Программа Музей - это целый мир

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020 года);
Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020
года);
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года» ;
Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О
национальных целях развития России до 2030 года»;
Национального проекта «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета
при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным
проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
Федерального проекта «Патриотическое воспитание»(от 01.01.2021)
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р;
Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Федерального проекта «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу
заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря 2018 г. № 3;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5
мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с

«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»;
Письма Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 г. № ТС
– 551/07«О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
Закона об образовании в Республике Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с
изменениями на 10 сентября 2019 года).
- Устав МБОУ «Сизовская средняя школа»;
- Учебный план дополнительного образования МБОУ «Сизовская средняя школа» на
2022/2023 учебный год.
Направленность – туристско-краеведческая.
Новизна программы: современный мир невозможно представить без экскурсий,
являющихся важным достижением цивилизации. Экскурсии широко востребованы в
различных сферах деятельности, а в социально-культурной сфере занимают одну из
лидирующих позиций, что определяет необходимость развития экскурсионного дела и
подготовки кадров, способных им профессионально заниматься. Школьный музей
является одним из действенных средств развития творческой самодеятельности и
общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки,
оформления и пропаганды материалов по истории края, школы.
Актуальность данной программы определяется современной образовательной
ситуацией, инновационными процессами, происходящими в образовании. Программы
ряда учебных предметов предусматривает привлечение потенциала материалов
различных музеев, в том числе и школьных, способствующего более эффективному
достижению целей обучения и воспитания. Деятельность музеев помогает осознать
существующую связь родного края со всей страной, почувствовать причастность к ней
каждого человек, воспитывает такие личностные качества, как гражданственность и
патриотизм.
Педагогическая целесообразность программы
В программе заложен системно - деятельный подход, что предполагает не только
обучение теоретическим основам музейного дела и краеведения, но и включения
обучающихся в конкретную музейно- краеведческую деятельность. Это даст
возможность каждому занимающемуся в музее примерить на себя роль «сотрудника
музея» и выйти за пределы пространства школы: принимать участие в научнопрактических конференциях, презентовать свой опыт на конкурсах, акциях,
фестивалях и т.д.
Программа не предусматривает специального отбора и адресована в равной степени
новичкам и ребятам, имеющим опыт участия в музейно-краеведческой деятельности.
Адресат программы.
Программа рассчитана на детей 10-15 лет. Так как программа включает в себя
различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний,
умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей
для творческого развития личности.
Объем программы и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (72 часа).
 условия набора детей в объединение: принимаются все желающие;

 условия формирования групп: группа разновозрастная;
 общая нагрузка программы составляет 72 часа
Уровень программы – общекультурный (стартовый )
Формы обучения.
Программа предполагает очную форму обучения.
Количество учащихся 45 человек
Нормы наполнения групп – 10-15 человек.
Особенности организации образовательного процесса. Отличительная особенность
программы - проведение разработанной авторской экскурсии в реальном
существующем краеведческом музее образовательной организации: «Патриот».
В данной программе представлено содержание познавательной деятельности по
организации работы краеведческого музея, собиранию и описанию его коллекций,
устройству его экспозиций, проведению экскурсий; обучающиеся изучают
имеющийся краеведческий материал, а также приобщаются к поисковоисследовательской, проектной деятельности. Обучающиеся вносят неоценимый вклад
в дело выявления, собирания, сохранения и распространения информации об объектах
историко-культурного и природного наследия своего родного края, способствуя тем
самым реализации соответствующих функций государства.
Режим занятий: расписание занятий составляется в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия,
предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после
окончания основного учебного процесса. Продолжительность занятия исчисляется в
академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут. После
каждого академического часа занятий предусмотрен перерыв 15 минут. Строгих
условий набора обучающихся в объединения и группы дополнительного образования
детей нет. В группы записываются все желающие по заявлению и согласию родителей
и законных представителей.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей.
Учебный процесс по программе дополнительного образования осуществляется в
школьном краеведческом музее «Патриот»

1.2. Цели и задачи программы
Целью изучения является создание условий для гражданского и патриотического
воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной
активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисковоисследовательскую краеведческую деятельность.
Задачи:
Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.
Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей
семьи, школы, города, края;
Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка,
систематизация и методическая обработка;
Оформление и экспонирование материалов;
Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и

индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.
Организация научно-исследовательской работы
Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.
Воспитательные:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей музейного дела;
-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в
России (фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой
музея);
- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;
- развить первичные практические навыки музейной работы;
- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.
Развивающие:
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;
- научить исследовательской и проектной деятельности;
- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и
необходимость своей деятельности.
1.3. Воспитательный потенциал дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Воспитательная работа в рамках программы «Музей – это целый мир» направлена на
воспитание чувства патриотизма и бережного отношения к русской культуре, её
традициям: уважении к культуре других народов; развитии доброжелательности по
отношению к товарищам, воспитании чувства ответственности при выполнении своей
работы. В современных условиях, когда рушатся старые стереотипы патриотизма,
именно туризм и краеведение, объединяющие в себе многие предметы и науки, могут
стать эффективным средством воспитания школьников.
Для решения поставленных воспитательных задач и достижения цели, обучающиеся
кружка «Музей – это целый мир» привлекаются к участию в музейных уроках,
краеведческих конкурсных программах различного уровня, акциях и мастер-классах.
Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий в процессе
реализации данной программы будет достигнут высокий уровень сплоченности
коллектива, уровня личностных достижений, повышение интереса к занятиям.
1.4. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№

Название раздела, темы

В том числе
Всего

Теорети
ческих

Практи
ческих

Форма
аттестации/
контроля

1
1.1
1.2

1.3

2
2.1

2.2

3.
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3

1. Основные понятия
термины музееведения.
Вводное занятие

и 6

2

4

1

1

-

1

1

-

4

-

4

4

2

2

2

2

-

Основные понятия и термины
музееведения
Ознакомление с информацией
в сети Интернет, поиск
основных понятий и терминов
музейного дела, составление
словаря музейных терминов.
2.Роль
музея
в
жизни
человека.
Что такое музей? Совет музея.
Роль музеев в жизни человека
Обзорная
экскурсия
в
школьный музей, просмотр
фрагментов
видео
об
известных музеях мира.
3. Я – житель села Сизовка
Сакского района Республики
Крым.
История села Сизовка.
Символика. Сакского района,
Республики Крым.
История символики. История
создания герба и флага
4. «Школа – вчера, сегодня,
завтра».(6 часов)
Летопись школы.
Изучение истории школы.
Ознакомление
с
уставом
школы и ее традициями
5. «Гордость школы».

5

6

Поисково-исследовательская
деятельность..
Встречи
с
бывшими
учителями и выпускниками
школы.
Беседы и интервью с ними
История моей семьи в
истории села.

6.1

Родословная.

