в своём классе. Особенности данной программы в том, что
она дает возможность запечатлеть все моменты происходящего вокруг для истории на
память.
Педагогическая целесообразность.
Цифровые фотокамеры (ЦФК) применяются все шире и шире как
профессионалами, так и любителями. ЦФК сочетают в себе и старые
возможности пленочной фотографии, и последние достижения науки в
искусстве фотографии. С появлением относительно недорогих цифровых
фотоаппаратов, быстрых компьютеров и доступных программ для
редактирования изображений каждый может создавать прекрасные
фотографии, посылать их по электронной почте, создавать великолепные
отпечатки, и делать многое другое, недоступное ранее даже профессиональным
фотографам.
Основным методом работы является практический и наглядный показ
принадлежностей, приспособлений, аппаратуры и наглядный пособий и
приемов практической работы.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу
учащихся, с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски
интересных и современных тем.
С этой целью целесообразно проводить походы, экскурсии на природу, на
предприятия, фермы, где фоторепортажная съемка не только расширит
кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из всей
массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на
снимках.
Общественно-полезная работа проводится на протяжении всей деятельности
кружка.
Специфика работы позволяет развивать такие черты характера, как
усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок
тренируется в решении проблемных ситуаций, идет становление его характера.
Особенно это заметно на застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им
обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
При составлении программы кружка «Мир в объективе» за основу взята
программа Фрост Л. Современная фотография
. Адресат программы – учащиеся в возрасте от 11 до 15 лет. Количество
обучающихся в группе составляет 10-15 человек.

Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и
соответствия его объема возрастным особенностям и уровню предварительной
подготовки учащихся
Объем и срок освоения программы – программа предусматривает 1 год
реализации (36 часов) – 36 учебных недели.
 условия набора детей в объединение: принимаются все желающие;
 условия формирования групп: группа разновозрастная;
 общая нагрузка программы составляет 36 часов
Уровень программы – общекультурный ознакомительный (стартовый )
Формы обучения.
Обучение детей по программе «Мир в объективе» происходит в очной
форме. Очная форма обучения предполагает освоение программы при
непосредственном посещении объединения. При реализации программы,
используются технология личностно-ориентированного обучения,
дифференцированный подход, в воспитательном процессе – технология
коллективной творческой деятельности.
В ходе реализации образовательной программы полученные в процессе
учебной деятельности теоретические знания закрепляются на практических
занятиях, отрабатываются умения и закрепляются приобретенные навыки.
Основными формами организации обучения являются:
- лекционные занятия, сообщения, беседы, экскурсии и имеют своей целью
создание условий для развития способностей слушать и слышать, видеть и
замечать, концентрироваться на нужном, наблюдать и воспринимать.
- индивидуальные занятия способствуют более качественному усвоению
практических навыков и умений;
- групповые занятия обеспечивают дифференцированный подход к
обучению, повышают качество теоретических знаний.
Количество учащихся 20 человек.
Нормы наполнения групп – 15-20 человек.

Особенности организации образовательного процесса данной программы
заключается в ее доступности, так при изложении материала учитываются
возрастные особенности детей и их субъективный опыт. Также отличительной
особенностью является наглядность, зная, что дети через органы зрения
получают больше информации, чем через слух, на занятиях используются
наглядные материалы, обучающие программы, презентации. Для активизации

деятельности детей используются такие формы обучения, как игры, конкурсы,
совместные творческие задания, выставки. Занятия оказывают положительное
успокаивающее действие на нервную систему ребенка, являясь источником
положительных эмоций; развивают мелкую моторику, координацию движений.
В процессе занятий проводится терминологическая работа, что развивает
лексический запас и память. Смена видов деятельности (работа в помещении,
съемки на улице, посещение выставок, участие в конкурсах) способствует
развитию коммуникабельности.

Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Занятия
предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных
моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения,
физкультминуток. Программа включает в себя теоретические и практические
занятия.
1.2. Цели и задачи программы
Основной целью изучения является формирование навыков и умений в
использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение
основ фотографии; профориентация учащихся.
Образовательные:
Привлечь детей к занятию фотографией.
Повышать уровень мастерства учащихся.
Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
Укрепление дружбы между учащимися.
Развивающие:
Развивать
познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности средствами ИКТ;
Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации;
Развивать у детей усидчивость, умение самореализоваться, чувства долга и
выполнения возложенных обязательств.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в
информационном
обществе, на недопустимости действий нарушающих
правовые, этические нормы работы с информацией
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой
техники, компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
Воспитывать личную
ответственность за результаты своей работы, за
возможные свои ошибки;
Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении
сложных задач;

Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.
1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Занятия программы позволяют не только учиться правильно фотографировать,
редактировать, записывать на носители и упорядочивать фотографии в архиве,
но и создавать мини-видеофильмы о своём классе, семье, друзьях и т.д., а также
развивают у учащихся логическое мышление, внимание, память, фантазию и
творческие способности, которые наверняка помогут учащимся в жизни и при
выборе будущей профессии. Кроме этого они несут воспитательный
потенциал:
чувство ответственности за результаты своего труда;
стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную
деятельность с его помощью;
личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за
возможные свои ошибки;
потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.

1.4. Содержание программы

№

1

Тема

Учебный план
Всего
В том числе
Формы
часов
аттестации/контроля
Теория Практика
5

2

3

Входной контроль

2
3
4

Введение в цифровую
фотографию.
Жанр «Натюрморт»
Жанр «Портрет»
Жанр «Макросъемка»

4
4
3

1
2
1

3
2
2

5

Жанр «Анималистика»

2

1

1

Комплексная работа
Зачетная работа
Практическая
работа.
Промежуточный
контроль

6

Жанр «Пейзаж»

4

2

2

7

Жанр «Репортаж».

3

1

2

Устный опрос
Практическая
работа.

