Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 01.07.2020); Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020); Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) ; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р ; Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726р; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществленияобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневыепрограммы)»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.016 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС – 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019); Устав МБОУ «Сизовская средняя школа»; - Учебный план дополнительного образования МБОУ «Сизовская средняя школа» на 2022/2023 учебный год Направленность – физкультурно - спортивная. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Актуальность заключается в том, что у детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. На учебно-тренировочных занятиях учащиеся получают определенные навыки игры в баскетбол. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в баскетбол. Занятия способствуют укреплению костносвязочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий баскетболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 13 до17 лет и реализуются в течение учебного года. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов юных баскетболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. Педагогическая целесообразность программы. Программа составлена на основе личностно-ориентированного подхода. Для достижения высоких показателей реализации программы каждому обучающемуся подбирается индивидуальный комплекс выполнения упражнений, правильнее сказать – комплекс один, а вот подходы к выполнению и их интенсивность разная, в зависимости от возможностей и целей ребенка и педагога. При подборе комплекса учебный материал дифференцируется с учётом физических и психологических особенностей каждого обучающегося. Адресат программы. Учащиеся в возрасте от 13 до 17 лет, независимо от пола, проявляющие интерес к занятиям спортом, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Для обучения по программе комплектуются разновозрастные группы. Программа подготовлена по принципу доступности учебного материала и соответствия его объема возрастным особенностям. Создаются условия для дифференциации и индивидуализации обучения в соответствии с уровнем предварительной подготовки, возрастными, психофизическими особенностями. Объем программы и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (36 часов). условия набора детей в объединение: принимаются все желающие; условия формирования групп: группа разновозрастная; общая нагрузка программы составляет 36 часов Формы обучения. Программа предполагает очную форму обучения. Количество учащихся 30 человек Нормы наполнения групп –25-30 человек. Особенности организации образовательного процесса Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса происходит в группах. Группы разновозрастные. Состав группы: постоянный; занятия: групповые. Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных способностей и возможностей каждого учащегося. Программа предусматривает широкое использование всех видов межпредметных связей. Повышение интереса у учащихся к занятиям спортом это основной мотив повседневной работы педагога. Этому способствует применение различных методов и приемов работы, умелое сочетание и чередование теоретических и практических занятий. Основной показатель работы спортивной секции по баскетболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки, результаты участия в соревнованиях. Режим занятий расписание занятий составляется в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут. В группы записываются все желающие по заявлению и согласию родителей и законных представителей. Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях. Задачи: Обучающие: - освоить технику игры в баскетбол; - ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена; - ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте; - ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России. Развивающие: - содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся; - повышение уровня физической подготовленности, совершенствование техникотактического мастерства; - развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству. Воспитательные: - подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов; - воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям; - воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем. 1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Для школьников баскетбол является не только увлекательной атлетической игрой, включенной в образовательную программу, но и эффективным средством физического воспитания. Баскетбол как особо подвижная игра с максимальным уровнем физической нагрузки решает задачи по укреплению здоровья, развитию ловкости и координации, быстроты реакции, а также закаливанию характера обучающих, воспитанию духа коллективизма и соперничества, ответственности. 1.4. Содержание программы Учебный план №п/п Содержание всег о Кол-во часов в том числе теоре практиче тичес ских ких 3 форма аттестации/ контроля 1 Теоретическая подготовка 3 2 Общая физическая подготовка: 1.общеразвивающие упражнения; 2.легкоатлетические упражнения и акробатические упражнения; 3.подвижные игры и эстафеты; Специальная физическая подготовка: 1.упражнения для развития быстроты; 2.