5.1
5.2.
5.3

2

входной
контроль

тест

2
опрос

6

4

2

2

2

-

2

1

1

2

1

1

6

3

3

2
2

1
1

1
1

2

1

1

8

3

5

4

1

3

2

1

1

2

1

1

8

3

5

2

2

-

тест

промежуточ
ный
контроль

6.2

6.3
6.4
7
7.1
7.2

7.3

7.4

8

8.1

8.2

9
9.1
9.2.
9.3
9.4
9.5
10
10.1

Генеалогическое древо семьи.
Акция – конкурс «Самая
интересная
фотография
нашей семьи и ее история».
Проектная
работа
«Мое
генеалогическое
дерево
семьи»,
Проектная деятельность «Из
семейного альбома».
Военная история села «Село
Сизовка в годы войны».
Изучение военной истории.

2

1

1

2

-

2

2

-

2

10

5

5

2

2

-

2

1

1

3

1

2

3

1

2

4

2

2

2

1

1

2

1

1

10

4

6

2

1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

-

2

4

4

-

Краеведческий музей г. Саки
2
и его история, посещение

2

Подготовка экскурсии.
Практическая работа: сбор
материалов
о
ветеранах
Великой
Отечественной
Войны, афганской войны жителях
поселка,
выпускниках школы;
Разработка и проведение
экскурсий по экспозициям
Встреча с участниками и
ветеранами
Великой
Отечественной Войны, «Дети
войны»
Акция «Мы против войны».
Литературно-историческая
композиция «Дети войны».
Встречи с ветеранами. Беседы
с ветеранами. Подготовка
экскурсий
Быт народов, живущих в селе
Сизовка
Изучение
материальной
культуры.
Жилище.
Одежда.
Утварь
Проведение экскурсий для
учащихся
Музейное сотрудничество

презентация
работы
презентация
работы

экскурсия

экскурсия

10.2 Краеведческого музея г.Саки.
Обновление
экспозиции
11.
школьного музея
11.1 - Практическая работа
Итоговое занятие.
12.

2

2

2

-

2

2

-

2

6

Защита творческих проектов
учащихся.
Итоги работы
12.1
6
объединения «Музей - это
целый мир».
Всего:
72

6

26

итоговый
контроль

6
46

Содержание изучаемого курса.
1.Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. (6 часов)
Режим занятий. Требования к учащимся. Вводный инструктаж. Знакомство с
программой обучения. Основные понятия и термины музееведения
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных
понятий и терминов музейного дела, составление словаря музейных терминов.
Входной контроль: тестирование.
2.Что такое музей? Роль музея в жизни человека. (4 часа)
Что такое музей? Совет музея. Роль музеев в жизни человека.
Практическая работа: обзорная экскурсия в школьный музей, просмотр фрагментов
видео об известных музеях мира.
Тестирование.
3.Я – житель села Сизовка Сакского района Республики Крым. ( 6.часов)
История села Сизовка. Символика Сакского района, Республики Крым. Символика.
История символики. История создания герба и флага
Практическая работа: организация фотовыставки «Виды родного села», подготовка
экскурсий по экспозициям школьного музея.
Опрос.
4. «Школа – вчера, сегодня, завтра».(6 часов)
Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с уставом школы и ее
традициями.
Практическая работа: работа над проектами,
обзор литературы, подбор и
систематизация материалов из газет и журналов, других источников информации.
Тестирование.
5.«Гордость школы». ( 8 часов)
Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и
выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.
Практическая работа: работа над проектами, организация встреч с известными людьми
школы.

Промежуточный контроль. Презентация работы
6.История моей семьи в истории села. ( 8 часов)
Родословная. Генеалогическое древо семьи. Акция – конкурс «Самая интересная
фотография нашей семьи».
Практическая работа: проектная работа «Мое генеалогическое дерево семьи»,
проектная деятельность «Из семейного альбома».
Презентация работы
7.Военная история села «Село Сизовка в годы войны». (10 часов)
Изучение военной истории. Подготовка экскурсии.
Практическая работа: сбор материалов о ветеранах Великой Отечественной Войны,
афганской войны - жителях поселка, выпускниках школы; разработка и проведение
экскурсий по экспозициям.
Экскурсия.
8. Встреча с участниками и ветеранами Великой Отечественной Войны, «Дети войны»
(4часа)
Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны».
Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.
Практическая работа: организация встреч с ветеранами ВОВ, афганской войны,
родными,
друзьями,
учителями
воинов-интернационалистов,
проведение
тематических мероприятий по военной тематике (Уроки мужества, День Памяти,
выставки детских творческих работ); беседы, дискуссии с просмотром видеофильмов
по военной тематике; фотосессия «Портрет на фоне…» (портрет ветеранов ВОВ,
тружеников тыла, детей войны).
9. Быт народов, живущих в селе Сизовка. ( 10 часов)
Изучение материальной культуры. Жилище. Одежда. Утварь.
Практическая работа: сбор материала по краеведению: одежда, предметы быта,
изделия ДПИ, домашняя утварь, пополнение экспозиции «Моя малая родина»,
проведение экскурсий для учащихся, оформление викторины на тему «Живи и
здравствуй, Крым», организация выставки детских творческих работ по теме: «Тебе,
мой край, в минуты вдохновения…»
Экскурсия
10.Музейное сотрудничество.(2часа)
Краеведческий музей г. Саки и его история, посещение Краеведческого музея г.Саки.
11. Обновление экспозиции школьного музея- Практическая работа (2 часа)
12. Итоговое занятие. (6 часов)
Защита творческих проектов учащихся. Итоги работы объединения «Музей - это
целый мир».
Итоговый контроль: тестирование

1.5. Планируемые результаты курса
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
малую Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед малой Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности,
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками
Метапредметные:
- достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной
обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения;
- проведение экскурсий по экспозициям музея;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации
работ по профилю музея;
- уметь планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные
исторические периоды;
- первичные навыки использования полученных знаний, умений, как основы
исторического мышления;
- первичные представления об историческом положении малой Родины;
- основополагающие знания об истории родного края;
- владеть этнографическим компонентом своего региона;
- уметь работать с топонимическим материалом своего региона.
Данная программа способствует формированию у школьников следующих
видов универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
-формирование социальной активности личности,