8
9
10
11

Компьютерная обработка
фотографий
Художественное
понимание фотографии
Целостность
фотопроизведения
Подведение итогов
Всего

4

2

2

Устный опрос

3

2

1

Комплексная работа

3

1

2

Итоговый контроль
Практическая работа

15

1
21

1
36

Содержание изучаемого курса.
Раздел 1. Введение в цифровую фотографию (5 часов)
Тема 1.1. Введение в цифровую фотографию. Истоки фотографии.
Теория). Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе.
Что такое цифровая фотография. Цифровой образ мысли. Форматы файлов.
История фотографии. Что такое фотография. Значение и применение
фотографии в науке, технике и общественной жизни.
Фотография как искусство. Виды фотографии. История фотографии.
Возможности фотографии. Фотоаппарат и глаз. Рисунок и фотография.
Демонстрация презентации по истории фотографии.
Практика Поиск, сбор, систематизация информации и создание фотокаталога,
стенгазеты, компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на
выбор) по теме «История фотографии». Моя первая фотография.
Входной контроль.
Тема 1.2. Цифровая фотография.
Теория. О цифровой фотографии. Классификация цифровых фотоаппаратов.
Достоинства цифровой фотографии.
Практика Практическое занятие «Составление «свода-анализа» использования
пленки и матрицы и выявление различия».
Тема 1.3. Экспозиция. Экспозиционные параметры кадра.
Теория Экспозиция в фотографии. Ошибки экспозиции и как их избежать. Как
подбирать экспозицию фотографии.
Практика). Практическая работа: установка параметров экспозиции. Тест:
экспозиция.
Тема 1.4. Фотоаппаратура. Цифровой фотоаппарат.
Теория Устройство и принципы действия основных узлов цифрового
фотоаппарата. Устройство цифровой камеры. Путь прохождения света.
Сенсор. Механизм получения изображения. Меню цифрового фотоаппарата.
Основные понятия и обозначения. Параметры ручной настройки и
автоматические настройки.
Практика Практическое задание «Проверка матрицы фотоаппарата на битые
пиксели».
Тема 1.5. Основы композиции. Жанры фотографии.

Теория Базовые знания в области композиционного построения снимка.
Практика Съемка объектов с использованием автоматической настройки
камеры (автофокусировка, автоэкспозиция). Практическое задание «Жанры
фотографии. Съемка особенностей времени года».
Раздел 2. Жанр «Натюрморт» (8 часов)
Тема 2.1. Жанр «Натюрморт». (4 часа)
Теория Натюрморт как жанр фотографии. Виды натюрмортов. Секреты
фотонатюрморта: режиссура, свет и составление натюрморта.
Практика Практическая работа «Натюрморт в живописи и фотографии».
Рассматривание и сравнение живописных работ и фотографий.
Тема 2.2. Освещение для натюрморта. Цвет в фотографии.
Теория. Художественные задачи освещения. Тональность, светотеневой
рисунок изображения и его композиционное равновесие. Месторасположение.
Применение цвета в фотографии. Основы цветоведения.
Практика. Съемка натюрморта. Съемки в условиях недостаточного освещения.
Разбор результатов полученных изображений, подбор оптимальной силы
освещения для конкретных условий съемки. Практическое задание «Съемка
натюрморта при искусственном освещении».
Тема 2.3. Композиция в натюрморте.
Теория. Передача формы и фактуры предметов. Содержание снимка,
расположение предметов в кадре. Законы построения натюрморта.
Практика. Практическая работа «Подбор предметов для съёмки натюрморта»,
«Композиционное построение для съёмки». Индивидуальное
составление композиции каждым обучающимся.
Тема 2.4. Творческая съемка. Натюрморт.
Практика. Творческая работа «Съемка натюрморта в хроматической гамме».
Раздел 3. Жанр «Портрет». (4 часов)
Тема 3.1. Жанр «Портрет».
Теория . Фотопортрет. Искусство фотопортрета. Особенности съемок
портретов. Примеры жанровых и фантастических фотографий, разбор
их особенностей и приемов. Съемка в интерьере и на пленере.
Практика . Съемка портрета в интерьере и на пленере.
Тема 3.2. Точка съемки. Портретная съемка.
Теория. Понятие точки съемки. Правильный выбор точки съемки. Расстояние
до объекта. Направление съемки (ракурс). Портрет: студийный, репортажный,
официальный, групповой. Технические правила и приёмы, присущие
портретной съёмке. Выбор композиционного построения портрета (во весь
рост, поколенный, поясной, погрудный, головной, крупный, сверхкрупный).
Положение головы (в фас, в три четверти, в профиль).

Практика. Практическая работа «Отработка композиционного построения
портрета на основе снимков друг друга». Практическое задание «Знакомство с
собой. Автопортрет».
Тема 3.3. Тональность в портрете.
Теория. Особенности съемки портрета при естественном и искусственном
освещении; в высоком и низком ключе.
Практика. Творческая работа «Тональность фотоснимка».
Тема 3.4. Эмоции. Портретная съемка.
Теория. Эмоции в портретной съемке.
Практика . Практическая работа «Портрет при естественном освещении. Угол
съемки».
Тема 3.5. Творческая съемка. Портрет.
Практика. Практическая работа «Съёмка с использованием различных точек
съёмки». Просмотр и анализ отснятого материала.
Раздел 4. Жанр «Макросъемка». (3 часа)
Тема 4.1. Жанр «Макросъемка».
Теория. Особенности
макрофотографии.
Макросъемка.
Необходимое
оборудование и наиболее часто применяемые приемы для создания
макроснимка. Тонкости макросъемки и ее объекты. Стили освещения для
реализации наиболее часто встречающихся задач макросъемки.
Фон и композиции для макросъемки.
Практика. Создание снимка с использованием техники макросъемки.
Выбор композиции и освещения.
Тема 4.2. Макросъемка. Фактура объекта.
Теория. Основные принципы подбора фотографически эффектных объектов,
фрагментов естественной среды и фактур.
Практика. Съемка в режиме макромелких неодушевленных предметов. Анализ
полученных снимков.
Тема 4.3. Макросъемка. Большое в малом.
Теория . Возможности макрообъективов.
Практика. Съемка в режиме макромелких живых существ (неподвижных, в
движении). Анализ полученных снимков.
Тема 4.4. Творческая съемка. Макрофотография.
Практика. Творческая работа «Не такой как все».
Раздел 5. Жанр «Анималистика». (2часа)
Тема 5.1. Жанр «Анималистика».
Теория. Понятие о жанре «Анималистика». Анимация в GIMP. Виды анимации.
Ракурсы при съемке животных. Возможности фотокамеры.
Практика. Практическая работа «Съёмка животных в домашних условиях, на
улице, зоопарке». Просмотр и анализ отснятого материала.
Тема 5.2. Съёмка животных.