упражнения для развития скоростносиловых качеств; 3.упражнения для укрепления мышц, развития ловкости и специальной выносливости. Основы техники и тактики игры в баскетбол Учебно-тренировочные игры Контрольные нормативы и участие в соревнованиях Итого 3 1 2 3 1 2 тест, наблюдение 21 6 15 наблюдение 4 2 соревнования нормативы 3 4 5 6 4 2 36 11 25 входной контроль собеседование Содержание изучаемого курса ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (3ч) Физическая культура и спорт в России. Понятие о физической культуре и спорте. Физическое воспитание школьников. Массовые развития физической культуры среди населения. Краткий обзор развития баскетбола. История возникновения. Развитие вида спорта в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России. Краткая характеристика вида спорта как средства физического воспитания. 2. Гигиенические знания и навыки. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Правила закаливания. Гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом. 3. Основы техники и тактики баскетбола. Понятие о технике игры в баскетбол. Основные технические приемы. Значение технической подготовки. Понятие о тактике игры. Характеристика тактических действий в баскетболе. Правила игры в баскетбол. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА(3 ч) Общая физическая подготовка осуществляется на основе программы по физической культуре для 7—11-х классов средней школы. В качестве основных средств общей физической подготовки применяются: гимнастические упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, висы, упоры, лазание, метания, прыжки; спортивные игры (ручной мяч); занимающиеся должны хорошо овладеть передачами и ловлей мяча, ведением его, изучить индивидуальные тактические действия и простые взаимодействия игроков в нападении и защите; подвижные игры, с предметами, с преодолением несложных препятствий и на быстроту реакции; легкоатлетические упражнения - в основном применяются преимущественно бег на короткие дистанции, кроссы, прыжки и метания. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (3 ч) Упражнения для развития быстроты. Бег (рывки) с высокого и низкого старта на 20—30 м лицом вперед, боком вперед, спиной вперед. Передвижение приставными шагами правым и левым боком вперед, лицом вперед, спиной вперед, двойными шагами и скачками. Во время передвижения одним из указанных выше способов ускорения в определенных границах площадки и в ответ на сигналы. Во время ходьбы в колонну по одному вдоль границ площадки по сигналу последний в колонне делает рывок и, обогнав колонну, идет впереди. Затем обгон начинает следующий и т. д. Кроме бега, при обгоне применяются и другие способы перемещения. Бег с изменением направления — оббегание препятствий (стоек, набивных мячей и т. п.) или занимающихся, идущих в колонне. Различные перемещения в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей. Соревнования в беге на 20, 30, 60 м, а также на быстроту перемещения другими способами (на время). Специальные эстафеты с бегом, передвижением приставными шагами и различным сочетанием способов перемещения, а также с переноской груза (набивных мячей и т. п.) и преодолением препятствий. Упражнения для привития навыков быстрого рывка с места и быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 10—15 м из исходных положений: сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению, - к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами. Бег зигзагами с остановками и изменением направления. «Челночный бег» на 5 и 10м. (общий пробег за одну попытку 20—30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках. Передвижение (бег, приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу — выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360° — прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т. д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии в сетке. То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие. Подвижные игры; «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. Упражнения для преимущественного укрепления мышц, участвующих в выполнении основных технических приемов игры. Передачи. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, и круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными перемещениями. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, В стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистями и пальцами) Многократные передачи баскетбольного (футбольного) мяча о стену и ловля. Поочередная ловля и броски набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения для кистей рук с гантелями. Сжимание теннисного (резинового) мяча. П о д а ч и мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием в грудной части при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками Нападающие удары.Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5—2 м) или на полу; расстояние от 5 до 10 м. Метание выполняется с места, с разбега, после поворотов, в прыжке. Соревнование на точность метания малых мячей. Упражнения на развитие прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног с взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (или двумя) в руках. Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). Многократные броски набивного мяча над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1—1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стену, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних подскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет — прыжки на одной ноге). Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же . с отягощением (2—3 набивными мячами в руках). Вспрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь двумя ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку. Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекат в сторону согнувшись с поворотом на 180° из седа ноги врозь с захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стену (с 13 лет для мальчиков). Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись из стойки на лопатках и на руках с помощью. Кувырок назад прогнувшись через плечо (с 14 лет). СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО БАСКЕТБОЛУ(21ч) Техническая подготовка 1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты. 2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении. 3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте. 4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Тактическая подготовка Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Вырывание мяча. Выбивание мяча. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями. Учебно-тренировочные игры (4ч) Контрольные нормативы и участие в соревнованиях (2 ч) . 1.5. Планируемые результаты Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: По окончании года обучения обучающиеся будут знать: историю возникновения баскетбола; обзор развития баскетбола в России; сведения из анатомии, физиологии, гигиены, врачебный контроль; методику спортивной тренировки, планирование, построение разминки; технику баскетбола; морально-волевой облик спортсмена; уметь: показывать комплексы физических упражнений и на развитие быстроты, общей и скоростной выносливости, гибкости, координации движений, силы, на формирование правильной осанки и профилактики плоскостопия и обучать других выполнению этих комплексов; углублённо разучить атакующий удар, а также их комбинации. Владеть основами техники баскетбола, взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий. К моменту завершения программы обучающиеся научатся: Основам знаний о здоровом образе жизни. технике и тактике игры в баскетбол; тактическим приемам проводить специальную разминку, самостоятельно организовать проведение спортивных игр. Учащиеся сумеют развить качества личности: Воспитать стремление к здоровому образу жизни. Повысить общую и специальную выносливость обучающихся. Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе. Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, республике, стране. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Учебный период - с 01 сентября по 31 мая. Количество учебных недель – 36 недель. Продолжительность каникул – 01 июня – 31 августа. На освоение учебного материала отводится 36 часов в год. График занятий: 1 раз в неделю, занятия по 45 мин. Необходимым условием организации занятий является соблюдение санитарногигиенических требований и техники безопасности. При планировании теоретических и соревнований учитываются сезонные изменения погоды. Во время каникул планируются массовые мероприятия: соревнования. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 6 17 18 1 9 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Объем учебной нагрузки на учебный год 36 часов итоговый контроль 4 нормативы наблюдение соревнования март соревнования 4 наблюдение наблюдение февраль наблюдение 4 наблюдение 1 полугодие наблюдение наблюдение наблюдение январь наблюдение 4 наблюдение наблюдение 4 наблюдение декабрь наблюдение Уровень базовый наблюдение тест наблюдение ноябрь наблюдение 4 наблюдение наблюдение наблюдение октябрь наблюдение 4 наблюдение наблюдение наблюдение месяц сентябрь наблюдение 4 наблюдение наблюдение 1 собеседование тест собеседование 3 соревнования кол-во кол-во кол-во часов в часов в учебных месяц неделю недель 2 нормативы аттестация/форма контроля Календарный учебный график год обучения 2022/2023 г.г. 2 полугодие апрель май 4 2.2.Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы Кадровое обеспечение – учитель физической культуры, имеющий высшее образование, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности. Материально-техническое обеспечение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Щиты с кольцами Стойки для обводки Гимнастическая стенка Гимнастическая скамейка Скакалки Гимнастические маты Мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные Гантели различной массы Формы аттестации Текущий контроль, выполнение нормативов, участие в соревнованиях (внутри образовательного учреждения между классами, на муниципальном уровне). Подбор средств и объем общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Периодически целесообразно выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются знакомые упражнения и игры. В основной части изучается техника упражнений баскетбола и проводятся спортивные игры. Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением детей технике и тактике вида спорта. Основным средством ее являются специальные упражнения (подготовительные). Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры (укрепление кистей рук; развитие силы и быстроты сокращения мышц, участвующих в. выполнении технических приемов, упражнения для развития прыгучести, акробатические, упражнения с набивными мячами, развитие быстроты реакции и ориентировки, быстроты перемещения в ответных действиях на сигналы, различные игры). Систематическое применение подготовительных упражнений ускоряет процесс обучения техническим приемам и создает предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков. Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, волейбольными, теннисными мячами; со скакалкой. Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике. Обучение тактическим действиям - одна из главных задач подготовки старших школьников. Формирование тактических умений начинается с первых шагов с развития у учащихся быстроты реакции, и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфичных для игровой деятельности. Сюда относиться умение принять, правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д. Способы определения результативности: - выполнение контрольных испытаний (упражнений); - участие в соревнованиях. - беседа; - диагностика. Формы подведения итогов реализации программы – контрольные испытания: освоение теоретической подготовки: в виде тестирования по изученному материалу; физическая подготовка: уровень общей физической подготовленности определяется при выполнении контрольных нормативов по ОФП, проводимых в начале и конце учебного года; участие в соревнованиях внутришкольного и муниципального уровня. 2.3.Формы учебной деятельности Основная форма учебно-тренировочное занятие,предусмотрены планом открытые занятия, турниры, соревнования. Методы обучения: словесный, наглядный, практический. Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию: ·программа спортивной секции «Спортивные игры:баскетбол»; ·годовой план - график прохождения материала; ·поурочные планы; ·журнал учёта работы, посещаемости. Алгоритм учебного занятия: подготовительная часть (15-25% времени), основная (70-80%), заключительная (2-5%). Время рассчитываем от продолжительности занятия 45 минут. Групповая работа, круговая тренировка, использование нестандартного оборудования. 2.4. Список литературы Литература для преподавателя: 1. Баскетбол: Учебник для ИФК / Под общ. ред. Портнова Ю. М. - М.: Астра семь, 1997. 2. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник. Р-наД., 2004. 3. Костикова Л. В. Азбука баскетбола. - М.: Физическая культура и спорт, 2001. 4. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –: Издательский центр «Академия».2008. 5. Костикова Л.В., Родионов А.В., Чернов С.Г. Целевая комплексная программа подготовки российских спортсменов к Играм XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне (баскетбол). - М., РФБ, 2005. 6. Костикова Л.В. Суслов Ф.П. Фураева Н.В. Структура подготовки баскетбольных команд в годичном соревновательно-тренировочном цикле (методические разработки). Москва 2002г. 7. Краузе Д., Мейер Д., Мейер Дж. Баскетбол – навыки и упражнения. М. АСТ. Астрель. 2006. 216 с. 8. Официальные правила баскетбола ФИБА 2010. Утверждены ЦБ ФИБА 2010. 9. Программа для учебно-тренировочных групп спортивного совершенствования СДЮШОР. Баскетбол. - М., 2004. 10.Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. - М., 1996. 11.Рекомендации при работе с молодыми баскетболистами. Методическое пособие под редакцией Гомельского Е.Я. М. 2009. – 92 с. 12.Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие. М., ФК, 2009. 13.Яхонтов Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов. Учебное пособие. СП. 2000. 58 с. Литература для обучающихся и родителей: 1. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002 2. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. ACT. 2007 3. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. ACT. 2006 4. Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004 5. Костинова Л.В. Баскетбол: Азбука спорта. М. Ф и С. 2002 6. Кузин В.В., Полиевский С.А. Баскетбол. М. Фис. 1999 7. Леонов А.Д. Малый А. А. Баскетбол - книга для учащихся - Киев, Радянська школа, 1989 1. 2. 3. 4. 5. 6. Дополнительная литература: Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2008. Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола. Москва, 2010. Жозе Пископо. Упражнения для победы в баскетболе. Воронеж, 2006. Методы подготовки баскетболистов. Методический журнал. Современный баскетбол. Под редакцией Белаш В.В. г.Южный, октябрь, 2005 – 56 с. Лихачев О.Е., Фомин С.Г., Чернов С.В., Мазурина А.В. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе. Учебное пособие. Москва-Смоленск, 2011. Луничкин В., Чернов С., Чернышев С. Тактика позиционного нападения против личной защиты. Метод. пособие для тренеров ДЮСШ. Москва, 2002. 7. Методическое руководство для судей-секретарей по баскетболу. Москва, 2009. 8. Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. Москва, 2010. 9. Соколовский Б.И., Костикова Л.В. Словарь баскетбольных терминов на английском и русском языках. Москва, РФБ, 2012. 10.100 лет российского баскетбола: история, события, люди (Текст) : справочник / Автор-составитель В.Б. Квасков. – М.: Советский спорт. 2006. – 274 с.:ил. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: 1. www.fiba.com - Вэб-сайт Международной федерации баскетбола 2. www.fibaeurope.com - Вэб-сайт Европейской международной федерации баскетбола 3. www.basket.ru - Вэб-сайт Российской федерации баскетбола 4. www.pro100basket.ru - Вэб-сайт Ассоциации студенческого баскетбола России 4. www.mbl.su - Вэб-сайт Московской баскетбольной лиги 5. www.cskabasket.com - Вэб-сайт ПБК "ЦСКА" Москва 6. 7.www.vtb-league.com Вэб-сайт лиги ВТБ 7. www.euroleague.net - Вэб-сайт Евролиги Раздел 3. Приложения 3.1.