-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
-строить речевое высказывание в устной форме;
-осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Основы научного мировоззрения, заложенные в ходе музейных занятий, позволят
ребятам успешно освоить все этапы научно-исследовательской работы:
научатся работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с
письменными, устными и информационными источниками,
освоят приемы внешнего и внутреннего анализа источников,
научатся формулировать проблему, цели и задачи исследования, отстаивать свою
точку зрения,
получат навыки работы с научной и справочной литературой, а также навыки
публичных выступлений (в ходе экскурсий, выступлений на школьных и городских
научно-практических конференциях).
По результатам обучения у учащихся должны быть сформированы следующие знания,
умения и навыки:
Знания
Умения и навыки
Понятие о музее и его предназначении. Культурное
поведение
в
музее.
Понятие о структурной организации Нахождение музейных терминов в тексте,
музея
работа со словарем
Понятие
о
коллекционировании Начальные этапы работы с научнодревностей. Понятие о значении музеев популярной литературой
для развития современного общества
Понятие об основных типах и видах Определение профиля музея
музеев. Ведущие музеи мира
Понятие
основ
исследовательской Начальные
выполнения
учебнодеятельности
исследовательской работы
Понятие термина «фонды музея»
Различие между подлинником и копией
Понятие термина «экспозиция»
Отличие музейных экспозиций по
профилю музея
Понятие основных задач и функций Формирование
художественного
и

выставки
Понятие основ экскурсоведения

эстетического вкуса
Составление вопросов для экскурсовода
по интересующей проблеме
Основные сведения по истории и Нахождение
объектов
культурнокультуре родного края
исторического
наследия.
Ведение
исследовательских записей
Понятие о культурно-образовательной Участие
в
научно-практической
деятельности музея
конференции
Основные этапы развития музейного Отбор краеведческого материала по теме
дела в России
Понятие о требованиях к организации и Составление плана поисковой работы.
проведению
поисково- Общение с людьми. Грамотное ведение
исследовательское работы, к написанию поисковых и исследовательских записей.
и
оформлению
учебно- Написание и оформление учебноисследовательской работы
исследовательской работы
Понятие
об
основной
учетной Заполнение
инвентарной
книги.
документации музея
Составление паспорта на музейный
предмет
Понятие о планировании и организации Составление тематико-экспозиционного
экспозиционной работы
плана.
Оформление
экспозиции.
Составление аннотаций к экспозиции
Понятие об основных требованиях к Оформление
стенда,
выставки.
художественному
оформлению Подготовка экспонатов для выставки
выставки
Понятие об экскурсионной методике и Создание текста экскурсии. Проведение
профессиональном
мастерстве экскурсии. Сочетание показа с рассказом
экскурсовода
Основные памятники истории и Изучение
краеведческих
объектов.
культуры родного края. Понятие о Разработка маршрута по памятным
методике проведения экскурсий
местам
своего
края.
Проведение
экскурсии
Понятие об организации культурно- Выступление с докладом на научнообразовательной работы в музее
практической конференции
Понятие о современном развитии Составление рекламной афиши, буклета.
музеев
Оформление текста для публикации в
СМИ

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебный период - с 01 сентября по 31 мая.
Количество учебных недель – 36 недель.
Продолжительность каникул – 01 июня – 31 августа.
На освоение учебного материала отводится 72 часа в год.
График занятий: 1 раз в неделю, занятия по 2 академических часа с 15-минутным
перерывом согласно расписанию по группам.
Необходимым условием организации экскурсий и практических занятий на местности
является соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности.
При планировании теоретических и практических занятий, экскурсий, путешествий и
соревнований учитываются сезонные изменения погоды. Во время каникул
планируются массовые мероприятия: экскурсии, походы, соревнования и т.д.

Календарный учебный график
Уровень базовый

год обучения 2022/2023 г.г.

1 полугодие
октябрь

2 полугодие

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Объем учебной нагрузки на учебный год 72 часа

8

тест

8

экскурсия

8

экскурсия

8

презентация

8

презентация

8

тест

8

тест

8

тест

8

опрос

1

тест

аттестация/форма кол-во кол-во кол-во
контроля
часов в часов в учебных
месяц неделю недель

месяц

сентябрь

2.2.Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы
Кадровое обеспечение – Педагог дополнительного образования, имеющий среднее
профессиональное образование, обладающий достаточным практическим опытом,
знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на
него должностные обязанности.
Педагог должен знать:
- основы музееведения, образовательные и музейные технологии, специфику
развития интересов и потребностей обучающихся;
- особенности комплектования, учета и хранения фондов музейных предметов в
образовательных учреждениях;
- правила оформления документации на музейные экспозиции и выставки;
- управление рисками при организации туристко-краеведческой деятельности –
экскурсий, походов, экспедиций;
- содержание, методику и организацию научно-исследовательской, поисковособирательской, культурно - досуговой, туристско-краеведческой деятельности и
экскурсионной работы;
- специфику развития интересов и потребностей обучающихся,технологию
стимулирования их творческой деятельности, методику поиска и поддержки молодых
талантов;
- основы организации деятельности детских коллективов;
- методику работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи
музейными средствами;
- нормативные документы в рамках компетенции.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение программы: Занятия проводятся на базе МБОУ
«Сизовская средняя школа» Сакского района Республики Крым, в школьном
краеведческом музее «Патриот».
Оборудование
1.
2.
3.
4.
5.

Флеш-накопители с видео записями и презентациями
Сайты Интернет
Ноутбук
Проектор
Материалы краеведческого музея

Дидактический материал
Музейный материал
Тесты
Фрагменты источников
Статистические данные
Анкеты и опросники
Формы аттестации
Формами подведения итогов являются: вводная, промежуточная и итоговая
аттестации, которые проводятся в форме тестирования по изученному материалу,

презентации работы, в виде зачетной работы по подготовке и проведению экскурсии,
творческой работы по оформлению музейной экспозиции, созданию мультимедийной
разработки об объектах историко-культурного и природного наследия Сакского
района и Республики Крым. Как аттестация засчитывается результативное участие
обучающихся в краеведческих олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях
различного уровня.
2.3.Формы учебной деятельности:
Лекция;
Практическая работа;
Творческий проект;
Тематические задания по подгруппам;
Защита творческой работы.
Виды учебной деятельности: образовательная, творческая, исследовательская.
Основная методическая установка программы — обучение школьников навыкам
самостоятельной индивидуальной и групповой работы.
Программа не предъявляет особых требований к уровню подготовленности
обучающихся. С учетом времени освоения программы и объема материала в группе
могут заниматься обучающиеся как одинакового возраста, так и разных возрастных
групп.
При реализации программы могут быть использованы различные методики
мониторинга усвоения обучающимися учебного материала, организации
воспитательной работы, работы педагога по организации учебного процесса,
комплектования учебной группы, анализа результатов деятельности, авторские
методики проведения занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесные: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция;
наглядные: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков,
макетов, карт, графического изображения;
практические: экскурсии, зачетные занятия.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
частично-поисковый;
исследовательский:
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание ситуаций, приближенных к
походным);
индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом природных способностей,
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Методы воспитания
убеждение;
поощрение;
стимулирование;
мотивация;
воспитание на личном примере;
контроль и самоконтроль;
оценка и самооценка.
Формы организации образовательного процесса