Теория. Планирование съемок в жанре «Анималистика». Особенности съёмки
животных (в домашних условиях, на пленэре и т.д.). Выбор
аппаратуры. Изучение поведения животных.
Практика. Задание «Мой питомец. Мимика. Пластика».
Промежуточный контроль.Тестирование
Раздел 6. Жанр «Пейзаж». (4 часов)
Тема 6.1. Жанр «Пейзаж».
Теория. Основные виды и принципы съемки пейзажа. Особенности съемок
пейзажей. Примеры жанровых и фантастических фотографий,
разбор их особенностей и приемов. Съемка в интерьере.
Практика. Практическое задание «Съемка пейзажа в интерьере».
Тема 6.2. Пейзажная съемка.
Теория. Особенности съемки воды. Для чего нужна большая глубина резкости
(ГРИП) при съемке воды и пейзажа. Образ пейзажа. Летний пейзаж, зимний
пейзаж, городской пейзаж, архитектура. Особенности съёмки каждого жанра.
Практика. Практическая работа. Выбор аппаратуры, изучение объекта съёмки
с учетом условий съёмки. Способы выделения в снимке
главного, акцентирование на нём внимания зрителя. Проведение съемки на
пленере.
Тема 6.3. Архитектурная и интерьерная съемка.
Теория. Архитектурная и интерьерная съемка. Особенности построения кадра.
Возможности объективов. Использование ракурсов. Особенности съёмки
городского пейзажа. Особенности съёмки архитектуры. Выбор места,
аппаратуры, изучение объекта съёмки.
Практика. Съёмка городского пейзажа, архитектурных памятников и
современной архитектуры. Обработка материала, анализ.
Тема 6.4. Творческая съемка. Пейзаж.
Практика. Практическая работа «Панорамная фотография».
Раздел 7. Жанр «Репортаж». (3 часов)
Тема 7.1. Жанр «Репортаж».
Теория. Основы репортажной съемки. Специфика репортажной фотосъемки.
Требования к аппаратуре.
Практика. Съёмка детьми мероприятий в формате фотоотчета. Анализ
полученных результатов съёмки торжественных мероприятий.
Тема 7.2. Репортажная съемка.
Теория. Изучение обстановки. Выбор аппаратуры и съёмочного материала.
Серия, очерк, портрет. Основные требования к съёмке с учётом
использования штативов, моноподов и т.д. Характеристики штативов,
моноподов.
Практика. Съёмка различных мероприятий в помещении и вне помещения.
Анализ отснятого материала.
Тема 7.3. Съёмка торжественных мероприятий.

Теория. Изучение объекта съёмки. Выбор аппаратуры, аксессуаров для съемки.
Основные правила съёмки мероприятий. Внеклассная съёмка (дом, село и т.д.).
Выбор фотоаппаратуры.
Практика. Фотоочерк. Съемка торжественного мероприятия. Обработка
отснятого материала. Анализ проведённых съёмок.
Раздел 8. Компьютерная обработка фотографий. (4 часов)
Тема 8.1. Компьютерная обработка фотографий. Основы.
Теория. Графические редакторы для обработки фотографий. Основные задачи и
принципы компьютерной обработки фотоизображений.
Практика. Практическая работа «Графические редакторы». Творческая работа
«Расстановка светотональных акцентов».
Тема 8.2. Компьютерная обработка фотографий. Цветокоррекция.
Теория. Понятие
цветокоррекции.
Основные
этапы
цветокоррекции
фотографий.
Практика. Практическое задание «Цветокоррекция фотографий».
Тема 8.3. Компьютерная обработка фотографий. Эффекты.
Теория. Возможности создания эффектов на фотографиях средствами
графических редакторов.
Практика. Творческая работа «Фотомонтаж».
Раздел 9. Художественное понимание фотографии. (3 часов)
Тема 9.1. Глубина изображения: цвет, размеры, динамика формы,
перспектива, тени.
Теория. Принципы композиции с учетом глубины изображения. Использование
цвета, размеров, динамики формы, перспективы, теней.
Практика. Практическое задание «Глубина изображения».
Тема 9.2. Фотография как инструмент понимания и трансформации
реальности.
Теория . Фотография как инструмент понимания и трансформации реальности.
Практика . Практическая работа «Глубина изображения: динамика формы,
тени».
Тема 9.3. Фотография как произведение искусства.
Теория . Фотография как произведение искусства.
Практика. Творческая работа «Творческая фотография».
Раздел 10. Целостность фотопроизведения. (3 часа)
Тема 10.1. Целостность фотопроизведения. Качество снимка.
Теория. Правила композиции фотографий. Выбор сюжета, размещение его в
кадре. Понятие целостности снимка. Основные характеристики качественного
снимка. Базовые навыки анализа качества фотографии