Оценочные материалы С целью оценки результатов освоения программного материала, определения степени достижения цели и решения поставленных задач, а также влияния физических упражнений на организм обучающихся осуществляется медикопедагогический контроль. Контроль должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Контроль за состоянием здоровья, допуск к занятиям баскетболом и участия в соревнованиях осуществляется медицинскими работниками – врачами медицинских учреждений. Допуск к занятиям на спортивно-оздоровительном этапе проводится на основании заключения о состоянии здоровья от педиатров детской поликлиники по месту жительства. Обучающиеся ежегодно проходят медицинское обследование и по результатам обследования осуществляется допуск к занятиям спортом. Для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам (после болезни, травмы), а также допуска обучающегося к тренировочным занятиям и соревнованиям - осуществляются текущие медицинские наблюдения. Педагогический контроль за физической подготовленностью осуществляется тренером-преподавателем с помощью контрольных упражнений, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. Текущий контроль проводится для определения уровня освоения программного материала, физической и спортивной подготовленности обучающихся. Основными критериями оценки обучающихся на спортивно- оздоровительном этапе являются: регулярность посещения занятий; положительная динамика развития физических качеств обучающихся; уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены, самоконтроля; отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Тестирование (контрольные нормативы) проводится два раза в год (сентябрь, май) и позволяет установить конечный результат работы, сопоставить их с исходными данными, оценить качество и подвести итоги учебно- воспитательного процесса. Выполнение контрольных нормативов - важнейший критерий для перевода обучающихся на этапы начальной и тренировочной подготовки. Для определения исходного уровня и динамики общей физической подготовленности учащихся выполняется комплекс контрольных упражнений: Нормативы для оценки результатов освоения теоретического материала Оцениваемые параметры Контрольные упражнения (тесты) Теоретическая подготовка Тест (Приложение №1,2) Тесты № 1 Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно 2 Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). 3 Штрафной бросков). 4 бросок (из 10 Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). 5 Броски мяча в стенку с 3 м. и ловля после отскока за 30 сек (количество раз). высокий М Д 10 11 8,8 9,8 8,5 9,5 8,4 9,4 8,6 9,0 8,3 8,6 8,1 8,5 8,0 8,4 5 5 5 5 6 6 6 6 5 5 6 6 7 7 8 8 19 18 20 19 21 20 22 20 Значение результата для получения оценки «зачтено» не менее50% правильных ответов результат средний М Д 10,5 11,5 9,0 10 8,8 9,7 8,7 9,6 8,9 9,2 8,5 8,8 8,4 8,7 8,3 8,6 4 4 4 4 5 5 5 5 4 4 5 5 6 6 7 7 18 17 19 18 19 18 20 19 М 11 9,3 9,0 9,0 9,2 8,8 8,7 8,6 3 3 4 4 3 4 5 6 17 18 18 19 низкий Д 12 10,3 10 10 9,4 9,0 9,0 9,0 3 3 4 4 3 4 5 6 16 17 17 19 3.2. Методические материалы Для повышения интереса обучающихся к занятиям баскетболом, решения развивающих и воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы:17 23 метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом, по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся сформировались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Для реализации Программы необходимы материальнотехническое, информационное и кадровое обеспечение. 3.3 Календарно-тематическое планирование № п/п Тема занятия Кол- Дата во по часов плану по факту Форма аттестации/ контроля сентябрь 1 Физическая культура и спорт в России. 1 входной контроль 2 Гигиенические знания и навыки. 1 собеседование 1 собеседование 1 наблюдение Основы техники и тактики баскетбола Общеразвивающие 4 упражнения Итого за месяц 3 4 октябрь Легкоатлетические упражнения, 5 акробатические упражнения; Подвижные игры и 6 эстафеты Упражнения для 7 развития быстроты Упражнения для 8 развития скоростносиловых качеств; Итого за месяц наблюдение 1 1 1 наблюдение наблюдение наблюдение 1 4 ноябрь 9 Упражнения для укрепления мышц, для разви-тия ловкости и специальной выносливости. наблюдение 10 ТБ на занятиях в спортивном зале, на занятиях бас-кетболом. Переда-ча, ведение, броски мяча 1 11-12 Ловля, передача мяча Итого за месяц 2 4 наблюдение 1 1 1 наблюдение наблюдение наблюдение промежуточный контроль 1 наблюдение декабрь 13 14 15 Ведение с обводкой. Броски мяча Штрафной бросок Специальные 16 упражнения и комбинации. Итого за месяц Итого за 1 полугодие 1 4 16 Примечание (корректировка ) январь Ведение с разной высотой отскока. 19 Круговая тренировка Вырывание и 20 выбивание мяча Итого за месяц 17-18 2 1 1 наблюдение наблюдение наблюдение 4 февраль Индивидуальная защита. Специальные 22 упражнения и комбинации. Ведение с разной высотой отскока с 23 изменением направления Позиционное 24 нападение Итого за месяц 21 1 наблюдение наблюдение 1 наблюдение 1 1 наблюдение 4 март 25 Прессинг. Бросок одной рукой в 26-27 прыжке 28 Круговая тренировка Итого за месяц 1 2 1 4 наблюдение наблюдение наблюдение апрель 29 30 Нападение быстрым прорывом. Специальные упражнения и комбинации. Игра в баскетбол 3132 Итого за месяц май 33Контрольные 34 нормативы и участие в соревнование в группах 35Соревнование. 36 Итоговое занятие Итого за месяц Итого за 2 полугодие Итого за год 1 наблюдение наблюдение 1 2 соревнования 4 нормативы 2 2 4 20 36 итоговый контроль