Групповая, индивидуально-групповая, массовая. Участие в мероприятиях и конкурсах
также может быть предусмотрено вне сетки часов.
Методический и дидактические материалы
В качестве дидактического и методического материала на занятиях используются:
раздаточный материал;
наглядные пособия;
дидактические пособия (карточки, вопросы и задания для устного или письменного
опроса,тесты, кроссворды по темам)
туристская и краеведческая литература для чтения;
сведения из интернета;
фотографии;
компьютерные презентации по темам;
Формы аттестации/контроля, оценочные материалы
Теоретические и практические зачеты, тестирование, ведение экскурсии, участие в
мероприятиях. Аттестация проводится для определения результативности освоения
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
материалы тестирования;
грамоты, свидетельства, сертификаты;
конкурсные материалы;
журнал посещаемости;
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
открытое занятие;
мероприятие;
экскурсия;
конкурс;
защита исследовательских работ.
Формы контроля
Текущий контроль – проводится в течение года, возможен на каждом занятии;
определяет степень усвоения учащимися учебного материала, готовность к
восприятию нового материала, выявляет учащихся, отстающих или опережающих
обучение; позволяет педагогу подобрать наиболее эффективные методы и средства
обучения.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, модуля, в
конце полугодия, года, изучается динамика освоения предметного содержания
ребенком, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Итоговый контроль – проводится в конце обучения по программе с целью
определения изменения уровня развития качеств личности каждого ребенка, его
творческих способностей, определения результатов обучения, ориентирования на
дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Формы проведения контроля учащихся определяются педагогом в соответствии с
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой:
педагогическое наблюдение, опрос, контрольное задание, самостоятельная работа,
кроссворд, викторина, тесты и др.; зачет, олимпиада, аукцион знаний, выставка,
концерт, соревнование, презентация творческих работ, доклад, которые
перечисляются согласно учебному плану (проекты, творческие задания, конкурсы,
выступления и т.д.).

2.4. Список литературы
Литература для педагога
1. Документальные памятники в школьных музеях: выявление, учет,
использование. Учебное пособие для студентов вузов. /И.А.Альтман,
А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др.; Под ред. С.О.Шмидта. — М., 1988.
2. Дьякова Р.А. и др. Основы экскурсоведения. – М.: Просвещение, 1985. 9.
Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991.
3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в
государственных музеях СССР. /Министерство культуры СССР. – М., 1984.
4. Краткий словарь школьного краеведческого музея./ Сост. А.К. Мищенко.
– Орел, 2002.
5. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя.
/Н.С.Борисов, В.В. Прянишников. П.В.Иванов, Д.В. Кацюба; Под ред. Н.С.
Борисова. – М., 1982.
6. Музейные термины./ Сб. науч. трудов Центрального музея Революции
СССР: Терминологические проблемы музееведения. – М.: 1986.
7. Начинающим экскурсоводам – консультации. Советский музей. 1989. –
№6. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по
составлению родословной. – Пермь, 1992.
8. Персин А. И. Краеведение и школьный музеи: Учебно-методическое
пособие.
– М., ФЦДЮТиК, 2006. – С.112.
9. Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных
документов Государственного архивного фонда СССР. – М., 1990.
10. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном
музее)./Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. №2851-181/16.
11. Российская музейная энциклопедия: в 2 т. – М.: Прогресс, «РИПОЛ
КЛАССИК», 2001.
12. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. – М., 1988.
13. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК
МОРФ,
2002.
14. Юхневич М.Ю., Ускова Т.В., Решетников Н.И. Основы школьного
музееведения. Программа подготовки руководителей школьных музеев //
Вестник детско-юношеского туризма в России.
1998. – № 3.
Литература для обучающихся
1. Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001.
2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991.
3. Краткий словарь школьного краеведческого музея./ Сост. А.К. Мищенко.
– Орел, 2002.
4. Михайловская Л.И. Музейная экспозиция. (Организация и техника)./Под
ред.Ф.Н. Петрова и К.Г.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Митяева. – М., 1964.
5. Начинающим экскурсоводам – консультации. Советский музей. 1989. –
№6.
6. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по
составлениюродословной. – Пермь, 1992.
7. Операция «Фронтовое письмо». Сбор и использование документов
Великой Отечественной войны: Методические рекомендации. – Владимир,
1980.
8. Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных
документов Государственного архивного фонда СССР.– М., 1990.
9. Чудакова М.О. Беседы об архивах. – М., 1980.
10. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. Пособие по музейной
педагогике / М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии.– М., 2001.
11. Юхневич М.Ю. Краткий словарь музейных терминов // Школьный музей
на рубеже веков/ Под общей редакцией директора учебно – методического
центра СВУО, канд. Пед. наук Е.Ф.Аврутиной, директора ДЮЦТТ, канд. пед.
наук С.В. Ускова. – М., 2001. – 60 с.
Литература для родителей
Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.
Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.
Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг.
Героико-патриотическое воспитание в школе /автор-составитель Т.А. Орешкина
Волгоград, 2007.
История России в вопросах и ответах И.В. Новиков ЧеРо Москва 1996
Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия И.А. Агапова, М.А.
Давыдова 1-11 классы. М., «Вако» 2006
На войне и в тылу по-фронтовому: Воспоминания / Сост. Р.М. Степакова.Челябинск, 1985.
Старое житьё. Очерки и рассказы М.И. Пылаев. С-петербург 1897.
Родная старина история России в рассказах для детей В.Д. Сиповский Москва.
«Современник» 1992

Раздел 3. Приложения

3.1.Оценочные материалы
МУЗЕЙНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ
Школьный музей - обобщающее название формирований музейного типа,
функционирующих в образовательных учреждениях Российской Федерации
независимо от формы собственности и являющихся их структурными
подразделениями.
Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея,
обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, видом науки или
искусства.
Комплектование музейных фондов - направление музейной деятельности,
включающее в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации конкретных
программ сбора музейных материалов.
Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект
природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
Фонд музея - организационная совокупность музейных предметов (коллекций),
зафиксированная в инвентарной книге музея.
Экспонат музея - музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции музея.
Экспозиция музея - коллекция музейных предметов (экспонатов), организованная с
помощью архитектурно-художественных средств и выставленная на обозрение в
музее.
Музейная выставка - экспозиция по материалам музея, имеющая, как правило,
временный характер или периодически сменяющейся состав экспонатов.
Исследовательская работа - направление краеведческой и иной деятельности,
заключающееся в получении новых знаний и конкретных материалов в соответствии с
профилем и тематикой музея.
Методическая работа - направление музейной деятельности, связанное с разработкой,
выявлением, описанием и внедрением методов и приемов? направленных на
использование материалов музея в образовательном процессе и культурнопросветительной деятельности.
Просветительная работа - направление музейной деятельности, предусматривающее
реализацию образовательной функции в ходе работы с различными категориями
посетителей как в самом музее, так и за его пределами.
Издательская деятельность - направление музейной деятельности, связанное с
подготовкой и распространением печатной и сувенирной продукции музея.
ТИПЫ, ПРОФИЛИ И ЖАНРЫ МУЗЕЕВ
Типы музеев: государственные, общественные, частные музеи.
Профили музеев:
Исторические
(военно-исторические,
этнографические,
археологические,
мемориальные).
Естественнонаучные (географические, биологические, зоологические, геологические,
почвоведческие).
Художественные (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство,
художественные персональные).
Технические (по отраслям техники, технические персональные).