Практика. Практическая работа «Описание по фотографии». Практическое
задание «Анализ десяти лучших фотоизображений».
Тема 10.2. Целостность фотопроизведения. Выделение главного
объекта - композиционный и смысловой центр: Золотое сечение.
Теория. Понятие композиционного центра. Основные способы выделения
главного: масштаб, центральное положение, свет, тон и цвет, активные линии,
резкое и нерезкое. Золотое сечение. Принципы выделения композиционного
центра с помощью золотого сечения. Инструмент кадрирование и штамп.
Способы выделения композиционного центра с помощью положения: по
центру, со смещением, у края. Выделение главного объекта – композиционный
и смысловой центр: Золотое сечение. Правило построения кадра. Примеры
правильно и неправильно построенных снимков.
Практика. Практическое задание «Выделение композиционного центра»,
«Смысловой центр и формат кадра».
Итоговый контроль. Тестирование
Раздел 11. Подведение итогов. (1 часа)
Тема 11.1. Итоговая творческая работа. Практика. Концептуальная
фотография.
Практика. Творческая итоговая работа. Работа с фотоархивом, предпечатная
подготовка, вывод на печать.
1.5. Планируемые результаты:
Личностными результатами программы внеурочной деятельности является
формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие
для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке
других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной - является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий
предложенных учителем.
Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией.
Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
1. Делать предварительный отбор источников информации

2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт
и информацию, полученную на занятии.
3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
4. Подключать фотокамеру к компьютеру, сохранять снимки;
5. Запускать, настраивать и работать в графическом редакторе Adobe
Photoshop;
6. Фотографировать, работать с изображениями, сканировать, печатать
фотографии, просматривать изображения, создавать фотоальбомы.
7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи
с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков).
Коммуникативные УУД:
1. Умение донести свою позицию до других.
2. Слушать и понимать речь других.
3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного года
начало учебного года

конец учебного
года

продолжительность
учебного года

01 сентября

31 мая

36 недель

Сроки реализации программы
Сроки
реализаци
и
1 год

Дата начала
обучения

Дата окончания
обучения

по программе

по программе

1 неделя сентября

по мере
реализации
программы

Кол-во
учебных
недель
36

Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, их продолжительность составляет
1 академический час

Кол-во
учебны
х часов
в год
36часов

Календарный учебный график
Уровень базовый

год обучения 2022/2023 г.г.

1 полугодие
октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1
6

17

18

1
9

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

1 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов

4

4

4

4

практика

4

практика

4

опрос

4

практика

4

тест

4

практика

5

опрос

4

практика

3

практика

2

практика

1

опрос

аттестация/форма кол-во кол-во кол-во
контроля
часов в часов в учебных
месяц неделю недель

месяц

сентябрь

2 полугодие

2.2. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее
профессиональное образование, обладающий достаточным практическим
опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме
возложенные на него должностные обязанности.

Материально-техническое обеспечение
Для реализации Программы необходимо:
− компьютеры (ноутбуки), обеспечивающие возможность работы с
мультимедийным контентом: воспроизведение видео- и фотоизображений,
качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.;
− периферийное оборудование:
устройства для ввода визуальной информации (цифровой фотоаппарат, webкамера и пр.);
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет; − программное
обеспечение компьютера:
ОС Windows 7, 8.1, 10;
программа Adobe Photoshop (версия не ниже CS 4);
программа Skype;
программа TeamViewer;
программа Join.Me;
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
браузер (в составе операционных систем или др.);
антивирусная программа;
программа-архиватор;
текстовый редактор
интерактивный комплекс;
цифровая фотокамера;
карта памяти для фотоаппарата/видеокамеры
Формы аттестации
В процессе реализации Программы используются следующие виды контроля:
входной, текущий и итоговый.
• Входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с
обучающимися в целях введения их в мир фотографии, правил организации
рабочего места, санитарии, гигиены и безопасной работы.
• Текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических
заданий.

• Итоговый контроль осуществляется в форме выставки творческих работ,
включающую обобщающие задания по пройденным темам.
Каждый раздел Программы закрепляется творческим заданием, в котором
обучающиеся показывают свои знания, умение работать с фототехникой,
самостоятельность и творческие способности, приобретённые на практических
и теоретических уроках.
Формами промежуточной аттестации также являются открытые уроки в любое
время учебного года, на которых можно показать приобретённые
обучающимися навыки, умения, усвоенные знания.
Отчётная итоговая выставка в стенах образовательной организации также
очень важна. Обучающиеся демонстрируют свои лучшие авторские работы.
Критерии оценки планируемых результатов освоения Программы:
Высокий уровень освоения Программы: обучающийся демонстрирует
высокую заинтересованность в учебной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы; за период освоения Программы
выполняет не менее 50% творческих практических работ; на итоговом
тестировании показывает отличное знание материала, создаёт отчётное слайдшоу по авторским фотоработам.
Средний уровень освоения Программы: обучающийся демонстрирует
достаточную заинтересованность в учебной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы; за период освоения Программы готовит
не менее 30% творческих практических работ; на итоговом тестировании
показывает удовлетворительное знание материала; создаёт отчётное слайд-шоу
по авторским фотоработам.
Низкий уровень освоения Программы: обучающийся демонстрирует слабую
заинтересованность в учебной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы; за период освоения Программы готовит менее 30%
творческих практических работ; нет выполненной отчётной работы в виде
слайд-шоу.
2.3.Формы учебной деятельности:
В ходе реализации образовательной программы полученные в процессе
учебной деятельности теоретические знания закрепляются на практических
занятиях, отрабатываются умения и закрепляются приобретенные навыки.
Основными формами организации обучения являются:
- лекционные занятия, сообщения, беседы, экскурсии и имеют своей целью
создание условий для развития способностей слушать и слышать, видеть и
замечать, концентрироваться на нужном, наблюдать и воспринимать.
- индивидуальные занятия способствуют более качественному усвоению
практических навыков и умений;

- групповые занятия обеспечивают дифференцированный подход к обучению,
повышают качество теоретических знаний;
- зачет выявляет уровень обученности воспитанников;
- включение детей в творческий процесс;
- производство мультимедиа продуктов помогает увидеть конечный результат,
фиксировать успех, достижение других воспитанников, выявляет недостатки;
- выполнение каждым членом коллектива творческого задания позволяет
выявить оригинальные находки и получить более интересный конечный
результат;
- выполнение самостоятельных работ помогает воспитаннику и педагогу
видеть результаты образовательного процесса, способствует укреплению
познавательного интереса, дает возможность корректировать образовательный
процесс на индивидуальных занятиях;
- творческие работы позволяют видеть конечный результат образовательного
процесса, выявляют уровень творчества каждого воспитанника;
- коллективные творческие дела помогают сплотить коллектив.
Основными методами обучения на занятиях являются:
- практический (работа на фото-видео технике);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация, просмотр видеоматериалов);
- словесный (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия);
- работа с литературой (чтение, изучение, конспектирование).
Основные принципы обучения:
- доступность:
- научность;
- наглядность;
- последовательность и системность;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся.
2.4. Список литературы

Методическая литература для педагога
1. .Арнхейм Рудольф Искусство и визуальное восприятие. Архитектура-С,
2007. 392 стр. 2.Беленький Александр Фотография. школа мастерства.
Питер, 2006.
2. Брюссель Мишель Фотография 100 путей к совершенству. АртРодник, 2005; 128 стр.
3. Георгий Розов Как снимать. искусство фотографии. Мастер-класс. АСТ,
Астрель, Транзиткнига, 2006г.
4. Григорян Е.А. Основы композиции в прикладной графике. 2007г.
5. Долинин Д. Киноизображение для "чайников", пособие для студентов,
издание автора, 2013
6. Железняков В. Цвет и контраст. технология и творческий выбор. ВГИК, 2
007.
7. Лапин А.И. Фотография как… Изд-во Московского университета, 2003. –
296 стр.
8. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для ВУЗов
– Владос, 2008.
9. Пожарская С. Фотомастер. Книга о фотографах
и фотографии. Пента, 2001; 336 стр.
10.Фрост Ли Современная фотография. Арт-Родник; 2003, 160 стр.
11.Фрост Ли Черно-белая фотография. Арт-Родник; 2004, 145 стр.
12.Кораблев Д. Фотосъемка: универсальный самоучитель. - 2-е изд. - СПб.:
Корона принт, 2004. - 288 стр.
13.Адамчик М. В. Все секреты портретной фотографии Минск: Харвест, 2011. - 192 стр.
14.Фотография / пер. с ит. А. Дамбиса. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 287 стр.
15.Клейгорн М. Портретная фотография / [пер. с англ. К. Молькова, М.
Ромакиной ; под ред. А. И. Лапина]. - М.: Эксмо, 2011. - 144 стр.
Информационно-справочная литература для обучающихся
1. Беленький Александр Фотография. Школа мастерства. Питер, 2006.

2. Брюссель Мишель Фотография 100 путей к совершенству. АртРодник, 2005; 128 стр.
3. Железняков В. Цвет и контраст. технология и творческий выбор. ВГИК, 2
007.
4. Пожарская С. Фотомастер. Книга о фотографах и фотографии. Пента,
2001; 336 стр. 6.Трифт М. Как снять кино за 39 шагов.-М.:Манн, Иванов и
Фербер, 2018.- 144 стр.
5. Розов Г. Как снимать: искусство фотографии. – М.: АСТ. Астрель.
Транзиткнига, 2006.
6. Роберт Томсон. Макросъемка. Практическое руководство для
фотографов. – М.: Арт-родник, 2006.
7. Синтия Л. Барон, Дэниел Пек. Цифровая фотография для начинающих.
Пер. с англ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003.
8. Фрост Л. Современная фотография. - М.: АРТ-РОДНИК, 2003.
9. Ядловский А.Н. Цифровое фото. Полный курс. — М.: ACT: Мн.: Харвест,
2005.
10. Фрост Ли Черно-белая фотография. Арт-родник; 2004, 145 стр.
Перечень электронных образовательных ресурсов
в образовательном процессе:

№

Название

Название сайта (адрес)

1.

Уроки AdobePhotoshop

https://photoshopmaster.ru

2.

Видеоуроки и видеокурсы по фотогра
фии и видео

http://amlab.me

3.

Видеохостинг, предоставляющий поль
зователям показа видео

https://www.youtube.com/

4.

Портал детской безопасности МЧС Ро
ссии

http://www.spas-extreme.ru/

5.

Интерактивная платформа LearningAp
ps.org

https://learningapps.org/

6.

Открытый образовательный ресурс «С
фера»

https://dtdimvouo.mskobr.ru
https://sfera_otkrytyj_obrazovatelnyj_

resurs/
7.

Сайт с обучающими материалами для
обучающихся

https://megaobuchalka.ru/

8.

Портал культурного наследия, традиц
ий народов России

https://www.culture.ru/

Раздел 3. Приложения
3.1.Оценочные материалы
Диагностика
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы включает следующие блоки информации о
результатах деятельности:
- воспитание и образование учащихся младшего школьного возраста в
соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой;
- методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
- материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы строится на основе: входной и итоговой
педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
Вводный контроль проводится перед началом обучения в виде опросов,
собеседований, педагогических наблюдений. Он предназначен для проверки
имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков по фотоделу.
Текущий контроль осуществляется в форме беседы, устного опроса (в
форме вопрос – ответ), анализа продуктов творческой деятельности
обучающихся и тестирования.
Промежуточная аттестация. При полной или частичной реализации
Программы, при подведении итогов отдельных разделов Программы и общего
итога используются следующие формы работы: презентации творческих работ,
защита проектов, выставки фотографий, плакатов, коллажей и конкурсные
программы.
Формой итогового контроля является творческая работа и представление
портфолио из лучших работ. Учитывается участие обучающихся в
индивидуальных, межпредметных и общешкольных проектах, конкурсах,
выставках
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми,
изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в
виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр,
предложения небольших заданий), беседы, проекты.
1. Познавательный(восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового
материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования,
изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых
материалов);
2. Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений
в процессе разработки собственных моделей)
3. Систематизирующий(беседа по теме, составление систематизирующих
таблиц, графиков, схем и т.д.)
4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и
умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
5. Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при
разработке проектов)