Литературные (истории книги, литературные персональные).
Архитектурные (народное зодчества).
Искусствоведческие (театральное искусство, фото и киноискусство, музыкальное
искусство).
Комплексные (объединяющие несколько профилей).
Жанры музеев:
Музей - экспозиция (выставка). Музей - мастерская (студия). Музей - лаборатория.
Музей - клуб, музей - театр. Музей - адаптационный центр. Музей - научный кабинет.
Музей - экскурсионное бюро. Музей - игротека. Музейное кафе, музей - ярмарка.
Практические работы:

№1
Подготовка экскурсий по плану: вступительная беседа, маршрут экскурсии с опорой
на показ и анализ экспонатов; подведение итогов экскурсии с проведением небольшой
викторины. На данном этапе экскурсоводы учатся оформлять тексты экскурсий по
следующей форме.
Тема экскурсии. Продолжительность. Составитель текста.
При составлении экскурсии соблюдаются требования: - экскурсия должна быть
последовательной;
-для глубокого раскрытия темя строго и последовательно отбираются экспонаты,
составляются маршруты;
-содержание каждого вопроса раскрывается путем показа и анализа определенных
экспонатов;
-раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловой связи и не
прерывая рассказа;
-рассказ экскурсовода должен сопровождаться показом и анализом экспонатов,
которые адресованы только слушателям и с которыми в ходе экскурсии
устанавливается тесный контакт;
-экскурсия должна быть эмоциональной, выразительной, насыщенной новыми
фактами и событиями, занимательными сведениями об экспонатах и т. д.
№2
Классификация экскурсий
Посещение виртуальной экскурсии по Сакскому району. Кратко законспектировать
сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах
построена обзорная экскурсия по району?
Какие подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность
обзорной экскурсии по району?
№3
Классификация экскурсий
Посещение тематической экскурсии в музее села.
Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по
содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по
форме проведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы:
1. На примере каких экспонатов построена данная тематическая

экскурсия?
Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии?
Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы
к другой?
Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа.
Последовательность. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.
Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта.
Показ как реализация принципа наглядности рассказа.
Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии.
Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные
образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.
Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание.
Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.
2.
3.

№4
Сочетание показа и рассказа в экскурсии
На основе впечатлений от посещения экскурсии в Александровский краеведческий музей,
ответить на следующие вопросы:
1. Почему показ называют основным элементом экскурсии?
2. В чем сущность показа?
3. Какова роль последовательности в показе объектов?
4. Почему экскурсовода называют руководителем показа?
Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ
и рассказ - два важнейший элемента экскурсии.
Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и
экскурсантов зависит активность показа и рассказа.
№5
Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.
Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков.
Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие,
использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии.
Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка,
техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителяэкскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет
экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения.
Жесты экскурсовода, их значение и классификация.
Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.
Манера поведения экскурсовода.
Внешний облик экскурсовода.
№6
Техника ведения экскурсии.
Проведение учебных экскурсий по выбранной теме.
Зачётная работа (промежуточная аттестация)
1. Укажите из перечисленного виды музеев:
А) этнографический
Б) боевой

В) графический
2. Под материально-технической базой музеев понимают:
А) помещение
Б) электронное оборудование
В) выставочные экспонаты
3. Какие музеи являются наиболее известными в нашей стране:
А) Эрмитаж, Грановитая полата;
Б) Эрмитаж, Макдоналдс;
В) Кремль, храм Петра и Павла
4. Какие музеи являются наиболее известными в нашей области:
5. Что включает в себя понятие музей:
А) место развлечения;
Б) место приобретения новых знаний;
В) совокупность первого (А) и второго (Б)
6. Выберите из перечисленного виды фонда музея:
А) вспомогательный
Б) главный
В) дополнительный
7. Какой температурный режим предпочтителен в музее:
А) 18 градусов С.
Б) 12 градусов С.
В) 25 градусов С.
8. Перечислить порядок составления тематического плана будущей
экспозиции:
1._______________________________
2._______________________________
3._______________________________
4._______________________________
5._______________________________
9. Дать определение, что такое монтажный лист экспозиции
10. Дать определение, что такое архив

Критерии оценивания
Пример оценивания полученных знаний, сформированных умений и
практических навыков обучающихся
– систему учета музейных фондов;
– основную документацию школьного музея (основной фонд);
– правила составления этикеток к экспонатам;
– правила шифровки музейных экспонатов;
– основные требования к оформлению экспозиции музея;
– основные требования к составлению экскурсии по школьному музею;
– методику записи рассказов и воспоминаний родственников; – методику
описания семейного архива и семейных реликвий; – правила составления
библиографического списка. уметь:
– организовывать учет фондов школьного музея;
– заполнять документы по учету музейных предметов: инвентарную
карточку;
– составлять этикетку к экспонатам;

– составлять аннотацию к музейным предметам;
– присваивать шифр музейным экспонатам;
– составлять тексты экскурсий по школьному музею;
– проводить экскурсии по школьному музею;
– планировать работу совета школьного музея;
– записывать рассказы и воспоминания родственников; – описывать
семейный архив и семейные реликвии;
– составлять родословную таблицу;
– составлять библиографический список;
– обеспечивать научную и физическую сохранность находок; – составлять
планы поисково-собирательской деятельности.
фамилия,
имя параметры
высокий
средний
низкий
обучающегося
диагностики
уровень
уровень
уровень
оценки
оценки
оценки

1. Работа с фондами и документацией музея:
Обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией школьного
музея.
Обучающийся допускает неточности в работе с фондами и документацией школьного
музея.
Обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного
музея.
2. Работа с краеведческой литературой, картотекой:
Обучающийся испытывает трудности с краеведческой краеведческой литературой
Обучающийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой
Обучающийся правильно умеет работать с краеведческой литературой
3. Подготовка тематических экскурсий
Обучающийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии
Обучающийся допускает
неточности в подготовке тематической экскурсии
Обучающийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии
4. Проведение тематической экскурсий
Обучающийся испытывает трудности в проведении тематической экскурсии
Обучающийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии
Обучающийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии
Вопросы для повторения
1. Перечислите основные признаки экскурсии.
2. Назовите и охарактеризуйте основные функции экскурсии.
3. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические.
Перечислите отличительные особенности обзорной и тематической экскурсий.