Формы
организации
образовательного
процесса:
индивидуальная,
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия - защита проектов, игра, конкурс,
мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, открытое занятие, практическое
занятие, представление, презентация. Применения ИКТ: презентации;
видеоролики.
. Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология программированного обучения,
технология дифференцированного обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного обучения, технология проектной
деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология
обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология
развития критического мышления через чтение и письмо, технология
портфолио, технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая
технология и др
Показатели
Критерии
(оцениваемые
параметры)
I. Теоретическая подготовка:
1. Теоретические знания Соответствие
(по основным разделам теоретических
учебного плана
знаний
программы)
программным
требованиям

2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии

II. Практическая подготовка:

Степень выраженности у
учащегося оцениваемого
качества

Количе
ство
баллов

Методы
диагностик

минимальный
уровень (овладел менее чем
1/2
объема
знаний,
предусмотренных
программой);
средний
уровень (объем
усвоенных
знаний
составляет более 1/2);
максимальный
уровень (освоил
практически весь объем
знаний, предусмотренных
программой)

1
2-5
6-10

наблюд
ение

минимальный уровень (как
правило,
избегает
употреблять
специальные
термины);
средний уровень (сочетает
специальную терминологию
с бытовой);
максимальный
уровень (специальные
термины
употребляет
осознанно и в полном
соответствии
с
их
содержанием)

1
2-5
6-10

наблюдение

1.Учебные умения,
предусмотренные
программой (по
основным разделам
учебного плана
программы)

Соответствие
учебных умений
программным
требованиям

минимальный
уровень (овладел менее чем
1/2
предусмотренных
умений и навыков);
средний
уровень (объем
усвоенных
умений
и
навыков составляет более
1/2);
максимальный
уровень (овладел
практически
всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой)

1
2-5
6-10

2.Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Уровень
использования
специального
оборудования и
оснащения

минимальный
уровень
(испытывает
серьезные
затруднения при работе с
оборудованием);
средний уровень (работает
с оборудованием с помощью
педагога);
максимальный
уровень (работает
с
оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
трудностей)

1
2-5
6-10

3.Творческие навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

начальный (элементарный)
уровень (в
состоянии
выполнять
лишь
простейшие
задания
педагога);
репродуктивный
уровень (выполняет задания
в основном на основе
образца);
творческий
уровень (выполняет задания
с элементами творчества)

1
2-5
6-10

наблюдение

минимальный
уровень (испытывает
серьезные затруднения при
работе с дополнительной
литературой, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);
средний уровень (работает с
дополнительной литературой

1
2-5
6-10

наблюдение

III. Общеучебные умения:
1. Учебно-интеллектуальные умения:
1.1 Умение
Самостоятельность
использовать
в использовании
дополнительную
дополнительной
литературу
литературы

наблюдение

наблюдение

с помощью педагога или
родителей)
максимальный
уровень (работает с
дополнительной литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)
1.2. Умение давать
доказательные ответы
на вопросы основных
разделов учебного
плана программы

Самостоятельность
в подготовке
доказательных
ответов на вопросы
основных разделов
учебнотематического
плана программы

2. Учебно-коммуникативные умения:
2.1.Умение слушать и
Адекватность
слышать педагога
восприятия
информации,
идущей от педагога

1
минимальный
2-5
уровень (испытывает
6–10
серьезные затруднения в
самостоятельной подготовке
доказательных ответов на
вопросы основных разделов
учебно-тематического плана
программы, нуждается в
постоянной помощи и
контроле педагога);
средний уровень (подготовку
доказательных ответов на
вопросы основных разделов
учебно-тематического плана
программы выполняет в
основном самостоятельно с
помощью педагога или
родителей)
максимальный
уровень (подготовку
доказательных ответов на
вопросы основных разделов
учебно-тематического плана
программы выполняет
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

наблюдение

1
минимальный уровень
2-5
(испытывает серьезные
затруднения при восприятии 6–10
идущей от педагога
информации, нуждается в
постоянной помощи
педагога);
средний
уровень (воспринимает
идущую от педагога
информацию с помощью
педагога или родителей)
максимальный
уровень (адекватно
воспринимает идущую от

наблюдение

педагога информацию, не
испытывает особых
трудностей)
2.2.Умение выступать
перед аудиторией

Свобода владения и
подачи учащимся
подготовленной
информации

1
2-5
6–10

наблюдение

1
минимальный
2-5
уровень (готовит свое
рабочее место к деятельности 6–10
и убирает его за собой при
постоянной помощи и
контроле педагога);
средний уровень (готовит
свое рабочее место к
деятельности и убирает его за
собой с помощью педагога)
максимальный
уровень (самостоятельно
готовит свое рабочее место к
деятельности и убирает его за
собой)
3.2. Умение соблюдать в Соответствие
1
минимальный
процессе деятельности реальных умений уровень (учащийся овладел
2-5
правила безопасности
соблюдения правил менее чем ½ объема умений, 6–10
безопасности
нуждается в постоянной
программным
помощи и контроле
требованиям
педагога);
средний уровень (реальные
умения соблюдения правил
безопасности в основном
соответствуют программным
требованиям);
максимальный
уровень (реальные умения
соблюдения правил

наблюдение

3. Учебно-организационные умения:
3.1. Умение
Способность
организовать свое
самостоятельно
рабочее (учебное) место готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой

минимальный
уровень(испытывает
серьезные затруднения при
подаче учащимся
информации, нуждается в
постоянной помощи
педагога);
средний уровень (подачу
учащимся информации
осуществляет с помощью
педагога или родителей)
максимальный
уровень (подачу учащимся
информации осуществляет
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей)

наблюдение

безопасности соответствуют
программным требованиям)
3.3. Умение аккуратно
выполнять работу

1
наблюминимальный
2-5
дение
уровень (учащийся овладел
6-10
менее чем ½ объема умений);
средний уровень (объем
усвоенных навыков
составляет более 1/2);
максимальный
уровень (учащийся освоил
практически весь объем
умений, предусмотренных
программой)
Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке
учета результатов образовательной деятельности учащихся:
Список
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
учащихся Соответствие Осмысленность и
Соответствие
Владение
Креативность в
теоретических правильность
учебных умений
специальным
выполнении
знаний
использования
программным
оборудованием практических
программным
специальной
требованиям
и оснащением
заданий
требованиям
терминологии
Список
учащихся