4. Приведите примеры тематической экскурсии на основе личного опыта.
5. Перечислите классификации экскурсий.
6. Что такое композиция экскурсии?
7. Разведите понятия тема и подтемы экскурсии. Приведите примеры из
собственного опыта.
8. Объясните понятия показ и осмотр. Почему между ними нельзя поставить
знак равенства?
9. Показ как важнейший элемент экскурсии имеет свои характерные
особенности: активность показа, логическая последовательность показа,
главенствующее значение показа, определяющая роль показа, сюжетность
показа, парадоксальность показа. Раскройте каждую из особенностей опираясь
на личный опыт.
10. Какие требования предъявляют к рассказу на экскурсии.
11. К особенностям рассказа на экскурсии можно отнести: адресность
рассказа, конкретность экскурсионного рассказа, утверждающий характер
рассказа. Раскройте эти особенности на примерах из личного опыта.
12. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии. В чем проявляется
их сочетание?
13. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: составление
маршрута экскурсии; объезд или обход маршрута; подготовка контрольного
текста экскурсии; комплектование «портфеля экскурсовода»; определение
методических приемов проведения экскурсии.
14. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: определение
техники ведения экскурсии; составление методической разработки;
составление индивидуальных текстов; прием (сдача) экскурсии; утверждение
экскурсии.
15. Охарактеризуйте следующие приемы показа:
прием предварительного осмотра,
прием панорамного показа,
прием зрительной реконструкции (воссоздания),
прием зрительного монтажа, прием локализации событий,
прием абстрагирования,
прием зрительного сравнения,
прием интеграции,
прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический
прием движения, показ мемориальной доски.
16. Охарактеризуйте следующие приемы рассказа:
прием экскурсионной справки,
прием описания,
прием характеристики,
прием объяснения,
прием комментирования,
прием репортажа,
прием цитирования,
прием вопросов-ответов,
прием ссылки на очевидцев,
прием заданий,

прием новизны материала,
прием словесного (литературного) монтажа,
прием соучастия,
прием дискуссионной ситуации,
прием сталкивания противоречивых версий,
прием персонификации; прием проблемной ситуации,
прием отступления.
17. В чем заключается речевой этикет экскурсовода?
18. Какие требования предъявляются к речи экскурсовода на экскурсии?
19. Перечислите и охарактеризуйте совокупность внеречевых средств общения
на экскурсии.
20. Охарактеризуйте жесты и мимику экскурсовода в рамках экскурсии?
21. Как манера поведения экскурсовода влияет на качество проведения
экскурсии?
22. Существует мнение, что внешний облик экскурсовода влияет на качество
восприятия экскурсионного материала? Согласны ли вы с этим утверждением
или нет? Обоснуйте свое мнение, опираясь на личный опыт.
Тест
1. Памятник истории и культуры или памятник природы, являющийся
подлинным свидетельством фактов, явлений, событий, процессов в
общественной жизни и в природе, включенный в собрание музея
a) музейный предмет
b) реликвия
c) предмет музейного значения
2. Профильная группа музеев, собрания которых включают художественные
произведения и отражают историю развития изобразительного и декоративноприкладного искусства.
a) Художественные музеи
b) Искусствоведческие музеи
c) Комплексные музеи
3. Первый в России естественно-научный, исторический и художественный
музей.
a) Петербургская кунсткамера
b) Музей Петербургского Университета
c) Эрмитаж
4. Специализация собрания и деятельности музея, обусловленная его связью
с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и
дисциплинами
a) профиль музея
b) режим хранения
c) тип музея
5. Собрание необычных и курьезных вещей исторического,
художественного и естественнонаучного характера, а также помещение для их
хранения. Как особый вид музейного собирательства появился в Европе на
рубеже 15-16 веков.
a) Экомузей

b) Кунсткамера
c) Анатомический театр
6. Что такое виртуальный музей?
a) Музей, который формирует виртуальные фонды и привлекают сетевого
посетителя для виртуального общения
b) Музеи, которые тесно связаны с местным сообществом, активно
участвующим в их комплектовании и просветительской деятельности
c) Музей, который создан из коллекций произведений искусства, при
крупных российских корпорациях, активно участвующих в аукционах
7. Что такое памятник истории и культуры?
a) Образ исторических памятников, несущих на себе отпечаток бытия
местной культуры
b) Материальный объект, фиксирующий пересечение связей нескольких
информационных систем
c) Объект культурного наследия, обладающий достаточной полнотой
сохранившихся форм, имеющий историческую, научную или
художественную ценность, подлежащий охране
8. Вещественные источники группируются в коллекции по следующим
признакам:
a) По виду материала
b) По виду искусства
c) По функциональному назначению
9. Особенности развития музейного дела в 1918-1945 годах
a) Увеличение количества музеев современного искусства
b) Влияние на развитие музейного дела политического устройства
государств
c) Развитие сети музеев на Дальнем Востоке
10. Укажите новые тенденции в современной музейной деятельности.
a) Развитие сети краеведческих музеев
b) Создание "живых музеев"
c) Создание "необычных музеев"
11. Укажите основные направления, по которым осуществляется
классификация музеев
a) По составу посетителей
b) По профильным группам
c) По принадлежности
12. Укажите традиционные формы культурно-образовательной деятельности
музеев
a) Театрализованное представление
b) Лекция
c) Экскурсия
13. Укажите инновационные формы культурно-образовательной деятельности
музеев
a) Консультации
b) Исторические игры
c) Музейные праздники
14. Характерные черты развития музейного дела в 19 веке:

a) Распространение исторических музеев
b) Появление анатомических театров
c) Возникла сеть центральных, профильных и провинциальных музеев
15. Музейный предмет, существующий в настоящее время в одном или очень
ограниченном числе экземпляров и представляющий исключительный интерес
для науки и культуры
a) реликвия
b) уникальный музейный предмет
c) типовой музейный предмет
16. Первым учебным музеем в России был:
a) Петербургская кунсткамера
b) Эрмитаж
c) Музей натуральной истории при МГУ
17. Характерные черты развития музейного дела в начале 20 века:
a) Развитие музейного дела в США
b) Активное воздействие на развитие музейного дела научно-технического
прогресса
c) Создание музеев нового типа: художественно-промышленных
18. Характерные черты развития музейного дела в эпоху Просвещения ( 17
век):
a) Коллекции и музеи были тесно связаны с лабораториями и обществами
ученых, распространение анатомических, ботанических, зоологических
коллекций
b) Появление первых публичных музеев
c) Формирование королевских коллекций
19. Характерные черты развития музейного дела в эпоху Возрождения:
a) Собрания коллекций предметов окружающего мира, нуждающихся в
истолковании, появление "кусткамер"
b) Коллекционирование художественного античного наследия и
появления галерей
c) Собрание коллекций культовых предметов
20. В ансамбле какого музея-заповедника находится крупнейший в мире
комплекс фонтанов с Большим каскадом, в центре которого находится статуя
"Самсон, разрывающий пасть льва".
a) Музей-заповедник "Царское село".
b) Версаль ( Париж ),
c) Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник
"Петергоф".
Тест 2.
1. Под музейными источниками понимается:
1, Научно-вспомогательный фонд
2, Основной фонд музея
3, Совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов
2. Под музейными источниками понимается:
1, Научно-вспомогательный фонд
2, Основной фонд музея
3, Совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов

3. Полевая опись представляет собой документ, в котором фиксируются
следующие сведения: 1, Фамилия, имя, отчество информанта, с указанием
адресных данных.
2, Общепринятое и местное названия памятника; дата и место его
обнаружения. 3, Маршрут экспедиции, обследуемые населенные
пункты; итоги наблюдений.
4. Планомерная и целенаправленная деятельность по выявлению и
приобретению, классификации и систематизации предметов музейного
значения, соответствующих профилю и научной концепции музея.
1, Классификация фондов музея
2, Комплектование фондов музея
3, Инвентаризация фондов музея
5. Создание и поддержание в фондохранилищах и экспозиционных залах
определенной температуры, освещения, а также устранение из воздуха вреднодействующих газов и пылевых засорителей; предохранение музейных
предметов от воздействия биологических вредителей.
1. Биологический режим
2. Режим хранения
3. Консервация
6. Текст-аннотация к отдельному экспонату называется
1, этикетка
2, ведущий текст
3, объяснительный текст
7. Тип музейных предметов, смысловое содержание которых выражено
словом, зафиксированным при помощи буквенных и иных обозначений.
1, Фоноисточники
2, Изобразительные источники
3, Письменные источники
8. Что представляет научно-вспомогательный фонд?
1, Совокупность предметов музейного значения, которые передаются музею их
владельцами для экспонирования на выставках
2, Совокупность предметов и материалов, выполняющих вспомогательную
функцию при изучении и использовании музейных предметов. К ней
относятся: муляжи, копии, схемы, карты и т.д. 3, Исторически сложившаяся в
результате деятельности учреждения, организации или частных лиц
совокупность документальных материалов.
9. Все материалы, собранные во время экспедиции, фиксируются в полевых
документах. Это –
1, полевая опись
2, полевой дневник
3, полевой акт
10. К основным типам музейных источников относятся:
1, изобразительные источники
2, фоноисточники
3, вещественные источники
11. Комплектование музейного фонда состоит из следующих этапов:
1, Собирательская работа

2, Научные командировки
3, Включение предметов музейного значения в музейный фонд
12. Комплектование музейных фондов относится к области:
1, Научно-просветительская деятельность
2, Исследовательской деятельности
3, Источниковедения
13. Какова главная цель комплектования музейных фондов?
1, Сохранение музейных предметов
2, Приобретение предметов в собрание музея
3, Документирование исторической действительности
14. Выезд сотрудников музея к выбранным для документирования объектам
1, Командировка
2, Экспедиция
3, Экскурсия
15. Выявление присущих музейному предмету признаков: материала, формы,
устройства, размера, технологии изготовления, назначения, стиля и др. - и на
этой основе установление времени и места изготовления, авторской
принадлежности, социальной и этнической среды бытования.
1, Атрибуция музейных предметов
2, Информативность музейных предметов
3, Систематизация музейных предметов
Методики определения уровня творческого потенциала учащихся
Тест «Определение творческих способностей»(Х.Зиверт)
Находчивость (шкала Н)
Вам будут предложены некоторые задачи, решая которые Вы сможете проверить,
может ли Вас «осенить». Если Вы намерены выполнить некоторые задания
коллективно, то Вам необходимо назначить «секретаря». Другие члены группы будут
выступать лишь в роли «поставщиков идей». Вы можете также работать
самостоятельно. Допустима и приемлема любая идея. Старайтесь выполнять задания
как можно быстрей. Для контроля используйте секундомер.
Задание. В левой колонке таблицы (на следующей странице) множество линеек
(пустых строк). В каждую из этих строчек Вы должны записать одно слово. У всех
слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для
слов, начинающихся с «c»: свежий, свободный, святой, свинина и т.д.
Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно только писать
разборчиво. Теперь засеките время. В вашем распоряжении одна минута для
заполнения каждой колонки
Оценка шкалы Н (находчивость)
Посчитайте строки, в которых записаны заданные слова. Сложите результаты трех
заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально Вы можете получить 60 баллов.
0-20 баллов. Это задание далось Вам с большим трудом. Результаты тестирования
значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего
Вашу пригодность к работе, Вас отнесли бы к категории очень слабых. Вам
необходимо регулярно упражняться с другими начальными буквами.

21-40 баллов. У Вас средние результаты. Оценка результатов «настоящего»
тестирования будет средней. Чем больше Вы получили баллов, тем лучше Ваш
результат. Поупражнявшись, Вы, несомненно, без усилий добьетесь лучших
результатов. Вам следует потренироваться с этим тестом, используя другие
начальные буквы.
41-60 баллов. Несомненно, Вы поняли, что при решении этого задания, кроме
находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более
двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, Вы должны думать
о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно (а не
последовательно, как это бывает обычно).
Сколько вы найдете Проделайте то же самое с Проделайте то же самое с
слов, начинающихся сочетанием «БО..» У Вас сочетанием «НЕ..». У Вас одна
с «НО..? У Вас одна одна минута. «БОКАЛ»
минута.
минута.
«НЕЖНОСТЬ»
«НОТАРИУС»
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
Определение уровня творческого потенциала учащихся
Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать
нестандартные решения.
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных
ситуациях.
1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен: а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего
мира: а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той
сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план
своих действий: а) да;
б) часто думаешь, что не сумеешь;
в) да, часто.
6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:
а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;
в) смотря какое дело.
7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты
желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;
в) да, но только если тебе это нравится.
8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем
все: а) да;
б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;
в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда ты терпишь неудачу, то:
а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;
б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;
в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия
непреодолимы.
10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому
уже прошел? а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что
говорилось: а) да, без труда;
б) всего вспомнить не могу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его
по слогам, без ошибки, даже не зная его значения: а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время ты предпочитаешь:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.
15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только
когда:
а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;
б) ты более-менее доволен;
в) тебе еще не все удалось сделать.
16. Когда ты один:
а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;
в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:
а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные
аргументы оппонентов; б) останешься при своем мнении;
в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
Подсчитайте очки, которые вы набрали,
таким образом: за ответ «а» — 3 очка; за
ответ «б» — 1; за ответ «в» — 2.
РЕЗУЛЬТАТ
Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей
любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя;
вопросы 9 и 15-й — постоянство; вопрос 10-й —
амбициозность; вопросы 12 и 13-й — «слуховую»
память; вопрос 11-й — зрительную память; вопрос
14-й — ваше стремление быть независимым; вопросы
16 и 17-й — способность абстрагироваться; вопрос
18-й — степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.
Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала:
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который
представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете
применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы
творчества – высокий уровень.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете
теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые
тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам
творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы
просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может
привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого
и таким образом решите проблему – низкий уровень.