Аккуратность и
ответственность в
работе

Общеучебные умения
Самостоятель Самостояте Адекватность Свобода Способность в
льность в восприятия
подачи
ность
использовании подготовке информации, подготов- самосто
дополнительно доказательн идущей от
ленной
-ятельно
й литературы ых ответов
педагога
информа-ции готовит
на вопросы
ь свое
основных
рабочее
разделов
место и
учебноубирать
тематическ
его за
ого плана
собой
программы

Соответствие
реальных
умений
соблюдения
правил
безопасности
программны
м требованииям

Аккуратность и
ответст
венность
в работе

Общие результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы подводятся по
следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих дополнительную общеразвивающую программу –
из них достигли:

максимальный уровень (от 61 балла до 120 баллов) –

средний уровень (от 24 баллов до 60 баллов) –

минимальный уровень (до 23 баллов включительно) –

3.2. Календарно-тематическое планирование
№

Название

Кол-во
часов

темы занятия

Дата по
расписанию
По
плану

По
факту

Форма
аттестации/
контроля

сентябрь
Правила техники безопасности и поведения в компьютерном
классе. Что такое цифровая фотография. Цифровой образ
мысли. Форматы файлов. История фотографии. Что такое
фотография. Значение и применение фотографии в науке,
технике и общественной жизни.Фотография как искусство.
Виды фотографии. История фотографии. Возможности
1.
фотографии. Фотоаппарат и глаз. Рисунок и фотография.
Демонстрация презентации по истории фотографии.
Практика Поиск, сбор, систематизация информации и создание
фотокаталога, стенгазеты, компьютерной презентации или
альбома печатных изображений (на выбор) по теме «История
фотографии». Моя первая фотография.
Цифровая фотография.
Теория. О цифровой фотографии. Классификация цифровых
фотоаппаратов. Достоинства цифровой фотографии.
2.
Практика Практическое занятие «Составление «свода-анализа»
использования пленки и матрицы и выявление различия».
Экспозиция. Экспозиционные параметры кадра.
Теория Экспозиция в фотографии. Ошибки экспозиции и как их
избежать. Как подбирать экспозицию фотографии.
3.
Практика). Практическая работа: установка параметров
экспозиции. Тест: экспозиция.

Устный опрос

Примечание
(корректировка)

Фотоаппаратура. Цифровой фотоаппарат.
Теория Устройство и принципы действия основных узлов
цифрового фотоаппарата. Устройство цифровой камеры. Путь
прохождения света.
Сенсор. Механизм получения изображения. Меню цифрового
4.
фотоаппарата.
Основные понятия и обозначения. Параметры ручной
настройки и автоматические настройки.
Практика Практическое задание «Проверка матрицы
фотоаппарата на битые пиксели».
Итого за месяц

4

октябрь
Основы композиции. Жанры фотографии.
Теория Базовые знания в области композиционного построения
снимка.
5. Практика Съемка объектов с использованием автоматической
настройки
камеры
(автофокусировка,
автоэкспозиция).
Практическое
задание
«Жанры
фотографии.
Съемка
особенностей времени года».
Жанр «Натюрморт».
6. Теория Натюрморт как жанр фотографии. Виды натюрмортов.

7.

Практическая
работа.

Практика Практическая работа «Натюрморт в живописи и
фотографии».

Секреты фотонатюрморта: режиссура, свет и составление
8. натюрморта.
Рассматривание и сравнение живописных работ и фотографий
Итого за месяц

4

ноябрь
Освещение для натюрморта. Цвет в фотографии.
Теория. Художественные задачи освещения. Тональность,
9. светотеневой рисунок изображения и его композиционное
равновесие.
Практика. Съемка натюрморта.
10. недостаточного освещения.

Съемки

в

Практическая
работа.

условиях

Месторасположение. Применение цвета в фотографии. Основы
цветоведения.
Разбор результатов полученных изображений, подбор
11.
оптимальной силы освещения для конкретных условий съемки.
Практическое задание «Съемка натюрморта при искусственном
освещении».
Композиция в натюрморте.
Теория. Передача формы и фактуры предметов. Содержание
снимка, расположение предметов в кадре. Законы построения
натюрморта.
12.
Практика. Практическая работа «Подбор предметов для
съёмки натюрморта», «Композиционное построение для
съёмки». Индивидуальное
составление композиции каждым обучающимся.
Итого за месяц

4

декабрь
Творческая съемка. Натюрморт.
Практика. Творческая работа «Съемка
13.
хроматической гамме».
14.Жанр «Портрет».

натюрморта

в

Комплексная работа

Теория . Фотопортрет. Искусство фотопортрета. Особенности
съемок портретов. Примеры жанровых и фантастических
фотографий, разбор
их особенностей и приемов. Съемка в интерьере и на пленере.
Практика . Съемка портрета в интерьере и на пленере.
Точка съемки. Портретная съемка.
Теория. Понятие точки съемки. Правильный выбор точки
съемки. Расстояние до объекта. Направление съемки (ракурс).
Портрет: студийный, репортажный, официальный, групповой.
Технические правила и приёмы, присущие портретной съёмке.
Выбор композиционного построения портрета (во весь рост,
15.
поколенный, поясной, погрудный, головной, крупный,
сверхкрупный). Положение головы (в фас, в три четверти, в
профиль).
Практика. Практическая работа «Отработка композиционного
построения портрета на основе снимков друг друга».
Практическое задание «Знакомство с собой. Автопортрет».
Тональность в портрете.
Теория. Особенности съемки портрета при естественном и
искусственном освещении; в высоком и низком ключе.
Практика. Творческая работа «Тональность фотоснимка».
16.
Эмоции. Портретная съемка.
Теория. Эмоции в портретной съемке.
Практика . Практическая работа «Портрет при естественном
освещении. Угол съемки».
Итого за месяц

4

Итого за 1полугодие

16
январь

Творческая съемка. Портрет.
17.Практика. Практическая работа «Съёмка с использованием
различных точек съёмки». Просмотр и анализ отснятого

материала.
Жанр «Макросъемка».
Теория. Особенности
макрофотографии.
Макросъемка.
Необходимое оборудование и наиболее часто применяемые
приемы для создания
макроснимка. Тонкости макросъемки и ее объекты. Стили
18.освещения для реализации наиболее часто встречающихся
задач макросъемки.
Фон и композиции для макросъемки.
Практика. Создание снимка с использованием техники
макросъемки.
Выбор композиции и освещения.
Макросъемка. Фактура объекта.
Теория. Основные
принципы
подбора
фотографически
19.эффектных объектов, фрагментов естественной среды и фактур.
Практика. Съемка в режиме макромелких неодушевленных
предметов. Анализ полученных снимков.
Макросъемка. Большое в малом.
Теория . Возможности макрообъективов.
Практика. Съемка в режиме макромелких живых существ
20.
(неподвижных, в движении). Анализ полученных снимков.
Творческая съемка. Макрофотография.
Практика. Творческая работа «Не такой как все».
Итого за месяц

Практическая
работа.

4

февраль
Жанр «Анималистика».
Теория. Понятие о жанре «Анималистика». Анимация в GIMP.
Виды анимации. Ракурсы при съемке животных. Возможности
21.фотокамеры.
Практика. Практическая работа «Съёмка животных в
домашних условиях, на улице, зоопарке». Просмотр и анализ
отснятого материала.

\ 5.2. Съёмка животных.
Теория. Планирование съемок в жанре «Анималистика».
Особенности съёмки животных (в домашних условиях, на
22.
пленэре и т.д.). Выбор
аппаратуры. Изучение поведения животных.
Практика. Задание «Мой питомец. Мимика. Пластика».
Жанр «Пейзаж».
Теория. Основные виды и принципы съемки пейзажа.
Особенности съемок пейзажей. Примеры жанровых и
23.фантастических фотографий,
разбор их особенностей и приемов. Съемка в интерьере.
Практика. Практическое задание «Съемка пейзажа в
интерьере».
Пейзажная съемка.
Теория. Особенности съемки воды. Для чего нужна большая
глубина резкости (ГРИП) при съемке воды и пейзажа. Образ
пейзажа. Летний пейзаж, зимний пейзаж, городской пейзаж,
архитектура. Особенности съёмки каждого жанра.
24.Практика. Практическая работа. Выбор аппаратуры, изучение
объекта съёмки с учетом условий съёмки. Способы выделения в
снимке
главного, акцентирование на нём внимания зрителя.
Проведение съемки на пленере
Итого за месяц

Устный опрос

4
март

.Архитектурная и интерьерная съемка.
Теория. Архитектурная и интерьерная съемка. Особенности
25.
построения кадра. Возможности объективов. Использование
ракурсов.
Особенности
съёмки
городского
пейзажа.

Устный опрос

Особенности съёмки архитектуры. Выбор места, аппаратуры,
изучение объекта съёмки.
Практика. Съёмка городского пейзажа, архитектурных
памятников и современной архитектуры. Обработка
материала, анализ
Творческая съемка. Пейзаж.
Практика.
Практическая работа «Панорамная фотография».
26.
Жанр «Репортаж».
Теория. Основы репортажной съемки. Специфика репортажной
фотосъемки. Требования к аппаратуре.
детьми
мероприятий
в
формате
27. Практика. Съёмка
фотоотчета. Анализ полученных результатов съёмки
торжественных мероприятий
Репортажная съемка.
Теория. Изучение обстановки. Выбор аппаратуры и съёмочного
материала. Серия, очерк, портрет. Основные требования к
съёмке с учётом
28.использования штативов, моноподов и т.д. Характеристики
штативов, моноподов.
Практика. Съёмка различных мероприятий в помещении и
вне помещения. Анализ отснятого материала
Итого за месяц

4
апрель

.Съёмка торжественных мероприятий.
Теория. Изучение объекта съёмки. Выбор аппаратуры,
29.
аксессуаров для съемки. Основные правила съёмки
мероприятий. Внеклассная съёмка (дом, село и т.д.). Выбор

Практическая
работа.

фотоаппаратуры.
Практика. Фотоочерк. Съемка торжественного мероприятия.
Обработка отснятого материала. Анализ проведённых съёмок
Компьютерная обработка фотографий. Основы.
Теория. Графические редакторы для обработки фотографий.
Основные задачи и принципы компьютерной обработки
фотоизображений.
Практика. Практическая работа «Графические редакторы».
30.Творческая работа «Расстановка светотональных акцентов».
Компьютерная обработка фотографий. Цветокоррекция.
Теория. Понятие
цветокоррекции.
Основные
этапы
цветокоррекции фотографий.
Практика. Практическое
задание
«Цветокоррекция
фотографий».
Компьютерная обработка фотографий. Эффекты.
Теория. Возможности создания эффектов на фотографиях
31.
средствами графических редакторов.
Практика. Творческая работа «Фотомонтаж».
Глубина изображения: цвет, размеры, динамика формы,
перспектива, тени.
Теория. Принципы композиции с учетом глубины изображения.
32.
Использование
цвета,
размеров,
динамики
формы,
перспективы, теней.
Практика. Практическое задание «Глубина изображения».
Итого за месяц

Практическая
работа.

4

май
Фотография как инструмент понимания и трансформации
реальности.
33.Теория . Фотография как инструмент понимания и
трансформации реальности.
Практика . Практическая работа «Глубина изображения:

Комплексная работа

динамика формы, тени».
Фотография как произведение искусства.
Теория . Фотография как произведение искусства.
Практика. Творческая работа «Творческая фотография».
Итоговая творческая работа. Практика. Концептуальная
34.фотография

Практическая
работа.

Итого за месяц

4

Итого за 2 полугодие

20

Итого за год

36

3.3. Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мир в объективе »

№п/п

Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».