Тест-опросник для определения уровня
самооценки одаренного школьника
Определить собственный уровень самооценки Вы сможете с помощью несложного
теста-опросника. Он включает 32 суждения, по поводу которых возможно пять
вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству
баллов. Отвечая на вопросы теста, Вы проставляете баллы в зависимости от
избранного Вами варианта ответа:
«очень часто» — 4 балла
«часто» —
3 балла
«иногда» —
2 балла
«редко» —
1 балл
«никогда» —
0 баллов.

1.
Я не нуждаюсь в признании моих успехов.
2.
Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.
3.
Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.
4.
Многие мне завидуют.
5.
Меня считают безынициативным.
6.
Я чувствую свою психическую неуравновешенность.
7.
Я боюсь выглядеть смешным.
8.
Я считаю себя малосимпатичным.
9.
Меня охватывает страх перед публичным выступлением.
10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.
11. Я не считаюсь с мнением собеседника.
12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.
13. Меня считают эгоистом.
14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.
15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.
16. Я чрезмерно скромен.
17. Я чувствую никчемность своего существования.
18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.
19. Окружающие ждут от меня многого.
20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.
21. Бремя моих способностей меня удручает.
22. Я склонен к риску и авантюрам.
Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыслями.
24. Я смущаюсь от похвал.
25. Мое высокомерие меня выручает.
26. Я рад, что меня не понимают.
27. Я не чувствую себя в безопасности.
28. Спорить я ни с кем не хочу.
29. Я чувствую себя скованным.
30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.
31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.
32. Мои любимые увлечения меня пугают.
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по
всем 32 суждениям. Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень
самооценки, при котором человек болезненно переживает критические замечания в
свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои
способности, избегает случаи самовыражения.
Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный
учащийся находится в состоянии «обороны» в классе, ощущает неловкость во
взаимоотношениях с соклассниками, «опасается» за непризнание его
интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без
достаточных оснований.
Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о
перфекционизме одаренного учащегося, об отсутствии «комплекса
неполноценности», о редких сомнениях в своих действиях.

3.2. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по программе «Музей – это целый мир» строится на сочетании лекций и
практических занятий. Лекционные занятия предназначены для теоретического
осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются, в
основном, на проблемном уровне. Практические занятия проводятся в залах и архивах
музеев в виде лабораторных работ.
В зависимости от задач, поставленных педагогом, могут использоваться различные
формы занятий:
учебные,
выездные,
практические занятия.
Учебный процесс в рамках одного занятия может быть организован со всей группой
вместе, по подгруппам, и индивидуально, в зависимости от поставленных педагогом
задач.
Индивидуальные занятия предполагают работу ребенка по индивидуальному заданию
и личный устный или письменный отчет в форме доклада, исследовательской работы,
защиты проекта.
Подгруппа учащихся может выполнять задания, поставленное перед ними педагогом
или выбранное ими самостоятельно. Это может быть подготовка и оформление
экспозиции, посвященной определенной теме.
Совместная работа в группе развивает общекультурные умения ученика: умение
вступать в творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми; усиливает
возможности социальной адаптации, т.е. освоить нормы и правила поведения в
коллективе; развивает коммуникативные способности учащихся.
Одной из форм работы, используемой в объединении, является проектная работа –
целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая
под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или
социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного
результата. Итогом работы ученика над проектом может быть сделанное на основе
изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания или коллаж,
альбом, проспект. Например, альбом, посвященный мероприятиям, проводимым в
музее или же проспект по музею.

3.3 Календарно-тематическое планирование

№

1
2

Название
занятия
сентябрь
Вводное занятие

темы Кол-во
часов

2

Основные понятия и 2
термины музееведения

Дата
по
Форма
расписанию
аттестации/
по
по
контроля
плану
факту
входной
контроль

Примечание
(корректировка)

с 4
3- Ознакомление
4 информацией в сети

Интернет,
поиск
основных понятий и
терминов музейного
дела,
составление
словаря
музейных
терминов.
Итого за месяц
8
Октябрь
5

Что такое музей?
Совет музея. Роль
музеев в жизни
человека
Обзорная экскурсия в
школьный музей,
просмотр фрагментов
видео об известных
музеях мира.
История села Сизовка.

2

Символика. Сакского
района, Республики
Крым.
Итого за месяц
ноябрь
9
История символики.
История создания
герба и флага
10 Летопись школы.
11 Изучение истории
школы.
12 Ознакомление с
уставом школы и ее
традициями
Итого за месяц
Декабрь
13 Поисковоисследовательская
деятельность..
14 Встречи с бывшими
учителями и
выпускниками школы.
15 Беседы и интервью с
ними
16 Родословная
Итого за месяц
Итого за 1 полугодие
Январь
17 Генеалогическое
древо семьи. Акция –
конкурс «Самая
интересная

2

6

7
8

тест

2

2

8
2

опрос

2
2

тест

2

8
2

2

2
2
8
32

2

промежуточный
контроль

фотография нашей
семьи и ее история».
18 Проектная работа
«Мое генеалогическое
дерево семьи»,
19 Проектная
деятельность «Из
семейного альбома».
Итого за месяц
Февраль
20 Изучение военной
истории.
21 Подготовка экскурсии.
22

Практическая работа:
сбор материалов о
ветеранах Великой
Отечественной
Войны, афганской
войны - жителях
поселка, выпускниках
школы;
23 Разработка и
проведение экскурсий
по экспозициям
Итого за месяц
Март
24 Акция «Мы против
войны». Литературноисторическая
композиция «Дети
войны».
25 Встречи с ветеранами.
Беседы с ветеранами.
Подготовка экскурсий
26 Изучение
материальной
культуры.
27 Жилище.
Итого за месяц
Апрель
28 Одежда.
29 Утварь
31 Проведение экскурсий
для учащихся
Итого за месяц
Май
32 Краеведческий музей
г. Саки и его история,
посещение
33 Обновление
экспозиции школьного
музея

2
2

презентация
работы
презентация
работы

6
2
2
2

2

экскурсия

8
2

2

2

2
8
2
2
2
8
2

2

экскурсия

34
35

Практическая работа
Повторение

Итого за месяц
Итого за 2 полугодие
Итого за год

4
2

итоговый
контроль

8
42
72

3.4.Лист корректировки дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
«Музей – это целый мир »

№п/п Причина корректировки

Дата

Согласование с
заведующим
подразделения
(подпись


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».